Вольная поездка в НаседКино, август 2023г.
О том, что на Северо-Востоке Забайкалья строится ЗИФ НаседКино, узнал в октябре 2015г в Чите, когда по предложению Янчукова С.В. прилетели на совещание по схеме будущей фабрики. Там, на совещании, встретил Егорыча М., который тогда был начальником ещё несуществующей ЗИФ Наседкино. Фабрику строила компания Мангазея. В то время обсуждали два варианта: стадиальное дробление с шаровым измельчением и полусамоизмельчение в Каскаде, который мною предлагался. Но выбрали первый.
Много позже (2020г?) туда перешел работать исполнительным директором - наш хороший знакомый (Шеф) по работе в Петропавловске. Летом 2021г он звонил мне с предложением приехать туда на ЗИФ на аудит рудоподготовки, т.к. завязли с переработкой руды. Сказал, что мне позвонят. Но никто не звонил и всё как-то забылось, тем более, что свирепствовал Ковид.
Осенью 2022г Шеф был в столице по делам, мы созвонились, встретились, пообщались. Шеф рассказал, в чем проблемы ЗИФ и предложил приехать посмотреть (аудит) и помочь советом. Но тогда, на Зиму глядя, это откладывалось на теплые времена.
Подготовка поездки.
В мае 2023г, когда поздравлял всех знакомых с праздниками, Шеф снова вышел на меня, с вопросом о возможности приехать к ним. Ответил, что готов. Через неделю позвонила начальница ЗИФ – старая знакомая по Пионеру и сообщила, что приезд должен быть обязательно в её вахту, а это – вторая половина июня. Договорились, что мне загодя позвонят.
Предполагая возможную поездку, стал искать себе пару в попутчики-партнеры. К тому времени на старой работе в Петропавловске всех сократили и старый хороший знакомый и по ВНИИХТу Александр (фото) высказал возможность поездки, но во второй половине Лета. И вот, в середине июля мы встретились с ним в Сокольниках, поговорили о возможном раскладе и тут-же набрали Шефа, который спросил: устроит ли нас энная сумма и, получив утвердительный ответ, пообещал дать своим команду на покупку билетов в августе. Через некоторое время мне позвонили с рудника, и всё завертелось с покупкой билетов и реализацией поездки.
ЗИФ Наседкино расположено в Забайкалье, в районе станции Трансиба Могоча, что в 600 км северщ-восточнее Читы. Ехать через Читу мне не хотелось, а также требовалось войти в часовой пояс +6. Поэтому мной был предложен вариант: самолетом прилететь в Иркутск, там сесть на поезд и спокойно доехать до Могочи, заодно пронзив часовые пояса. Схема: утром прилетаем в Иркутск, а вечером садимся на поезд не прошла – нет вечерних поездов, только утренние. Тогда появился вариант с одной ночевкой в Иркутске и утром следующего дня на поезд до Могочи. Чтобы купить билеты с нас затребовали все данные, включая СНИЛС и др. Билеты нам купили на самолет в Иркутск на вечер 16 августа.
«Караван пошел», надо закруглять дела на даче, готовиться и собираться. И вот, в среду 16.08.2023г собираю в дорогу свой новый рюкзак, беру минимум одежды по случаю Лета, но и на возможные холода. Заранее выхожу из дома, чтобы на автобусе добраться в а/п Домодедово, но т.к. из-за Ковида и СВО давно не летал, то отстал от перестановок автобусов у метро. И здесь случилась накладка: пока бегал в поисках новой остановки автобуса, попал на перерыв в расписании. Чувствуя, что не успеваю, рванул на платный экспресс, но и он застрял в пробке и …. Опаздываю!!! Весь в нервах сижу в застрявшем экспрессе и представляю, что «пролетаю» сам и подвожу своего напарника, который без меня не полетит и тоже «пролетит»…
Иркутск.
Подремать в самолете практически не получилось (возможно из-за нервного возбуждения), хотя летели часов пять с половиной. Ясным солнечным утром подлетаем к Иркутску и при отличной видимости садимся, пролетая практически над всем городом. Видно, что город в основном деревянный с черными избами и огородами, как в позапрошлом веке, хотя вкраплениями есть и новые дома и даже районы.
