177 подписчиков

Электричество в 19 веке! Изучаем картины.

236 прочитали

Официальным началом эпохи электрификации в России считается 1879 год, когда лампы использовали для освещения Литейного моста в северной столице. Не один год ученые проводили эксперименты, стремясь не отстать от иностранных коллег. В 1880-х годах был учрежден особый отдел, который занялся вопросами внедрения искусственного освещения.

В государственном музее в Москве, поднимаясь с 1 на 2 этаж, люди проходят мимо захватывающих картин на тему электрофикации. Разглядеть их можно, но вывешены они достаточно неудобно, хотя, спасибо и на этом. Я очень старалась получше сфотографировать картины, но они висят довольно высоко над лестницей, не все даже обращают на них внимание, потому что спешат на второй этаж музея. Вот эти картины:

Обращаю ваше внимание на картину ниже (она тоже на лестнице музея): огромный, скорее всего древний монумент или стелла, вокруг ограждение цепями со столбиками. Огонь наверху и масштабный фейерверк не сильно удивляют, но размер памятника впечатляет - примерно 20-30 метров. На этом монументе интересен знак из двух колец. Подписчица группы ВК "Руины и Ринисты" Вероника предположила, что это кацудей.

Отдельно отмечу, что существует уникальная серия картин художника В.С. Розанова «Коронационные иллюминации Москвы. Коронование Николая II» из 14 полотен, написанных в 1896 г. Эти картины не были известны даже специалистам. Их нашли случайно – они были намотаны на барабан, сохранность, к сожалению, оставляла желать лучшего. Реставраторы музея (тоже не вполне ясно- Румянцевского музея или ГИМ) восстановили, но подробностей крайне мало, как и изображений этих картин в сети…

Румянцевский музей — крупнейшее собрание книг, рукописей, живописных произведений, монет, этнографических и исторических материалов в Москве 19 века. Сейчас это Ленинка - Российская государственная библиотека. Я написала в Ленинку, вот ответ:
"... В 1920-х гг. абсолютно все картины и скульптуры Румянцевского музея были распределены из библиотеки по разным музеям.
Коллекция Розанова выставлялась в ГИМ (Государственном историческом музее)."
Логично предположить, что собрание Розанова находится в фондах ГИМ, поскольку основными получателями картин Румянцевского музея стали ГИМ, Третьяковка и Пушкинский музей.

Сведений о художнике Розанове тоже не нашлось. Упоминается только то, что «….Важное место отводится торжествам по случаю коронации императора Александра III в 1883 году, во время которых был открыт Российский Исторический музей и освящен храм Христа Спасителя. Представлена живописная серия «Коронационные иллюминации» художника В.С. Розанова».

Делаем вывод, что он создал серии по коронациям Александра III и Николая. Коронация Александра III состоялась 27 мая 1883 года, а коронация Николая II через 13 лет - 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля.
Электрификация уже идет, но с таким ли размахом или опять с датами путаница?!

Для уравновешивания фактов хочу показать вам фотографии событий и мест, изображенных на картинах В.С. Розанова:

Вот еще две картины на данную тематику, здесь уже внутренние освещенные помещения:

А здесь на картинах чересчур яркая иллюминация и нет имен художников, также не знаю их местонахождение. На первой картине удивляет флаг слева, а также отсутствие фонарных огней в столице в позднее время.

Перед вами дизайн для гравюры "Родство народа... в Реймсе 27 июля 1765 года" ("Réjouissances du Peuple . . . à Reims le 27 aout 1765"), рисунок выполнил Жан Мишель Моро Младший. Памятник гигантских размеров (выше деревьев) и освещен настолько ярко, а ведь это середина 18 века! По бокам от главной арки стоят большие шишковидные железы говорят нам о сакральности этого места.

"Родство народа... в Реймсе 27 июля 1765 года", Жан Мишель Моро Младший
"Родство народа... в Реймсе 27 июля 1765 года", Жан Мишель Моро Младший

Здесь подборка фотографий Электро-Театров начала 20 века. Хочу сказать, что тема электричества всегда привлекала людей.

И в самом конце покажу две картины на тему освещения в 19 веке: "Феста дель Реденторе на Гранд-Канале с понтонным мостом Риальто" и "Вечеринка в Венеции". Написал их итальянский художник Джованни Грубач (1829 – 1919). Есть ли здесь электрофикация или это некие устройства- решать вам. На первой картине большое пламя, это явно не пожар, может быть выступление у старинного Венецианского моста по типу "огненного шоу"?! Впечатляет на обеих картинах украшение на праздничных лодках. На второй картине, где приближена ее часть - явно видны гирлянды.

Как вы считает- что это может быть? Напишите ваше мнение и впечатления от картин и фотографий в комментариях.

Я буду и дальше публиковать захватывающие находки из мира искусства и истории. Интересно? Поставьте лайк, напишите комментарий и/ или подпишитесь на канал "Руины и руинисты".