133K подписчиков

Иконопочитание или иконопоклонение: некоторые итоги

635 прочитали
Хочу подвести итог небольшому циклу о переделке храмов Святой Руси под Византийский образец - с иконами вместо орнамента и знаков.

Хочу подвести итог небольшому циклу о переделке храмов Святой Руси под Византийский образец - с иконами вместо орнамента и знаков. Я отношусь с великим почтением и благоговением к любому настоящему вдохновенному искусству, и потому не являюсь, что называется, "иконоборцем". Вряд ли у кого из читателей найдется дома столько репродукций икон (в основном пророческих), как у меня. Ко всему этому отношусь с любовью и уважением. Но вот поклоняться могу, по заповеди, только Богу.

Это - мое личное. Почитание и уважение (к которому и призывали соборы) для меня есть разные вещи, а вы, друзья, поступайте как хотите, по удостоверению своего ума - поклоняйтесь, почитайте, что хотите, то и делайте. Но помните историю падения Рима, потом Византии, потом Святой Руси. И помните, что у нас - многоконфессиональная страна, и что мы живем, и нам еще жить (если мы хотим вообще жить) и трудиться с мусульманами, и что уроки прошлого могут помочь нам избежать многих трагических ошибок в настоящем и ближайшем будущем.

Краткий обзор истории

"Иконоборцы" прошлых веков, кстати, были не такими уж и иконоборцами - в отличие от своих противников, они не разрушали изображения (за редким исключением) и не преследовали иконопочитателей. И только в том случае императоры-иконоборцы прибегали к арестам, когда иконопоклонники поднимали открытый мятеж против имперетора, патриарха, государства и фактически всей Византийской и Всемирной церкви. Бунтовщиков и призывающих убить императора и патриарха власти арестовывали на какое-то время. Потом отпускали. (На мой взгляд - слишком мягко поступали с бунтовщиками и революционерами, что в конце концов разлагает дисциплину.) Империя процветала - воцарился мир внутри и во вне, возвращены были фактически все утраченные прежде, из-за нелепой вражды с мусульманами, территории.

Но вот когда к власти пришла Ирина и ее ватиканские советники, то кровь полилась рекой внутри страны, экономика была напрочь разрушена (так как основывалась на трудах тех, кого теперь гнали и убивали), а мусульмане в конечном счете пошли на Византию и всю ее завоевали. Все это, конечно, говорит не совсем в пользу разумности и уместности реформы Ирины, если верить словам Спасителя: "по делам их узнаете их". Надеюсь, Господь даровал Ирине дух покаяния и спасет ее грешную душу. Но это Ему решать, ни нам, ни соборам.

Императрица Ирина
Императрица Ирина

Мы с вами коротко пробежались уже в этом цикле по печальной истории Византии, которая венчалась "торжеством Православия" и последующим исчезновением Византии и Православия на Востоке. Можно ли увидеть в этом страшном падении урок? Да, для любящих свою страну, для любящих настоящее Православие - можно. Для фанатиков и ура-патриотов, регулярно разрушающих все вокруг себя - нельзя. Но всегда в Священном Писании такие трагические события, как падение царств (особенно исповедующих веру в Единого Бога) являются (1) результатом отступничества от Бога, и (2) призваны служить наглядным уроком для последующих поколений.

Я не хочу ставить уничтожение христианской Византии в прямую зависимость от реформы Ирины. Но, вот, не по Апостолу она поступала, который говорил:

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 1-е послание Тимофею 2

Ну какое безмолвие у Ирины? Какая покорность? Мужа, историки считают, она тоже отравила. Так это или не так не знаю, я там свечку не держал, а вот про остальные злодеяния все историки, увы, соглашаются. А еще апостол Павел писал:

34 Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. 1-е послание Коринфянам 14.
Императрица Феодора.
Императрица Феодора.

Ну, ладно, пусть не молчат жены, но уж слишком много, мне кажется, Ирина наговорила в церкви да на соборе. Да и потом, обратите внимание, когда сменится династия и когда будет восстановлен мир с мусульманами, и приостановлены решения собора 787-го года, прекратятся гонения - появляется новый бич Божий, императрица Феодора, которая много говорит, и в 843 г. опять приступает к гонениям на "иконоборцев", чем окончательно разрушает страну.