Гостинка оказалась весьма приличной, даже излишне для одной ночевки. Оставляем вещи и выдвигаемся в поисках общепита, затем на маршрутку и по Глазковскому мосту едем на набережную Гагарина, где Ангара и где ин-т Иргиредмет, нам очень знакомый. Заходим в институт, на вахте набираем нового начальника лаб-и, который проводит нас по лаборатории, отвечает на наши вопросы и вообще встреча прошла в деловой, дружественной, полезной для обеих сторон, обстановке. С удовлетворением расстаемся и выходим к Ангаре.
Выйдя из Иргиредмета, сразу попадаем на набережную Ангары. Лето, 17 августа, замечательная для прогулок солнечная погода +22С. Пройдя немного вдоль по набережной, выходим в Александровский сквер, где установлен памятник Александру-3. Первоначально памятник был установлен в 1908г в честь завершения строительства ТрансСибирской железной дороги в благодарность Царю за принятое им решение о её строительстве. Но после революции 1917г., в 1920г памятник был снесен большевиками и переплавлен на памятник Ленину. В 1963г на пьедестале бывшего памятника был установлен бетонный пирамидальный шпиль «Первопроходцам Сибири».
В 2003г в день 100-летия ТранСиба на средства Восточно-Сибирской ж.д. памятник Александру-3 вновь был установлен (несколько раз подвергался вандализму).
Осмотревшись в Александровском сквере, потоптались у старинного здания краеведческого музея пошли мимо ДрамТеатра в город по улице Карла…Марса.
Посмотрели на картины иркутских художников у сквера с памятником Ильичу, пересекли трамвайную улицу Ленина и пошли далее прямо в центральную часть старого города.
Эх, кабы знали и на перекрестке с Ленина свернули направо и прошли бы всего-то 200-500м до стадиона, то на развилке перед «130 кварталом» увидели бы на постаменте статую иркутского БАБРа – символа города. Бронзовый мифический зверь БАБР – про-родитель якутского тигра-пантера, стоящий на задних лапах с соболем (символ мягкого золота Сибири) в зубах. Позже, когда ближе к вечеру мы возвращались в гостинку на трамвайке, мы увидели статую этого БАБРа вскользь, но дергаться уже не стали - поздно.
Когда перешли улицу Ленина, двинулись дальше прямо по улице КарлаМ в центр старого города. Старинные здания в центральной части Иркутска отреставрированы и производят приятное впечатление. В Иркутске очень много улиц с революционными названиями и даже есть коммунистические панно. Но есть … и по барабану.
Прогулялись по пешеходной улице и перейдя улицу Дзержинско попали на торговый пятачёк. Попив там кваску, углубились на центральный рынок, чтобы посмотреть на местный ассортимент и на цены, может что-нить прикупить.
Даааа, ассортимент впечатлил – есть практически всё: и омуль и хариус и красная рыба, но цены – явно не гуманные. Нет, спасибо, нам не надо – мы в Северобайкальске омуля наелись, когда с Одолго возвращались (2007г) домой по БАМу. Также большой выбор бурятских продуктов, которые для нас неведомы. Ну а мы, затарились лепешками и пирожками на вечер и в дорогу.
Прогулялись ещё по городу и ближе к вечеру отправились на трамвае в свою гостинку. Проезжая на трамвае по центру Иркутска, обратил внимание на убогость и старинный возраст городского транспорта. Дааа, мы дома, в столице избалованы новым метро, электробусами и современными синими автобусами КАМАЗ.
Следующим утром выдвинулись на вокзал, благо, что рядом. Подождали своего поезда, загрузились и тронулись пр ТранСибу в путь, на Восток. Ехать нам предстояло 1,5 суток – к вечеру следующего дня должны быть на месте. Поезд отправился, и из окна с видом на Ангару мы увидели остатки старого пути, который раньше по берегу вел до Круго-Байкальской дороги в Слюдянку.
