Руководитель Имперского Русского балета уверен, что мы снова будем дружно жить с прибалтами, а налаживать связи предстоит людям искусства
В рамках тура для иностранных блогеров проекта депутата Госдумы России Марии Бутиной "Добро пожаловать в Россию" журналисту Sputnik Латвия Алексею Стефанову удалось объехать самые крупные и интересные города Калужской области. И первой стала знаменитая Таруса. Город, в котором всегда жили творческие люди - Василий Поленов, Марина Цветаева, Николай Заболоцкий, Константин Паустовский, часто бывал Булат Окуджава. А сейчас живет и работает глава Имперского Русского балета Гедиминас Таранда.
Времени было немного, но взять интервью у заслуженного деятеля искусств России удалось.
- Гедиминас Леонович, вы литовец по папе. Что вы чувствуете сейчас, когда Литва все-таки достаточно некрасиво себя ведет по отношению к России?
- Ну, что я могу сказать? Мой отец офицер, вообще родня по папиной линии - все служивые, и по маминой - все служивые люди, и мы знаем, что надо служить той стране, которой ты принес в присягу. Конечно, горько… Горько, что страна развалилась. И развалилась страна, которая раньше называлась еще Русско-литовским царством, когда до XIV века все документы велись на русском языке, когда связь с Литвой была настолько крепка во всем - даже в вере, это потом они разделились, в одинаковых традициях, одинаковом менталитете. Это же совершенно потрясающе. И, конечно, горько, что вся родня осталась там, мы уже не виделись, наверное, лет 5, и все это разрушается на ваших глазах.
И ты знаешь, я делал гастроли, это было, наверное, в 90-х годах, тогда был еще Бразаускас президент (Литвы - ред.). И я делал гастроли - Литовский оркестр национальный, Имперский Русский балет и Майя Плисецкая. Мы приехали в Тракайские озера, в Тракайский замок. Я первый раз привез свой Имперский Русский балет в Литву. Знаешь, мне было бы очень неловко, если бы литовцы отнеслись к моим ребятам так, как это бывает часто в Эстонии и в Латвии, - "не понимаем по-русски". Нет, здесь все было совершенно потрясающе. Лодки были, которые развозили туда-обратно, рассказы, угощения. Какой был прием?! Это была народная дипломатия. Это было прекрасно, понимаешь. И, конечно, когда сейчас с нашими самыми близкими соседями по земле живешь в таких отношениях, это очень плохо.
Ну как? Нарва, Псков… Одни там живут, другие тут. Ну, ребята, вы что? Какие границы? Я делал праздник на Псковской земле - называется праздник партизан. Там есть такой уголок недалеко от Себежа, где граница Латвии, Беларуси и России проходит - Курган Дружбы. По-моему, 75 лет отмечали. Это было потрясающе! Мы ходили через границу к белорусам, белорусы - к нам. У меня было там четыре оркестра сводных. И когда мы запели "Катюшу", там - на том бережку стояли латыши с детьми, и все пели "Катюшу". Мы были разделены границей, но мы все пели, они махали нам руками, мы бросали цветы друг другу. Это было потрясающе. А сейчас там стена.
- А вы знаете, что с латвийской стороны все снесли? Нет больше Кургана Дружбы на той стороне - его сровняли с землей, выкопали рвы и в них закопали все памятные плиты.
- Да, мне сказали, это ужасно, к сожалению. Но я глубоко убежден, что мы никуда не денемся. Латвия, Эстония, Литва - это часть нашей общей истории, и мы гораздо лучше жили вместе, чем они сейчас с западными странами. Лучшие заводы, лучшие фабрики, лучшие курорты где были? Литва, Эстония, Латвия. Господи, а Паланга? А в Латвии фестиваль "Новая волна"? Ну это же фантастика. И где сейчас это все? Когда все туда приезжали. Или вспомните Советский Союз. Это лучшие страны для туризма были (Прибалтика - ред.). Все из России приезжали, ничего не понимали, как это они в одной стране, но живут по-другому. Вот так мы и будем жить в дальнейшем, потому что Россия, это та страна, которая дает жизнь маленьким странам. И, я уверен, что мы будем вместе. Это очень важно.
Я и своим ребятам рассказываю историю Литвы и историю наших князей. И сейчас у нас было большое собрание - 16 февраля (в День восстановления Литовского государства - ред.), у нас была Ассамблея народов России, литовское общество собиралось. И для литовцев было удивительно - они даже не знали, что на Боровицкой башне (Московского Кремля - ред.) всего три герба. Герб Российской Империи, герб Казанского царства и герб Великого Литовского царства. Все литовцы ахнули - мы сколько живем и не знали, сказали они. Вы только представьте, какая связь была - фамилий, имен и так далее. Какая это была нерушимая связь. И никто не знает, чтобы бы было, если бы наш Ягайло не ушел в католичество, может быть, вся Москва была бы там сосредоточена.
- Мы были на экскурсии в Тарусе, и нам как раз рассказывали, что город тоже был под Литовским княжеством.
- Конечно, я, когда в Калугу приезжаю, мне тоже говорят: вот здесь за Окой литовская граница была. Это же была русско-литовская земля, потому что эти земли находились под влиянием великого князя Гедиминаса, Витаутаса и других. Это и нужно рассказывать. Но в основном рассказывают о плохом. Конечно, плохие вещи были, они были у всех. Но посмотрите, какую плеяду литовцев воспитали кино и театр. Лучшей в мире когорты актеров литовских нигде не было. Да и сейчас продолжают молодые ребята и девчонки потрясающие актерские театральные школы оканчивать, режиссерские факультеты.
- До начала СВО театры Маяковского и Вахтангова в Москве вообще были, можно сказать, литовскими.
- Римас Туминас - прекрасный литовский режиссер… Это традиции, потому что литовцы не чужие для русских. Не чужие. Они свои. Это я так говорю, потому что я сам себя считаю и литовцем, и русским одновременно. Потому что мы одно царство. Вот как было, так оно и есть. И важно, чтобы наши дети знали историю. И самое главное - к чему мы стремимся. Мы должны стремиться к тому, чтобы обогащать друг друга. Лучшая молочная промышленность куда шла? К нам. Готовьте сколько угодно - заберем все. И так же с промышленностью. А кому это сейчас все нужно на Западе? Закрыли (в Литве и в целом в Прибалтике - ред.) все заводы, фабрики, терминалы. Все закрыто. Для чего? Для того, чтобы все покупали у Европы. Но это же всем литовцам понятно. Атомную электростанцию закрыли, от БРЭЛЛ отказались. Вот это же глупость. Ну глупость! Это политика, конечно.
Но как только все перевернется, это же надо возвращать назад. А вернуть назад можем только мы - люди культуры и искусства, которые будут постоянно об этом говорить, которые будут ездить друг к другу в гости, показывать свое искусство, рассказывать, снимать фильмы и так далее.
- Получается, что и на вас большая надежда.
- На нас очень большая надежда, я это знаю, и поэтому мы высоко удерживаем позиции. Почему мы называемся Имперский Русский балет? Потому что, во-первых, если бы не императорская семья, то никогда бы не было никакого балета в помине в России. Императорская семья это создала. Потом она сделала так, чтобы в этот балет могли приходить все воспитанники школ со всей великой империи. У нас в труппе литовцы, казахи, киргизы, украинцы, белорусы, евреи, русские. Это и есть империя русского искусства. В этом ничего плохого нет. Это империя русского искусства, которая должна нести красоту в этот мир.