В 28 задании на ЕГЭ могут встретиться задачи на сцепленное наследование. В таком случае важно: уметь определять, что гены сцеплены и указать, какие именно гены наследуются совместно. Это легко сделать, если внимательно проанализировать скрещивания, которые описываются в условии задания. Сегодня мы с вами будем учиться, как это делать.
Задача №1. Для разминки
У гороха гены красной окраски цветков и простых бобов сцеплены друг с другом, рецессивные гены белой окраски цветков и членистых бобов также сцеплены. При скрещивании растений, имеющих красные цветки и простые бобы, и растений, имеющих белые цветки и членистые бобы, было получено 190 растений с красными цветками и простыми бобами и 188 растений с белыми цветками и членистыми бобами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.
Итак, перед нами типичное 28 задание. Первое, что нужно сделать – внимательно прочитать условие.
В задаче говорится о двух признаках: окраске цветков и форме бобов. Окраска цветков может быть красной и белой, а форма бобов – простой и членистой. Также написано: «рецессивные гены белой окраски цветков и членистых бобов», соответственно, белая окраска цветков и членистая форма бобов контролируются рецессивными генами. Теперь можем ввести буквенные обозначения.
Пусть за развитие красной окраски цветков отвечает доминантная аллель А, за развитие белой окраски цветков – рецессивная аллель а; за развитие простых бобов – доминантная аллель В, а за развитие членистых бобов – рецессивная аллель b.
Еще в условии мы видим, что «рецессивные гены белой окраски цветков и членистых бобов также сцеплены». Значит, аллель a наследуется сцепленно с аллелем b, аллель A наследуется сцепленно с B. Оформим «Дано».
Возвращаемся к условию. В нем описывается скрещивание, для которого нам нужно составить схему. Пусть в ней пока недостаточно данных, но постепенно мы заполним пропуски.
Итак, мы можем определить (хотя бы частично) генотипы родительских форм:
- растение с красными цветками и простыми бобами имеет генотип A_B_. На месте пропусков может стоять аллель A или a, аллель B или b. Какие именно аллели должны быть, предстоит определить;
- растение с белыми цветками и членистыми бобами имеет генотип aabb.
Определим (хотя бы частично) генотипы потомства:
- растения с красными цветками и простыми бобами имеют генотип A_B_. На месте пропусков может стоять аллель A или a, аллель B или b. Какие именно аллели должны быть, предстоит определить;
- растения с белыми цветками и членистыми бобами имеет генотип aabb.
Внесем известные данные в схему скрещивания. Можно заметить, что при скрещивании родительских форм с данными генотипами в потомстве появляется растение с генотипом aabb. Такое возможно, только если у каждого родительского растения были оба рецессивных аллеля a и b. Значит, мы можем дописать генотип первого родительского растения, он будет таким: AaBb.
Итак, мы определили генотип родительских форм. Теперь необходимо дописать схему скрещивания.
Однако мы упустили важный момент: в условии было четко обозначено, что гены сцеплены. У нас есть два варианта развития событий. Первое – оставить схему скрещивания в таком виде и в решении прописать, какие гены сцеплены. Второе – переписать схему скрещивания с «палочками», так мы обозначим сцепление генов. В первом случае есть нюанс: надо иметь в виду, что гены сцеплены и не забывать про это по ходу решения. Поэтому мы с вами пойдем вторым путем.
Перепишем схему скрещивания в новом виде: «палочками» обозначим хромосомы, буквами над ними – аллели, которые сцеплены.
Забирай бесплатные уроки по любому предмету ЕГЭ или ОГЭ!