В 843 году Феодора посылает в Малую Азию, которая не согласилась с ее новой религиозной реформой, огромное войско с обширными полномочиями карательной экспедиции. В результате этого крестового похода было казнено сто тысяч человек. Христиан топили в море, распинали на крестах, замучивали до смерти, обезглавливали. Все это, конечно, во имя торжества “чистой веры” (История Византии,  М., 1967, изд. Наука, т.2, стр. 79). Узнав об этом мусульмане засобирались в новый поход на Византию, который обернется для Феодоры и ее страны непоправимыми последствиями. Но это уже, как говорится - история.

Да и на Руси старые церковные фрески и орнаменты стали закрашивать и срубать с приходом Софьи Палеолог. Тогда же, как и в Византие (перенесено было на Русь Византийское законодательство), у нас начали убивать, сжигать несогласных - то есть предыдущую, более древнюю христианскую традицию, цивилизацию. Вот и не верь после этого Апостолу, сказавшему: "Жёны ваши в церквах да молчат". Простите меня, дорогие женщины, я знаю - вы молчать не можете, да и я не о вас. Но вот этим двум-трем женщинам - им следовало бы помолчать в свое время. Впрочем, на все воля Божия, и когда Он решает наказать - Он ставит во главе его язву. За все слава Богу!

Софья Палеолог
Софья Палеолог

Иконоборцы, кстати, не во всем были правы, и иконопочитатели удачно использовали их ошибочную позицию по отношению к религиозной живописи, справедливо указав на то, что сам Бог в Ветхом Завете повелел сделать “искусною работой херувимов” в храме. Затем они сослались на труды отцов церкви 4-го века, а именно Василия Великого и Григория Богослова, в которых  есть советы использовать священные изображения для украшения храмов. Это верно.

Однако из этого они сделали неправомерные и далеко идущие выводы о том, что иконопоклонение (именно - поклонение) имеет библейскую основу, и также подтверждено авторитетными высказываниями вышеупомянутых отцов. И если упрек иконоборцам в отрицании  религиозной живописи и был правомерен, то нельзя было использовать этот аргумент в том плане, чтобы оправдать те злоупотребления культом икон, которые впоследствии возникли, когда икона была наделена сакральным богослужебным значением и сделалась предметом поклонения.

Хочу подвести итог небольшому циклу о переделке храмов Святой Руси под Византийский образец - с иконами вместо орнамента и знаков.-5

Любой священный предмет, находящийся в храме, может быть использован не так, как Господь этого ожидает от верующих. Ярким примером является  то, что произошло с медным змием, который был сделан Моисеем по повелению Божию в пустыне. В свое время там, в пустыне всякий верующий, взирая на него, мог исцеляться от укусов змей. Таким образом, можно считать, что медный змей, вознесенный на древо, имел чудотворные свойства и, кроме того, впоследствии был помещен в храме Соломона. А храм и все, что в нем было, было освящено Богом, как свидетельствует об этом Писание.  (3Цар., гл.8). Однако когда народ стал поклоняться и кадить перед медным змием, придавая ему сакральное  магическое значение, благочестивый царь Езекия истребил его, как свидетельствует об этом 4 Цар. 18,4.

Вне всякого сомнения, народ Израильский помнил историю создания медного змия в пустыне Моисеем и мог сослаться на то, что он сделан по повелению Божию, что через него Господь совершал чудеса исцеления. Но это не давало права народу совершать такого рода поклонение, которое приличествует одному Богу. Именно такого рода ситуации наиболее рискованы, когда под видом религиозного служения проникает запрещеная Богом религиозная практика. Когда почитание кого-то или чего-то кроме Бога переходит в поклонение - ревность Божия возгорается. Остальное, как говорится - история.

