Как английский пират Томас Кавендиш спас испанцев, которых собирался грабить

Разумеется, сделал он это не без выгоды для себя. С другой стороны, было бы удивительно, если бы он сделал это из чистого альтруизма.

Разумеется, сделал он это не без выгоды для себя. С другой стороны, было бы удивительно, если бы он сделал это из чистого альтруизма. Как-никак экспедиция стоила денег и больших, потому он планировал вернуться неплохо заработав.

Начало можно почитать тут:

Томас Кавендиш - британский пират, подражавший Френсису Дрейку
Невыдуманные пиратские истории3 марта 2023

Проплывав Магелланов пролив, команда кораблей Кавендиша увидела на берегу измождённых людей в лохмотьях, которые махали руками и звали на помощь проплывающие мимо корабли.

Кавендиш распорядился доставить людей на корабли, что и было сделано. Перед ним предстало 24 испанца, которые не сильно огорчились от того, что попали в плен к своим злейшим врагам. Между смертью и пленом выбор для них был достаточно очевиден - плен. Как оказалось, виноват в таком плачевном положении испанцев был тот британец, которому подражал Томас Кавендиш - Френсис Дрейк.

Когда информация о бесчинствах Дрейка достигла Испании, её король Филипп решил "принять меры". Первым делом было решено, что любое открытие, совершенное испанцами в Америке является государственно тайной. Судя по всему, это было сделано с тем прицелом, чтобы эти открытия не становились тут же известны испанским врагам, которые только и рады были поживиться за счёт грабежей новых испанских владений. На защиту всех колоний у Мадрида ресурсов не было.

Испанцев поразила легкость, с которой Дрейк прошёл Магелланов пролив. Он был первым европейцем - после Магеллана - кому удалось его преодолеть без серьёзных для себя потерь. Этот пролив сгубил многих, как и многих вернул обратно. Эта учесть постигла и корабли Кортеса. Для того, чтобы решить проблему пролива, вице-королю Перу было приказано снарядить экспедицию под руководством опытного и сообразительного капитана.

Выбор пал на Педро Сармиенто, первооткрывателя Соломоновых островов. Он нашёл западный вход в пролив, благополучно провёл через него свои корабли и привел их в Испанию. Король Филипп был доволен, ведь Сармиенто оказался первым испанцем, прошедшим этот пролив. И этот капитан предложил интересную идею испанскому монарху - разместить в проливе крепость, которая "закроет" пролив для кораблей иностранных государств. Филипп идею поддержал и эскадра испанских кораблей, груженная припасами, с большим отрядом солдат и колонистов подошла к проливу.

У восточного входа в пролив была основана крепость, получившая название "Номбре де Хесус". В ней расположился гарнизон в 150 испанских солдат. После этого эскадра последовала дальше в самое узкое место пролива и в 45 милях от первой крепости был заложен город-форт "Эль Сьюдад дель Рей Фелипе" - "Город короля Филиппа". Там поселилось 400 солдат и колонистов с запасами продовольствия на 8 месяцев.

После этого Сармиенто вернулся в Испанию, даже не подозревая о том, что его руками была сотворена самая трагическая страница в испанской истории колонизации Нового Света.

Эта колония в проливе просуществовала два года. Испанцы пытались пахать каменистую землю, чтобы выращивать привезённый с собой ячмень, но дожди смывали посевы, а то что умудрялось прорастать гибло под холодными ветрами. Когда припасы подошли к концу, колонисты начали собирать улиток, есть моллюсков и пытались ловить рыбу. Многие из них умерли от цинги и дизентерии, а также в постоянных боях с индейцами Огненной Земли [архипелаг между Атлантическим и Тихим океанами на юге Южной Америки].

Когда же дышать в поселении из-за смрада разлагающихся тел стало невозможно, оставшиеся в живых решили его покинуть и отправились к Атлантическому побережью, где они объединились с жителями первой крепости. Здесь природа была не сильно благосклонней к поселенцам и выживали они в основном за счёт того, что океан выбрасывал на берег, кореньями и чайками. Так они просуществовали здесь целый год. Последние выжившие решили отправиться пешком на север к испанским поселениям в устье Ла-Платы. Откровенно говоря, шансов добраться туда у них не было. В момент сборов испанцы увидели паруса кораблей Кавендиша, что и сохранило им жизнь.

Англичане решили высадиться на берег и не нашли там даже пресной воды, назвав это место "Порт Голода".

В разных источника численность выживших разница. Где пишут, что выжил чуть ли не один из двух тысяч человек. Где пишут про 18.

В Эль Сьюдад дель Рей Фелипе испанцы показали, где зарыты пушки, которые приказал зарыть последний из комендантов крепости. Англичане их вырыли. Калибры этих пушек были больше, чем калибры английских корабельных пушек и пригодились Кавендишу при нападении на испанские галеоны.

Перед отплытием англичане обошли дома, в которых остались только скелеты погибших испанцев. Но хоронить их никто не стал, индейцы с Огненной Земли внимательно наблюдали за происходящим.

Продолжение следует....