Впервые, решение о строительстве пути через горы напрямую в Слюдянку, было принято в 1938г в связи с опасностью диверсий на КБЖД в период войны с Японией в Монголии. После строительства Иркутской ГЭС в 1958г пути затопило и сейчас путь идет через горы – отроги Восточного Саяна. Вокруг тайга, хвойные леса.
Город за окном закончился, проезжаем г. Шелехов с коптящим алюминиевым заводом. Тем временем дорога постепенно поднималась в гору – на Андриановский перевал (420м над Байкалом). И вот мы минули перевал и ст. Андриановскую и покатились вниз к Байкалу. Здесь уклон гораздо круче, чем на перевал с Запада, поэтому путь петляет по террасам, ныряя в туннели. Внизу уже виден Байкал и справа горы над ним – это хребет Хамар-Дабан в Бурятии. «Здесь один из самых красивых и, одновременно, самых сложных участков Транссиба — Ангасольская петля. Крутым серпантином, трижды разворачиваясь на 180 градусов, железная дорога спускается к Байкалу, снижаясь примерно на 350 метров за всего 25 километров пути» (из Рунета).
Вот уже виден Култук – пригород Слюдянки. Станцию Слюдянка поезд проходит по дальнему от вокзала пути не позволяя увидеть уникальное здание вокзала (1904г), построенное из местного мрамора. Далее жел. дорога идет по берегу Байкала, на противоположном берегу видны высокие горы Приморского хребта.
Постепенно ж.д. путь уходит от берега Байкала и слева показывается пойма большой реки – Селенги. Река протекает по широкой долине и даже издали видно, что река могучая – до половины всех вод, втекающий в Байкал. Сначала едем по левому берегу, затем по грандиозному мосту переезжаем на правый берег. Река разделяется на рукава и протоки, течение мощное.
Постепенно приближаемся к г. Улан-Удэ – столице Бурятии. Ранее (до 1934г.) город имел название Удинск, затем ВерхнеУдинск по названию реки Уда – притока Селенги. Город Улан-Удэ (красная Уда) третий по численности (440 тыс. чел.) город в Дальневосточном округе, после Владивостока и Хабаровска. Из окна поезда было видно, что город строится и хорошеет. Появились новые высотные здания, транспортные развязки.
Вечерело, Читу и большую станцию Карымское, где дорога раздвояется на Китай (бывшая КВЖД), мы проехали ночью. И в Чите и в Карымской мне приходилось бывать неоднократно, когда работали по Краснокаменску и ЗабГОКу. Утром поезд шел по живописным местам – по берегу р. Ингода, проезжали знакомую станцию Солнцевая, на которой раньше приходилось выходить, чтобы попасть на ЗабГОК. Вдали рассмотрел мост через р. Ингода, дачи и дорогу в п. Первомайский (ЗабГОК) – знакомые места.
И поезд пошел дальше в гору, вдоль речек, навстречу течению и склоняясь на Север. Проехали Шилку, Нерчинск – декабристские места и тоже знакомые по дороге на Этыку. Миновали Чернышевск, Жирикен, Зилово. Дорога сильно петляет, продираемся сквозь скалы – представляю чего стоило более 100 лет назад пробить и построить здесь дорогу имея кирку, лопату и тачку… Места совсем стали дремучие – ст. Зудыра, ну точно дыра??, ст. Ксеньевская, уже близко наша станция.
Судя по направлению речушек, водораздел мы перевалили – едем вниз вдоль рек текущих на Юг к Амуру. Дорога сильно петляет, уже подъезжаем. Созваниваемся с Шефом, он сообщает, где нас будет ждать его машина.
И вот она Могоча, про которую говорят: «Бог создал Сочи, а Черт – Могочу». Места золотарей, хоть поселок был основан в 1908г строителями Трансиба. В 1947-1953гг в Могочи был центр КлючевЛага (ГУЛАГа) – дааа… куда мы приехали….
Наш поезд притормозил, мы выгрузились и вышли на привокзальную площадь, где сразу увидели машину Шефа - это оказался новый Крузер (вот они контрасты – КлючевЛаг и новый японский Land Cruser-300). Поздоровались с водителем, загрузились и поехали на рудник. Проехали практически через весь небольшой городок Могоча, стоящий на берегу реки Амазар – левый приток Амура. Выехали на федералку и … поехали обратно – на Запад. Оказывается наш поезд скорый и не останавливается на полустанке Кислый ключ, от которого идет грейдер на рудник в сопках, на Север.