Роль Папства

Интересно, что на протяжении нескольких столетий только те области, что находились в прямой зависимости от Ватикана и папства, принимали практику иконопоклонения - и то лишь за обещание помочь. Но помощь от папства никогда православным не приходила. Папы, конечно, обещали помочь - если их будут во всем слушаться. Ирина слушалась. Помощь не пришла. Ну и хорошо, потому что когда "папская помощь" наконец пришла в Византию, то мало не показалось - это был самый страшный Троянский конь в истории. Вот что говорит Википедия (слишком мягко) о результатах Четвертого крестового похода, когда Папа послал войска "на помощь бедным византийцам против ужасных сарацин":

Крестоносцы входят в Царьград - со всех сторон
Крестоносцы входят в Царьград - со всех сторон
"В 1204 году «освободители Гроба Господня штурмом овладели византийской столицей. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии. Пришедшие с ними священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий; погибли и многие христиане-горожане."

Великий город был почти полностью разрушен. Ведь с точки зрения папистов византийцы были еретики. Вот так вернулась домой, простите меня за освещение этих фактов, игра в "убей еретиков", затеянная Ириной - прямо на несчастных византийцев. После этого удара византийская столица никогда уже не оправится. И когда город будет взят турками, то его жители даже вздохнут с облегчением: мусульмане не грабили и не убивали горожан и не сжигали города, как сделали то христианские, католические братья, память о которых все еще была свежа. Они лишь стали брать с христиан небольшой налог.

Расправа крестоносцев над жителями Царьграда
Расправа крестоносцев над жителями Царьграда

На Западе папство знали куда лучше, и в Германии, к примеру, Франкфуртский собор 794 года запретил иконопочитание - немцам показалось, что через навязывание этой практики папство пытается вмешиваться в их внутренние дела (так и было). Парижский собор сделал то же самое в 825 году (см. Карташев, стр. 531). Неискушенные  философским мудрствованием французы той эпохи просто высказали свое отношение к иконопочитанию: они заявили, что иконы должны служить для украшения церквей и для напоминания  о событиях священной истории, но поклонение иконам запрещалось. Не был признан "собор Ирины" (как его тогда называли) и армянской  церковью, и другими восточными Православными церквами. Можно было уважать, почитать религиозное искусство и иконы, но поклонение строго воспрещалось.

Выводы

Насильственное навязывание людям практики иконопочитания оказалась ущербной не только в плане краха христианской империи и цивилизации на Востоке. Закрепив определенный тип поклонения и канонизируя его, людей лишали той свободы поклонения Богу “в духе и истине”, который Христос желает и ищет у Своих поклонников. (Иоан. 4,23). "Поклоняйся иконам - или умрешь мучительной смертью, ты и твоя семья" - вот, увы, был главный и единственный аргумент, представленный в ту пору людям.

Даже согласно решениям "собора Ирины" перед иконой нельзя поклоняться как перед Богом, но нужно поклоняться “почтительным поклонением”. Если человек поклоняется иконе как подобает поклоняться Самому Богу, то человек нарушает заповедь Божию и повеление даже "собора Ирины", Седьмого вселенского собора, который запрещает совершать перед иконой Божественное поклонение и служение. Иконопочитатели, однако, утверждают, что “почитательное поклонение можно воздавать всем", а служить только Богу. Вот что говорит по этому поводу святой Анастасий, епископ Феопольский:

“Мы поклоняемся и святым людям, и ангелам, но не служим им, как богам, ибо Моисей говорит: Господу Богу твоему поклоняйся и Тому Единому послужи... Значит, можно поклоняться и не Богу, потому что поклонение есть выражение почтения, служить же нельзя  никому, кроме Бога."(Карташев, стр. 499).

О том, можно ли действительно "поклоняться и не Богу" много было споров, и многие святые мужи, канонизированные церковью на Западе и Востоке, выступали - кто за, а кто против этого учения. Можно было бы бесконечно долго разбирать эти столетия споров, столетия преследований, столетия войн - и я многократно делал это вместе со своими студентами. Но мне уже не хочется этого делать, если честно. Я устал, и я не Собор и не религиозный фанатик, чтобы кому-то чего-то навязывать. Мы говорим об истории, а рассудит все Господь. Он судит не по решениям Соборов и императриц, но по Своему Царственному Закону. И еще - Он судит не по форме, не по формату, не по обряду - Он смотрит в сердце. А я еще раз повторю вместе с апостолом: "Каждый поступай по удостоверению своего ума".