Найти в Дзене
Уголок урбаниста

5 необычных служебных линий (ССВ) метро Москвы, о которых мало кто знает

В московском метро, которое имеет наибольшую на постсоветском пространстве длину путей около 470 км, существует много интересных мест, которые не видят обычные пассажиры. Одним из них являются служебные соединительные ветви (ССВ), с помощью которых составы и мотовозы перегоняют между линиями и в электродепо. Как правило они однопутные, кроме бывших перегонов, преобразованных в ССВ. До 1997 года поезда, следующие в депо, иногда пускали по ССВ между линиями вместе с пассажирами, однако теперь это запрещено. Поскольку такие участки не предназначены для перевозки пассажиров, на них часто делают кривые малого радиуса и большие уклоны. Сегодня мы подготовили подборку из самых необычных и интересных служебных линий столичного метро, о которых мало что знают обычные пассажиры. Самая старая ССВ, построенная в 1930-50-е годы, соединяет Сокольническую и Арбатско-Покровскую линию с Филевской, являясь продолжением главных путей за станцией Александровский сад в сторону Кремля. В 1935-1938 годах дв
Оглавление

Исследуем интересные служебные линии, которые скрыты от глаз пассажиров
Исследуем интересные служебные линии, которые скрыты от глаз пассажиров

В московском метро, которое имеет наибольшую на постсоветском пространстве длину путей около 470 км, существует много интересных мест, которые не видят обычные пассажиры. Одним из них являются служебные соединительные ветви (ССВ), с помощью которых составы и мотовозы перегоняют между линиями и в электродепо. Как правило они однопутные, кроме бывших перегонов, преобразованных в ССВ. До 1997 года поезда, следующие в депо, иногда пускали по ССВ между линиями вместе с пассажирами, однако теперь это запрещено. Поскольку такие участки не предназначены для перевозки пассажиров, на них часто делают кривые малого радиуса и большие уклоны.

Сегодня мы подготовили подборку из самых необычных и интересных служебных линий столичного метро, о которых мало что знают обычные пассажиры.

1. Центральная ССВ

trackmap.ru
trackmap.ru

Самая старая ССВ, построенная в 1930-50-е годы, соединяет Сокольническую и Арбатско-Покровскую линию с Филевской, являясь продолжением главных путей за станцией Александровский сад в сторону Кремля. В 1935-1938 годах двухпутная ССВ являлась пассажирским перегоном Коминтерн (Александровский сад) - Охотный ряд, затем с 1938 по 1953 годы по ней возили пассажиров с Александровского сада до Площади Революции с переходом на глубокое заложение с 7 до 34 метров и уклоном до 32/1000. В 1990-е годы при постройке подземного ТЦ "Охотный ряд" один из тоннелей к Охотному ряду мелкого заложения (7-15 метров) разобрали.

По этим ветка изредка возят туристов-метрофанатов во время ночных экскурсий на восстановленом ретропоезде модели А.

Также в состав Центральной ССВ обычно включают небольшой глубокий тоннель, соединяющий Арбатско-Покровскую и Замоскворецкую линии вблизи станций Площадь Революции и Театральная.

2. Фрунзенская ССВ

trackmap.ru
trackmap.ru

Линия длиной 1780 метров, построенная в 1950-60-е годы, проложена на глубине около 40-45 метров и соединяет Сокольническую линию (перегон Фрунзенская - Парк культуры) с Кольцевой (перегон Парк культуры - Киевская). При строительстве этой ветки в 1954 году произошла крупная авария с прорывом плывуна под фабрикой "Красная Роза" на улице Тимура Фрунзе с разрушением на поверхности одного из цехов, в связи с чем трасса тоннеля была скорректирована, а проблемный участок был забутован и превращен в тупик. По некоторым сведениям, проблемный тоннель должен был стать связкой с "Метро-2", однако коварный плывун спутал строителям все карты.

3. Южная ССВ

trackmap.ru
trackmap.ru

Это самая большая и разветвленная служебная ветвь, которая проложена на глубине от 37 до 50 метров и соединяет под центром города сразу 4 линии: Кольцевую, Замоскворецкую, Калужско-Рижскую и Серпуховско-Тимирязевскую. На всех линиях ССВ является продолжением оборотных тупиков, позволяя совершить маневр с любого из путей. По пути однопутная ССВ имеет 2 ответвления, общая длина составляет около 10 км.

С тоннелем ССВ имеет сбойку нынешний подземный музей "Бункер-703" (бывшее Спецхранилище №2 МИД с проектным номером "ЧЗ-703").

4. Таганская ССВ

trackmap.ru
trackmap.ru

Сравнительно короткая ветвь глубокого заложения с развилкой посередине соединяет сразу три линии метро, Кольцевую, Таганско-Краснопресненскую и Калининскую. Для удобства маневров на двух последних линиях недалеко от камер съездов на ССВ сделаны пошерстные съезды. Глубина заложения тоннелей составляет 35-60 метров.

5. Гейт с "Метро-2"

trackmap.ru
trackmap.ru

На перегоне Спортивная - Воробьевы горы Сокольнической линии за пошерстным съездом на глубине 40 метров находится единственный гейт (внешняя ССВ), который соединяет обычное гражданское метро с системой секретных метротоннелей для нужд первых лиц и Минобороны, которую называют "Метро-2". Ответвление начинается как тупик для отстоя вагонов, но продолжается дальше, а путь преграждает гермозатвор с воротами. Данный путь используется для доставки подвижного состава "Метро-2" (аккумуляторные вагоны) в гражданские метродепо на ремонт, техобслуживание и т.п.. По имеющейся информации, таинственный тоннель далее ныряет под Москву-реку на большой глубине в сторону МГУ и Раменок.

👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!