Многие современные родители стараются сделать из своего ребенка сверхчеловека, отдавая его сразу на несколько секций и дополнительные занятия. Стоит ли гнаться за количеством?
День современного ребенка зачастую расписан по минутам: школа, спорт, танцы, иностранные языки. Приходится буквально бегать с одного занятия на другое. Но будет ли от этого толк и не надорвется ли он физически и морально?
«Не всегда хорошо, что ребенок занимается всеми видами спорта. Бывает, он приходит на мою тренировку, например, после бассейна и ни рукой, ни ногой пошевелить уже не может.
Дети такие активные, но „моторчик“ у них иногда подсаживается
Если человек хочет добиться каких-то результатов, надо выбрать один вид спорта и целенаправленно идти к победе. Некоторых детей заставляют родители, но нужно, чтобы ребенок занимался с желанием. Может, не дзюдо ему нужно, а танцы или шахматы — тут такой широкий выбор! Бывали случаи, что ребенка заставляли — и потом он входил во вкус. Но таких мало. Надо, чтобы в тренировочном процессе и результатах заинтересованы были и дети, и родители», — уверен тренер-преподаватель по дзюдо Алексей Нефедов.
«Должно быть два спортивных направления, в одном из которых ведется работа на результат. Спорт — это воспитание личности. Так мы развиваем в ребенке целеустремленность. Даже если он не станет олимпийским чемпионом, это качество ему обязательно пригодится. Он учится бороться — в первую очередь с собой, и это очень важно! Когда мы берем пять направлений, из них ребенок успевает посещать 20–30 %, где-то появляется раз в неделю, и толка нет.
У него идет полная деконцентрация и формируется понимание: я так сильно занят, что можно нигде не напрягаться
Важно получать от занятий удовольствие. Нужно объяснять ребенку, что спортивные достижения нужны, чтобы он больше узнал, больше посетил разных мест, пообщался с интересными людьми — ведь у тех, кто занимается спортом и чего-то в нем достигает, очень яркая и насыщенная жизнь», — рассказывает тренер-преподаватель по шахматам Аида Авакян.
«При выборе дисциплин дополнительного образования для ребенка, прежде всего, стоит учитывать его интересы, а не интересы родителей. Необходимо наблюдать, спрашивать, быть внимательным к „проявленности“ разного рода действий, разрешить сделать выбор малышу. Ведь интерес побуждает к дальнейшему развитию и результату. Физическую активность стоит чередовать с умственной.
Гиперактивность ребенка можно уравновесить играми на мелкую моторику. Так, не нагружая нервную систему, включаются многие когнитивные функции мозга
Еще очень важно, чтобы у ребенка оставалось свободное время для своих любимых занятий и увлечений и на беседы и „обнимашки“ с родными и близкими», — советует координатор образовательных программ Центра танца Светланы Захаровой Марина Подкорытова.
«Важно понимать риски, ведь несоразмерные нагрузки могут накопиться и обернуться болезнью, нежеланием заниматься, потерей мотивации. У каждого вида спорта свои особенности, которые могут не сочетаться. На плавании, например, нужна мягкая стопа — мы ее разрабатываем. На футболе, баскетболе или атлетике — жесткая, они мышцы забивают специально.
Когда ребенок бежит с плавания на футбол, есть большая вероятность повредить ногу
Нужно учитывать и физическую предрасположенность. К нам пришла девочка на плавание, которая при наклоне достает с лавочки до пола практически локтями. Такая природная гибкость высоко ценится в гимнастике и танцах. Без природной гибкости хорошо даются игровые виды спорта. Крепкий, сбитый ребенок на плавании — как камушек, ему советуем попробовать дзюдо», — объясняет начальник отдела развития физической культуры и спорта Кирилл Паневкин.
«Нужно столько занятий, чтобы ребенку было прикольно заниматься и при этом не страдали остальные сферы жизни — учеба (не только школьная, освоение академических знаний, но и обучение навыкам) и социализация (тренировки ее не заменяют).
Свободная социализация — это поиграть с друзьями вечером во что угодно, погулять, выложить из камней на пляже башню
И третье — творческое выражение. Есть, конечно, родители, которые планируют для детей профессиональную карьеру. Им я советую внимательно изучить статистику — какой процент спортсменов реально достигает высоких результатов, срок пика карьеры и возможность достижений в этом виде спорта без допинга. Навык занятий спортом, опыт физического развития и побед — все это дает спорт, и это очень ценно для развития ребенка. Но всегда важно держать на горизонте точку — зачем вам и ребенку то, чем он сейчас занимается? Что он теряет и что приобретает?» — подводит итог главный специалист психологической службы Университетской медицинской клиники «Сириус», руководитель группы в направлении «Клиническая психология» НТУ «Сириус» Елизавета Заикина.
Универсального решения нет. Кто-то может с удовольствием заниматься в нескольких секциях пять дней в неделю, а для кого-то и двух тренировок много. Некоторые любят конкурировать, а кому-то атмосфера соперничества не нравится. В любом случае нужно ориентироваться на ребенка — учитывать особенности, слушать его и слышать.
Подписывайтесь на нас в Одноклассниках! Для того, чтобы узнавать еще больше интересного ежедневно :)
Интересно? Сделали для вас подборку похожих тем: