Найти в Дзене
Записки воспитателя

Раскраски для детей: виды и польза

Раскраски для детей — это не просто развлечение, но и важный инструмент для обучения и развития. Раскраски для детей развивают разные аспекты: мелкую моторику, творчество, внимание и эмоции. Это занятие сочетает элементы обучения, творчества и игры, помогает сформировать навыки, которые пригодятся в будущем.  Желательно чередовать форматы раскрасок, чтобы делать этот вид досуга разнообразным для ребёнка.
Оглавление

Раскраски для детей — это не просто развлечение, но и важный инструмент для обучения и развития.

Раскраски для детей развивают разные аспекты: мелкую моторику, творчество, внимание и эмоции. Это занятие сочетает элементы обучения, творчества и игры, помогает сформировать навыки, которые пригодятся в будущем. 

Мелкая моторика

  • Развитие координации движений. Ребёнок учится контролировать движения руки и точно наносить краску или цвет на картинку. Это помогает:
  • Подготовить руку к письму — раскрашивая картинку, не заходя за контур, ребёнок учится видеть границы строки, что пригодится для написания букв.
  • Развивать зрительно-моторную координацию — раскрашивая, ребёнок заштриховывает определённую область, стараясь не выходить за пределы линий, что развивает координацию рук и глаз.
  • Развивать навыки управления ведущей рукой — раскрашивание помогает ребёнку почувствовать свою ведущую руку и научиться управлять ею: движения пальцев становятся уверенными, штрихи чёткими.

Творчество

  • Развитие творческого мышления — ребёнок учится сочетать цвета, придумывать новые образы, экспериментировать с формами и композициями. 
  • Развитие воображения — ребёнок может представить, как животное или предмет будет выглядеть в различных цветах, придумать новую историю для персонажей на странице. 
  • Стимуляция к созданию собственных произведений искусства — каждый рисунок становится личным произведением искусства, что помогает развивать креативность и чувство гордости за работу. 

Внимание

  • Развитие усидчивости и терпения — особенно в раскрасках с мелкими деталями, ребёнку нужно сосредоточиться и приложить усилия, чтобы довести работу до конца. В процессе ребёнок учится быть внимательным к мелочам и завершать начатое дело.
  • Развитие пространственного мышления — раскрашивание помогает различать размеры, формы и пропорции, работать с контурами, понимать, как объекты соотносятся друг с другом в пространстве.
  • Развитие логического мышления — раскраски с задачами, которые требуют решения (например, найти определённые фигуры или цвета), развивают логическое мышление.

Эмоции

  • Способ самовыражения — дети передают эмоции через цвет, созданный мир становится отражением их внутреннего состояния. Оттенки в работе ассоциируются с различными настроениями, выбирая их, ребёнок учится лучше понимать собственные эмоциональные состояния. 
  • Усиление эмоциональной связи — например, раскрашивание любимых героев, что усиливает эмоциональную связь с историями и персонажами, которых ребёнок знает и любит. 
  • Способ переключить внимание — раскрашивание помогает переключить внимание ребёнка, отвлечь его от стрессовой ситуации. 
-2

Некоторые виды раскрасок для детей:

  • Классические (контурные). На белом листе бумаги — контур изображения, которое ребёнок раскрашивает карандашами или красками. Темы раскрасок могут быть разными: от односложных картинок до сложных сюжетных.
  • «Волшебные» (водные). Поверхность бумаги таких раскрасок содержит красящий слой. Ребёнок мокрой кисточкой водит по картинке, и на бумаге появляется цвет. Такие раскраски предназначены для самых маленьких.
-3
  • Сказки-раскраски. В таких раскрасках изображение сопровождается текстом. Это может быть небольшое стихотворение или целая сказка, расположенные под рисунком.
-4
  • Обучающие раскраски. Это раскраски с буквами и цифрами. Ребёнок раскрашивает предметы, начинающиеся с конкретной буквы.
-5
  • Раскраски с заданиями. Прежде чем раскрашивать, ребёнку нужно выполнить задание, например, соединить точки, обвести контур, найти одинаковые предметы на картинке.
-6
  • Объёмные раскраски-игрушки. Поверхность игрушки белая с чёрными контурами. Ребёнок раскрашивает и «создаёт» себе игрушку.
Фото взято из интернета
Фото взято из интернета
  • 3D-раскраски. В таких тетрадках предлагается раскрасить изображение, а затем, при помощи специальных очков или приложений, картинка «оживает» в 3D.
Фото взято из интернета
Фото взято из интернета
  • Абстрактные раскраски. Содержат замысловатые узоры и формы, которые не связаны с реальными объектами. Это отличное занятие для развития воображения и экспериментов с цветами.
Фото взято из интернета
Фото взято из интернета
  • Сезонные и тематические раскраски. Эти раскраски посвящены праздникам и временам года: Новый год, Рождество, Пасха, весна, лето, осень и зима.

Желательно чередовать форматы раскрасок, чтобы делать этот вид досуга разнообразным для ребёнка.

При выборе раскрасок стоит учитывать следующее:

  • Возраст. Для малышей подходят простые раскраски с крупными изображениями. Детям 4–5 лет можно выбирать сюжетные раскраски с заданиями. Для детей постарше подойдут раскраски по номерам, обучающие (с буквами, счётом, логикой).
-10
  • Пол ребёнка. Обычно мальчики тянутся к раскраскам с машинками и роботами, а девочки выбирают раскраски с феями, цветами, сказочными сюжетами. Но не стоит строго придерживаться разделения по половому признаку.
  • Интересы ребёнка. Подойдут раскраски с любимыми персонажами (мультфильмов, сказок, фильмов, видеоигр)
  • Качество бумаги. Чем плотнее и светлее листы, чем контрастнее на них выглядят контуры раскраски, тем приятнее будет ребёнку иметь с ней дело.
  • Безопасность материалов. Раскраски и карандаши должны быть изготовлены из безопасных материалов, не содержащих токсичных веществ.