Проехав пару десятком км по пустынной и волнистой федералке, но с нормальным асфальтовым покрытием и разметкой, сворачиваем направо и едем сквозь пос. Ключевский – тот самый, про который КлючевЛаг – обитель потомственных золотоманов.
Проезжаем по поселку и меня настигает ДЕЖАВЮ – я же уже здесь был, когда весной 2007г перегонял машинку из Владивостока в Москву. И ещё из этих мест наш старый знакомый Егорыч М, с которым мы работали и на Покровке и на Одолго и на Маломыре. Это его родные места. Вон и развалины фабрики, на которой работал он и его родня. Процветания поселка не заметно, но жизнь как-то теплится.
Едем дальше, уже прилично проехали и всё едем. Дорога - грейдер в тайге, иногда мостики через ручьи, встречных машин практически нет. И вот показалась «зона»: колючая проволока, ворота, пропускник. Это кардон рудника. Выходим из машины с вещами и заходим внутрь, выходит служивый и командует: вещи на досмотр. Мы кладем свои пожитки на смотровой стол, раскрываем содержимое. Проверка показала, что у нас с собой ничего не обнаружили.
Далее проверка докумов и …. продутие на «выхлоп». Для этого на степе висит спецприбор – нам объясняют, как нужно дуть, чтобы показал. Дуем неоднократно – прибор ничего не показывает. Пропускают. Машину тоже досматривают, хоть и своя, шефова. Опять садимся и едем дальше. И вот подъезжаем к перекрестку с барельефом на камне и надписью «НаседКино» (фото отсутствует). Налево – дорога в поселок, направо – на фабрику и рудник=карьеры. Мы же едем налево.
Вахтовый поселок расположен на небольшом склоне сопки. На террасах стоят современные двухэтажные дома, обшитые сайдингом, пластиковые стеклопакеты. Это общаги, отдельно для рабочих и для ИТРов. Рядом одноэтажные домики для офисов управы, служб и отдельно - столовая.
Нас ждут, встречают, тепло приветствуют и ведут в столовую, хоть она уже и закрыта. Столовая обычная (фото нет) с Г-образной раздачей, с выбором салатов, блюд, выпечкой, просторным залом со столами и двумя кассами. Да, здесь не как у старателей: бери что и сколько хочешь (что есть), а в конце вахты все затраты раскидываются равномерно на всех. Здесь каждые выбирает - что хочет из имеющегося и рассчитывается только за себя. Можно оплачивать банковской картой, наличными и даже в «кредит» по местной карточке.
Впоследствии мы убедились, что качество блюд и ассортимент в столовой, конечно, не ресторанное и уступает столовкам на наших рудниках в Петропавловске, но вполне удовлетворяющее. Также, здесь-же имеется мини-магазинчик с чаем-кофем, печенюшками и т.д. Правда, цены нам показались кусачие…
После столовой нас провожают в апартаменты: поначалу заселили на втором этаже в директорский номер с излишествами, рядом с Шефом. Но через пару дней в связи с приездом местного Лигарха, нам предложили перебраться на первый этаж в обычную комнату для ИТР. Обычный вариант жилья для ИТР представляет прихожую с вешалкой для верхней одежды с тремя дверями: в одноместную комнату, в двухместную и в совмещенный санузел с умывальником, с душевой кабиной и с унитазом. Все качественно отделано современным пластиком и чисто.
Нас разместили в двухместной комнате, где кроме деревянных кроватей с тумбочками, стояло два платяных шкафа (один был заполнен одеждой, отсутствующих на отдыхе хозяев), стол, два стула и вешалка. Важно, что на столе имелся электрочайник. Условия вполне приемлемые даже для месячного пребывания на вахте. Как нам рассказали, рабочие живут по четверо? в комнате и удобства в конце коридора.
