Найти тему
КИРИН59 говорит

Кино недели: «Баллада Бастера Скраггса»

Оглавление

Приветствую всех в еженедельной пятничной рубрике, в которой я говорю о своих любимых фильмах и о том, почему они достойны просмотра, первого или повторного.

Сегодня хочу представить крайне удачный пример сочетания сразу двух классических жанров – вестерна и антологии.

История вестерна в кинематографе начинается едва ли не одновременно с историей самого кинематографа. Первым фильмом в жанре принято считать “Большое ограбление поезда” (1903), хотя фильмы о ковбоях в Голливуде снимают аж с 1898 года. А первый фильм-антология (или киноальманах) появился на экранах немногим позже: им стала “Нетерпимость” (1916).

За минувший век оба этих жанра изменялись, расширялись, трансформировались, умирали и возрождались, словно подтверждая известную фразу о вечности искусства.

Картину братьев Коэнов я выбрал не столько из-за любви к их работам, сколько из бесконечной уверенности, что “Баллада Бастера Скраггса” единственный современный представитель кинематографа, идеально сочетающий в себе оба заявленных жанра. И да, этот фильм – очередная квинтэссенция Коэновского стиля, за который их сложно не любить и не восхвалять.

Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Фильм состоит из шести небольших не связанных друг с другом новелл, объединённых только темой Дикого Запада.

Первая история “Баллада Бастера Скраггса” поведает зрителям про очень меткого ковбоя, который будет петь, ломать четвёртую стену и стрелять не только в салуне, но и на классической ковбойской дуэли.

В новелле “Под Алгодонесом” молодой ковбой попытается ограбить одиноко стоящий банк, из-за чего окажется в петле. Дважды.

Тим Блейк нельсон в образе Бастера Скраггса. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Тим Блейк нельсон в образе Бастера Скраггса. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

“Вход за еду” покажет грустную драматическую историю странствующего импресарио и его артиста – молодого человека без рук и ног.

Пожилой старатель прибывает в отдалённую нетронутую долину в новелле “Весь Голд-Каньон” в поисках золота.

Джеймс Франко в образе незадачливого грабителя банка из новеллы “Под Алгодонесом”. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Джеймс Франко в образе незадачливого грабителя банка из новеллы “Под Алгодонесом”. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

Следующая история “Девушка, которая испугалась” расскажет об Элис Лонгбо, которая едет в обозе через прерии к новой жизни. Это путешествие несколько раз изменит жизнь настоящую: девушка потеряет всё, обретёт любовь и увидит индейцев.

Завершится фильм философской новеллой “Останки”, о компании из пяти человек, едущих на закате в дилижансе.

Лиам Нисон в образе импресарио из новеллы “Вход за еду”. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Лиам Нисон в образе импресарио из новеллы “Вход за еду”. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

Как я уже сказал, это типичный Коэновский фильм. Он полон чёрного до абсурда юмора, странных персонажей и нелепых ситуаций, внезапного насилия и неожиданных смертей, которые определили взрослый рейтинг R.

Новеллы разнятся по настроению, динамике и насыщенности, но все равно остаются единым целым, будь то серые пустоши прерий за обозом Элис или живописнейшая долина перед безымянным старателем. Над некоторыми можно посмеяться, над другими погрустить, одни заставляют задуматься, другие восхищают своей кинематографичной красотой.

Кадр из новеллы “Весь Гранд-Каньон”. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из новеллы “Весь Гранд-Каньон”. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Картина дебютировала 31 октября 2018 года на 75-м Венецианском международном кинофестивале, где Коэнам вручили “Золотую озеллу” за сценарий (да, они не только срежиссировали весь фильм, но и написали сценарий, а ещё были его продюсерами и монтажёрами). А через два с половиной месяца поездок по другим фестивалям (МКФ в Нью-Йорке, МКФ в Пусане, КФ в Лондоне, КФ в Новом Орлеане) “Балладу” выпустили на Нетфликс.

В 2019 году картину отметили номинациями несколько престижных кинопремий: “Оскар” (за адаптированный сценарий, костюмы и песню), “Бафта” (костюмы) и Премия гильдии киноактёров (лучший каскадёрский состав). А Национальный совет кинокритиков включил фильм братьев Коэн в свой Топ-10.

Зои Казан в образе Элис Лонгбо из новеллы “Девушка, которая испугалась”. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Зои Казан в образе Элис Лонгбо из новеллы “Девушка, которая испугалась”. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

Рейтинги на момент написания настоящей статьи также оставались довольно неплохими. Например, Кинопоиск и IMDb дают одинаковый балл – 7.3, а критики на Томатах оценили фильм чуть выше, на 89 %.

Рецензенты восхваляли узнаваемый стиль режиссёров, карикатурное (тоже типичная черта Коэновского творчества) отражение “американской противоречивой мифологии”, атмосферный саундтрек, потрясающие костюмы, актёрский состав и все остальное, за что обычно хвалят прекрасные образчики искусства под названием “кино”.

Ругали, что не удивительно, за тоже самое. За стиль, за сюжет, за бессвязность, за маму, за папу, за Нетфликс.

Брендан Глисон в образе ирландца Клэренса из новеллы “Останки”. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/
Брендан Глисон в образе ирландца Клэренса из новеллы “Останки”. Кадр из фильма, источник: https://www.kinopoisk.ru/

Я же был благодарен создателям за такой неожиданный кинематографический эксперимент. Как и всегда с фильмами Итана и Джоэла, они предоставили зрителю самому решить, что в картине стоит воспринимать серьезно, а что с юмором. И сделали это на своём обычном уровне, который часто характеризуют одним ёмким словом “мастерство”.

Поэтому “Баллада Бастера Скраггса” не просто вестерн-антология, мастерски снятая талантливыми людьми, это – Хорошее Кино.