Найти тему

"Marmon-Herrington CTVL: короткий танк для Мексики"

Недавно на этом канале опубликовали статью "Ромб" из Мексики, которая рассказывает о первой попытке постройки танка в этой стране. В заключении статьи отмечается, что в конце 1930-х годов Мексика закупила крайне необычные танки. В этой статье мы обсудим именно эту чудо-машину - легкий танк Marmon-Herrington CTVL.

Фирма Marmon-Herrington начала заниматься созданием легких танков в середине 1930-х годов, когда спрос на бронированные машины существенно возрос (в первую очередь из-за более технического совершенства и их доступности по цене). Основной потребностью на тот момент были легкие танки с пушечным вооружением, которые были маневренными, могли противостоять легкобронированным целям и пехоте, и не требовали больших расходов на эксплуатацию. В то время как фирмы Vickers (подарившие этому миру танк Виккерс 6-тонный) и Carden-Lloyd (известные танкеткой "Карден-Лойд") уже доминировали на рынке легких танков. Marmon-Herrington, которая до этого времени занималась производством тракторов, имела определенные преимущества в создании танковых шасси. Тем не менее, производство боевых машин было накладным делом, и только несколько крупных американских компаний занимались производством гусеничных танков.

Несмотря на это, Marmon-Herrington не пыталась конкурировать на американском рынке и сосредоточилась на зарубежных заказах (вероятно, об этом дал знать опыт танков Кристи). Эта стратегия оказалась довольно успешной, и компания смогла занять свою нишу в мировом производстве легких танков. Создание и развитие легких танков – процесс, который начался в середине 1930-х годов и имел свои особенности. Наибольшим спросом пользовались легкие танки с пушечным вооружением, которые могли бороться как с пехотой, так и с легкобронированными целями.

М1928
М1928

В то время как фирмы Vickers и Carden-Lloyd были лидерами на рынке легких танков, Marmon Herrington имела определенные преимущества в создании танковых шасси, благодаря своему опыту в производстве тракторов. Тем не менее, производство танков было довольно дорогостоящим делом, и только несколько крупных американских компаний занимались этим бизнесом.

Грузовики HH6-COE4 производства Marmon-Herrington на которые установлены "Катюши".
Грузовики HH6-COE4 производства Marmon-Herrington на которые установлены "Катюши".

Marmon-Herrington не стала конкурировать на американском рынке, а сосредоточилась на зарубежных заказах, что привело к успеху компании в производстве легких танков. Мексиканское правительство проявило интерес к возможностям американской фирмы, так как проект был дешевым и экономичным в эксплуатации. Благодаря своему "тракторному" прошлому, было собрано четыре танкетки и доставлены в Мексику в 1938 году после коротких переговоров.

Смотр подразделения танков CTVL мексиканской армии
Смотр подразделения танков CTVL мексиканской армии

Первый опытный образец боевой машины с индексом CTVL был запущен на испытания в 1937 году. Он был создан на основе усовершенствованного тракторного шасси, оснащенного четырьмя опорными катками и одним поддерживающим роликом на каждой стороне. Направляющие колеса располагались спереди, а ведущие колеса были сзади. Гусеница состояла из резинометаллических траков. Корпус танка представлял собой бронированную коробку с характерной высокой надстройкой, в которой размещался экипаж из двух человек: водитель справа и командир слева.

-5

Компоновка корпуса была практически классической (практически - ключевое слово): трансмиссия располагалась спереди, совмещенное отделение управления и боевое отделение располагались в средней части, а моторное отделение было сзади. Танк оснащался бензиновым двигателем Ford V8-81A мощностью 85 л.с., рабочим объемом 221 куб. см. Вооружение состояло из двух курсовых пулеметов калибра 7,62 мм Browning M1919A4, установленных в раздельных установках.

Таким образом, Marmon-Herrington CTVL был первым танком Мексики, и представлял собой необычное сочетание тракторной базы и бронированного корпуса с оружием. Эти танки были закуплены Мексикой в конце 1930-х годов и использовались в течение пяти лет, прежде чем были заменены на более современные модели, как например, М5 "Стюарт". Служба CTVL продлилась недолго (можно сказать она была коротка), а в историографии получил звание "самого короткого танка в мире". Однако это можно смело утвердить факт. CTVL, по моему мнению, стал интересным экспериментом в области танкостроения. Эта история является хорошим примером того, как инновационные и нестандартные подходы могут привести к созданию уникальных машин.