На следующий день мы явились к Шефу на инструктаж и получение задания. Введя нас в курс проблем, шеф направил в отдел кадров на оформление на временную работу на имеющиеся вакантные должности ИТР. Мы заполнили необходимые бумаги и далее нам предстояло пройти неформальный инструктаж по ТБ и ПожарБ. Затем нам выдали фирменную спецодежду, каски, очки и обувь.
Фабрика (ЗИФ) и карьеры располагаются в 3-5-х км от вахтового поселка. Ввиду наличия в тайге диких зверей (нам показали фото гуляющего по дороге медведя) передвижения пешком категорически запрещено. Для нашей доставки на ЗИФ и обратно в поселок нам выделили разъездной двухкабинник КИА Бронто с водителем Сергеем – мужчиной лет 50, с которым мы нашли общие темы для приятельского общения «зажисть». Режим рабочего дня нам предложили вполне лояльный: утром в 8ч машина нас ждала около управы Рудника, а вечером в 18ч – у проходной ЗИФ, что нас вполне устраивало и позволяло избегать очереди в столовой.
ЗИФ «НаседКино» копании «МангаЗея»
Дорога от поселка до ЗИФ (там же карьеры) не очень близкая и далекая – 3-5 км вокруг запруды технической воды. Проход на фабрику через проходную, кроме проверки временного пропуска, предусматривал проход через рамку металлоискателя и проверку содержимого футляра с ноутбуком. Вообще, служба безопасности на фабрике многочисленная, сверх строгая и, как нам показалось, избыточная – даже внутри цеха мы постоянно видели наблюдающих за нами охранников, которые временами подходили и интересовались кто мы такие и что здесь делаем… На наше «фэээ» отвечали, что у них своё начальство и свои правила.
Фабрика расположена на склоне сопки, на уступах. На самом верху, почти на борту карьера, располагаются рудный двор, а рядом – корпус крупного дробления.
На уступе ниже за корпусом дробления - крытый склад дробленой руды, ещё ниже – главный корпус фабрики. Рядом расположен административно-бытовой корпус со столовой и складские помещения.
Первый визит на фабрику мы совершили с Шефом, который представил нас руководству ЗИФ, обговорили проблемы, поставили задачи и наметили план их выполнения. Для работы нам временно выделили ноутбук с интернетом, имеющиеся регламенты и отчеты исследовательских организаций (Иргиредмет и др.), проводили в местную исследовательскую лабораторию и в помощь выделили двух молодых ребят –вчерашних студентов. Также проводили на фабрику, куда вход без сопровождающего запрещен и невозможен – все двери на магнитных замках, а карточки нам не предоставили (правда впоследствии мы нашли некоторые пути обхода запретов).
С момента пуска ЗИФ схема рудоподготовки претерпела коренную переделку и возникли технологические трудности, для чего нас и пригласили. Вообще, существующая схема по аппаратурному оформлению нам понравилась, а по фактическому режиму работы как раз и предстояло выяснить.
Для проведения работы нам потребовалась исследовательская лаборатория, которая находилась, здесь же в главном корпусе. В лаборатории мы с удовлетворением нашли необходимые приборы, посуду и т.д. И, главное, что приданные нам в помощь молодые ребята оказались толковыми, исполнительными, мы быстро нашли общий язык и работа «закипела».
Руками ребят с нашими подсказками как лучше сделать, мы несколько раз отобрали необходимые продукты и обработали их в лаборатории. Появились первые цифры – наука начинается с измерений, и мы углубились в расчеты и анализ данных.
Для работы очень кстати оказался выданный нам ноутбук – дома, в поселке мы имели возможность продолжать писать в «ноут» и вечерами и утрами. Также очень помогал имеющийся на Руднике мобильный Wi-Fi.
Так, в делах и писании, незаметно прошли две недели, погоды стояли замечательные. Но Лето закончилось и погода тоже – засентябрило: солнца стало меньше, облачности больше, градусник пополз вниз, листья в тайге стали желтеть и краснеть и мы почувствовали, что приближаются холода и нам пора закругляться.
