Найти в Дзене
Горизонт Событий

Show must go on!

Основатели великих религий в мире — всего лишь вдохновенные люди, несущие святые послания в разные уголки мира спустя разные промежутки времени. Бахаизм — это не организация, а система мышления и новый образ жизни. Камар Бахаи. «Баха Улла», 1953 Религию придумать мало, её ещё нужно распространить. А вот Шоги как мы помним даже с паствой общался неохотно, а не то что с потенциальными прозелитами. А тут такой рост, который и после смерти Хранителя последнего наследника Богоявления продолжился и в настоящее время по достаточно скромным оценкам численность последователей достигает 5 миллионов человек (есть мнение что и 8). Религия прошла обкатку на представителях элит из уст в уста, а дальше? Как же её массово в народ запустить? Была, например, проповедница Марта Луиза Рут (1872-1939гг), американка принявшая веру бахаи после личного знакомства с Абдул-Баха во время его визита в США (о вере она узнала от людей совершивших паломничество в Акко). Она очень много путешествовала и выступала с л
Основатели великих религий в мире — всего лишь вдохновенные люди, несущие святые послания в разные уголки мира спустя разные промежутки времени. Бахаизм — это не организация, а система мышления и новый образ жизни.

Камар Бахаи. «Баха Улла», 1953

Религию придумать мало, её ещё нужно распространить. А вот Шоги как мы помним даже с паствой общался неохотно, а не то что с потенциальными прозелитами. А тут такой рост, который и после смерти Хранителя последнего наследника Богоявления продолжился и в настоящее время по достаточно скромным оценкам численность последователей достигает 5 миллионов человек (есть мнение что и 8). Религия прошла обкатку на представителях элит из уст в уста, а дальше? Как же её массово в народ запустить?

Марта Рут (здесь и далее изображения из открытых источников)
Марта Рут (здесь и далее изображения из открытых источников)

Была, например, проповедница Марта Луиза Рут (1872-1939гг), американка принявшая веру бахаи после личного знакомства с Абдул-Баха во время его визита в США (о вере она узнала от людей совершивших паломничество в Акко). Она очень много путешествовала и выступала с лекциями в различных учебных заведениях (более 400). Также она очень много встречалась с государственными деятелями различных стран в том числе и первыми лицами. Считается что она обратила в веру бахаи королеву Румынии Марию.

Мулла Мохаммад Заранди
Мулла Мохаммад Заранди

Очень многое сделал Набиль Азама (Мулла Мохаммад Заранди 1831-1892гг). Пастух из Персии, ещё пацаном принявшим призыв Баби, путешествовавший по стране и рассказывающий об учении Баба. Позже он одним из первых примкнул к Бахаулле ещё в Тегеране. За годы он превратился в авторитета теологии веры бахаи. Ему позволялось толкование текстов Баба и Бахауллы. Он посещал от имени движения Персию, Египет и Среднюю Азию налаживая связи между общинами. Но это было ещё даже при жизни Бахауллы.

Но это всё не несло большого эффекта в массы. Дальше необходимо было подключать СМИ!

В Иране был такой писатель и учёный Фазл'олла Мохтади Собхи (1897-1962). Его бабушка была приверженкой веры Баби и крестила своих детей в эту веру, таким образом писатель родился в семье тайных бабидов. Та бабушка была тётей третьей жены Бахауллы. Он много путешествовал по региону «Большой Иран» (в том числе и Азербайджан, Грузию и Среднюю Азию) с миссионерской миссией, а заодно и переписывал фольклор местного населения. Вот с пересказом этого фольклора он попал на радио, где помимо прочего продвигал идеи бахаи. Но со временем он начал усиленно критиковать Шоги Эффенди и был записан в отступники. Он посещал в Хайфе и Абдул-Баха и Шоги (был тогда секретарём). Он выдвигал обвинения к руководству общины в финансовой нечистоплотности и узурпации власти.

Но по -настоящему продвинул через радио и телевизор идеи бахаи Хасан Балюзи. Он родился в Ширазе в 1908 году и был как по отцу так и матери Афнаном то есть считается родственником Баби.

Отвлекусь, так чтобы два раза не вставать. Насколько мы помним Баб- Сейид Али Мухаммад Ширази потомков не оставил, его единственный сын умер в раннем детстве. У его жены Хадиджи-Багум было два брата, так вот потомки этих братьев и родственников Баба (дядей) носят титул Афнан. Афнаны считают себя сейидами, то есть потомками третьего непорочного имама Хусейна (а следовательно имама Али и Пророка Мухаммеда). Гугл переводит нам как «филиал», но более точно «ответвление», а по смыслу «наследник». Афнаны создали международную корпорацию по торговле из Ирана с представительствами в Бейруте, Бомбее, Ашхабаде, Гонк-Конге, ну мы помним что Баб торговал рыбой- это был их семейный бизнес. Считается, что один из Афнанов был государственным деятелем в чьё ведение входило управление портами Ирана. Афнаны создали в Бомбее печатное заведение, где издавалась первая литература бабидов и бахаи.

Хасан Балюзи с будущей женой 1930-е годы
Хасан Балюзи с будущей женой 1930-е годы

Ну вернёмся к Балюзи, его отец был государственным деятелем, но во время ПМВ семья была изгнана в Индию. Хасан учился в Колледже епископов римско-католической епархии в Бомбее. Вскоре семья переехала на Кипр где его отец продолжил карьеру чиновника и учился. После смерти отца в 1921 мать вернулась в Шираз, а Хасан уже год был в Лондоне с подачи Эдварда Брауна, но обучение он продолжил в уже знакомом нам Американском институте Бейрута (там же учился Шоги и Хайрула, прямо кузница кадров бахаи). Проживая в Бейруте он много общается с Шоги Эффенди и решает принять веру бахаи. В 1932 году едет в Лондон для продолжения учёбы, там он пишет статьи в газеты, принимает участие в театральной деятельности и начинает писать биографические статьи про Баба, Бахауллу и бахаи. В 1938 году он ставит драматическую пьесу «Семь долин» о жизни Бахауллы, где сам играет главную роль.

Хасан Балюзи
Хасан Балюзи

Он создаёт библиотечный фонд (библиотека Афнан) по изучению религии, пишет книги, читает лекции, но самое главное в 1942 году он начинает работать на ВВС и какое-то время возглавляет там персидскую секцию. Он готовил и вёл передачи по истории Ирана. Он был голосом одной из самых крупных радиовещательных корпораций мира. В том числе этот голос проповедовал добрейшую религию бахаи, сравнивая её с христианством.

В 1957 году Шоги провозглашает его Десницей дела.

В 1976 году он издаёт книгу «Мухаммед и развитие ислама», которая легла в основу многих современных программ (!) по исламоведению.

Умер в 1980 году.