[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Ремонт здания Российской национальной библиотеки на набережной Фонтанки в Петербурге должен завершиться к концу этого года. Сейчас реставрация, начало которой несколько раз переносили, идет полным ходом.
Выполнено 65% от запланированного, причем самого сложного. Екатерининский институт является объектом культурного наследия федерального значения, построенный в начале XIX века по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Сейчас в здании располагаются газетный и нотный фонды, а также концертный зал.
Часть лицевого фасада здания РНБ готова: его расчистили, оштукатурили, покрасили в два слоя. Полностью обновленный вид скрывается во дворе (внутренний фасад готов целиком): восстановлен разрушавшийся кирпич, отреставрированы архитектурные детали.
Со стороны двора лучше виден и ярко-зеленый результат большой работы — полностью обновленная кровля. Она ржавела с тех пор, как в 1950-е здесь ремонтировали дыры от фугасных бомб. Теперь ценнейшие архивные фонды укрыты прочной металлической кровлей с молниезащитой и электрообогревом.
Самая сложная часть ремонта почти позади: РНБ уже может гордиться замененными окнами. Родные за полвека заметно обветшали. К каждому из них пришлось искать индивидуальный подход: ведь в здании 349 окон разных размеров и конфигураций, всего 23 вида. Нет ни одного одинакового подоконника.
Андрей Лузянин, заместитель генерального директора по административно-хозяйственной части РНБ: «Это старое здание имеет очень неодинаковые размеры оконных проемов. Первый наружный блок устанавливаем для того, чтобы установить внутренний».
При этом ни замена окон, ни реставрация фасада не теснят фонды, которые здесь хранятся, и читателей, которые ими интересуются. РНБ продолжает свою работу, несмотря на реставрационные работы. И это, как признается директор, — главная его трудность, но и главная гордость. За всю историю здание ни разу не прерывало своего жизненного пути. Даже в блокаду продолжало работу в качестве госпиталя. Так что и во время ремонта остается открытым для города.
Внутри пока всё остается по-прежнему. В представлении гендиректора Дениса Цыпкина нужны и коренные внутренние преобразования, чтобы памятник жил той жизнью, какую в него закладывал создатель — Джакомо Кваренги.
В действующем концертном зале, например, можно восстановить церковь. Исторически это ее место. В юношеском читальном зале сейчас в пол вмонтированы столы и нельзя шуметь. А когда-то здесь играла музыка и шелестели платья.
За два века исторические помещения сохранились достойно, а вот их изначальные функции сегодня уже потребовали бы адаптации к новому времени. В этих залах Денис Цыпкин видит перспективное выставочное пространство.
Денис Цыпкин, генеральный директор Российской национальной библиотеки: «Читатель становится очень во многом зрителем. И для нас очень важны выставочные площади, что, кстати, здесь вполне может быть. Наши фонды требуют не только чтения, но они требуют и наблюдения. Ведь это собрание колоссальной красоты».
Но пока содержание берегут — упаковывают под чутким контролем ведущих ученых-реставраторов, чтобы привести в порядок форму. Эти стены ждут освобождения от строительных лесов и сеток к концу 2025-го — спустя три года с начала ремонта.