К тому моменту наш опус по результатам обследования был практически готов, рекомендации выданы, оставалось дождаться искомых круглых изделий, чтобы убедиться на практике ожидаемых изменений – «аффекта». Тем временем надо было похлопотать об обратных билетах. Чтобы закольцевать маршрут, решили проехать дальше на Восток до Благовещенска и оттуда вылететь домой. Согласовали свой опус об обследовании ЗИФ с Шефом, заодно и обратный маршрут. Получив добро, заказали билеты, гостиницу и стали готовиться к отъезду.
Тем временем на фабрики привезли искомые круглые изделия, загрузили и мы смогли ещё несколько смен зафиксировать и обработать результаты. Да, всё, хоть и не очень явно, но подтверждалось. Мы окончательно подправили свой Отчет, доложили результаты начальству Рудника, получили одобрение нашей миссии и добро на отъезд.
За день до отъезда погода явно пошла на Осень – начался холодный дождь и туман. Самый момент сматывать удочки. Перед отъездом совершили экскурсионную поездку на карьер, сдали спецодежду и договорились о машине, чтобы утром нас доставили к поезду.
Утром в день отъезда встали пораньше, сходили в столовую, где затарились пирожками в дорогу, позавтракали и вышли ждать машину, которая доставит нас до станции Могоча. Это оказался новый белый пикап Toyota Hilux c не очень любезным молодым водилой.
Обратная дорога домой.
Утро было туманным и хмурым – Осень в здешних краях уже вовсю вступала в свои права, скоро начнутся заморозки, а потом и снег до мая следующего года. Ехали молча, под музыку водилы. В Ключевском остановились проветриться-покурить водиле. Время поджимало, выехали на федералку, где скорость увеличилась. Заметили, что навстречу по федералке гонят новые китайские тягачи-дальнобои. К поезду мы приехали с минимальным запасом по времени, через десяток минут наш поезд Москва-Владивосток уже стоял у перрона. Поезд, конечно, фирменный, но наш вагон до Благовещенска прицепной. Значит, придется долго кукарекать в Белогорске, когда подцепят.
Ехать предстояло почти 1тыс. км., практически сутки в пути. Тем временем за окном тянулась тайга, листья уже заметно пожелтели и «небо Осенью дышало…». Вдоль Трансиба идет трасса Амур – Чита-Хабаровск. Трансиб проложен в долинах рек и сильно петляет в их долинах. Проезжаем станцию Амазар, поезд делает недолгую остановку. На перроне местные продают бруснику, сейчас самый сезон. Цена 5 литровой бутылки – 2 тыр. Это не дорого и ягода полезная, но тащить в самолет «не с руки». Проехали.
Следующая большая станция – Ерофей Палыч, это в честь Хабарова Е.П. – первооткрывателя этих далеких краев. Станция большая и вокзал не маленький и даже паровоз на постаменте в память о них.
Едем дальше, скорость нашего скорого поезда совсем не скорая – от силы 60 км/ч, а то и меньше. Причиной тому – сложный рельеф местности и профиль пути, множество поворотов, значит ограничений скорости. Дорога так сильно петляет, что иногда можно увидеть хвост нашего поезда. Проезжаем крупную станцию Сковородино, раньше это был пос. Змеиный, потом Рухлово. Современное название город получил в 1938г в память о расстрелянном японцами первом председателе местных Советов – А.Н. Сковородине. Здесь ответвления от Трансиба – на Юг до р. Амур ст. Джалинда (тайменная), на Север (ст. Бамовская) – на малый БАМ через Становой хребет на Тынду, Томмот в Якутии.
Вечереет, пора спать. Ночью проезжаем ст. Тыгда, от которой до Покровского рудника всего 18 км, где пришлось проработать несколько лет. Под утро поезд прибывает на ст. Белогорск. Здесь наш вагон отцепляют и мы стоим несколько часов до утра без света и титана с кипятком. Наконец наш вагон подцепили и мы поехали на Юг в Благовещенск. Все наши попутчики давно сошли, и мы едем в одиночестве. Солнце уже встало, на улице тепло +23С – амурская осень. Места знакомые – больше 15 лет приходилось здесь проезжать на Покровку.
Вот уже виден мост через р. Зея. Здесь река даже шире, чем р. Амур. Проезжаем Белогорье, вдали виднеется база геологов, где приходилось иногда бывать по работе. И вот уже пригород Благовещенска. Не был здесь уже более 5 лет, смотрю что изменилось. Видны многочисленные стоянки с новой китайской техникой: автотягачи, краны, погрузчики, экскаваторы, бульдозеры – Китай работает, выпускает.
Подъезжаем к вокзалу Благи, где тоже на постаменте стоит паровоз. Гостинку нам забронировали китайскую Азию – самую высотную в городе. Ехать от вокзала недалеко, всего несколько остановок. Обращаю внимание на новые городские автобусы - приятно, раньше были старые, убитые.
Добрались до отеля Азия, заселились в двухместный номер. Завтрак полагается, но завтра утром, перед отъездом. Поднялись в номер на высоком этаже, из окна панорамный вид на город. Сверху заметил новые здания, которых не было 5 лет назад.
Немного передохнули в дороги, приняли душ, попили чайку и пошли в город за добычей красного деликатесного продукта. Раньше этот продукт можно было купить на рынке, но уже довольно давно рынок закрыли, и теперь предстояло найти альтернативную точку. Пришлось немного поплутать, но всё же нашли. Нас узнали как старых клиентов, но скидку не сделали. Все равно затарились как планировали и отправились обратно в отель загрузить холодильник. Заодно и перекусили.
Оставалось ещё полдня до вечера, чтобы прогуляться по городу, благо, что погода благоприятствовала. Решили прогуляться по набережной р. Амур. По пути зашли в контору бывшей нашей компании, где раньше работали. Старых сотрудников почти не осталось, но все же удалось пообщаться, узнать новости. По старой памяти договорились о машине, чтобы завтра утром нас доставили в аэропорт, за что премного благодарны.
Вышли на набережную прогуляться и поглазеть на китайский город Хэйхе на противоположном берегу. Ковидный карантин снят и можно, при желании и наличии загранника сгонять в Китай. Но нам туда не надо. Сфотались у быка и пошли вдоль Амура к строящейся канатной дороге на ту сторону. Стройка в разгаре и конца пока не видно.
Прошли мимо Триумфальной Арки, поставленной в честь приезда последнего царевича больше века назад и мимо памятника губернатору Дальнего Востока Ник Нику Муравьеву-Амурскому. В правильном направлении он смотрит… Дошли практически до самого порта Амур-Ассо, вдали виден новый автомобильный мост через Амур, открытый совсем недавно. Можно было бы прокатиться туда на кораблике, но мы совсем немного опоздали на рейс – отошел у нас на глазах. По Амуру курсируют китайские кораблики – китайцы издали смотрят на Россию, на Благовещенск.
Все места давно известны и мы не спеша пошли по городу в направлении своего отеля. Кое-что в городе изменилось в лучшую сторону, город благоустраивается. Дошли до своего отеля, уже вечерело, решили больше никуда не ходить – надо отдыхать перед завтрашним перелетом.
Утром следующего дня у нас вылет домой, а пока предстояло использовать талон, выданный вчера на завтрак. Для поисков пункта питания пришлось немного поплутать, поднявшись на самый верхний этаж отеля, откуда была видна вся округа города и Китай.
Нашли предложенный шведский стол, где можно было и разгуляться и оттянуться. Но мы скромно надкусили, не попробовав и половины блюд. Всё равно остались довольны. В номере взяли свои скромные пожитки и спустились вниз, где нас уже ждала обещанная машина бывшей компании.
Спокойно доехали до аэропорта, поблагодарили водителя и прошли на регистрацию. Погода благоприятствовала и задержек не предвиделось. После недолгого ожидания нас пригласили на посадку в Airbas А321 neо. Взлетели нормально, собрался сверху посмотреть на Покровку, но облачность этому помешала. За долгий перелет нас дважды угостили стандартным съестным набором.
Погода в Москве оказалась не такая теплая и солнечная как в Благовещенске, но мы успешно приземлились и на этом наш Круиз протяженностью более 11 тыс км. и продолжительностью почти 25 дней завершился.
Удалось побывать на руднике компании МангаЗея - НаседКино.
Напарника встречал сын на машине и меня довезли почти до самого дома.