Найти в Дзене
Китайский специалист

Детали о причинах аварии Starship Flight 8 от SpaceX

Оглавление

На момент 6 марта 2025 года точные причины аварии восьмого испытательного полета космического корабля Starship (Flight 8) от SpaceX остаются предметом расследования, однако уже есть предварительные данные и предположения, основанные на доступной информации. Полет, запущенный 6 марта с площадки Starbase в Бока-Чика, штат Техас, завершился "быстрой внеплановой разборкой" (rapid unscheduled disassembly) во время набора высоты, что указывает на разрушение корабля в воздухе. Вот что известно о возможных причинах на данный момент:

Технические проблемы перед запуском

-2

Перед стартом Flight 8 были зафиксированы многочисленные технические сложности как с самим кораблем (Starship S34), так и с ускорителем Super Heavy. Среди них — давление в системе раскрутки турбин двигателей, которое было на 20 бар ниже нормы, что могло повлиять на их работу. Также в процессе подготовки одна из трех систем крепления корабля к ускорителю получила повреждения, хотя после проверки это сочли некритичным. Несмотря на переносы запуска для устранения проблем, некоторые неисправности, возможно, остались нерешенными, что потенциально способствовало аварии.

Возможная причина: двигатели Raptor Vacuum (RVac)

Авария Flight 8, как и предыдущего Flight 7, вероятно, связана с проблемами в двигателях Raptor Vacuum (RVac), используемых на верхней ступени Starship. В случае Flight 7 предварительно установлено, что утечка кислорода или топлива в районе защитной перегородки двигательного отсека вызвала пожар, приведший к последовательному отключению двигателей и самоуничтожению.

Момент аварии Starship на одном из мониторов в ЦУП SpaceX
Момент аварии Starship на одном из мониторов в ЦУП SpaceX

Для Flight 8 пока нет официального подтверждения аналогичной причины, но повторение инцидента с RVac наводит на мысль о системной ошибке в конструкции или управлении этими двигателями. Некоторые эксперты отмечают, что вибрации во время полета могли превысить допустимые пределы, вызвав утечку топлива или кислорода, что и спровоцировало разрушение.

Таким образом предварительно известно, что аномалия произошла на этапе работы второй ступени, что сужает круг поиска причин до двигателей, топливной системы или конструкции корабля.

Хронология событий

Во время набора высоты Starship S34 потерял устойчивость, после чего связь с ним была утрачена. SpaceX сообщила, что сразу после инцидента команда начала координацию с органами безопасности для реализации заранее подготовленных мер реагирования. Это указывает на то, что аномалия возникла внезапно, и система безопасности могла инициировать самоуничтожение, как это было в предыдущих неудачных запусках. Точное место и время разрушения пока не уточняются. Предположительно это район Багамских Островов. Так как обломки могли упасть за пределы запланированной зоны, это потребовало активации FAA зоны реагирования на обломки.

Момент взрыва Starship
Момент взрыва Starship

Предположения о спешке и недоработках

Есть мнение, что авария могла быть следствием спешки в подготовке к запуску. Команда SpaceX работала в условиях перегрузки, стремясь уложиться в график после нескольких переносов. Это, возможно, привело к недостаточной проверке систем, особенно учитывая, что о проблемах с кораблем S34 было известно заранее. Повреждение механизма захвата на кольце HSR (High-Strength Ring) перед запуском также могло косвенно повлиять на стабильность конструкции во время полета.

Захват ускорителя Super Heavy

Захват ускорителя Super Heavy 15 в этот раз также отличался от предыдущих некоторыми нештатными обстоятельствами, которые внесли дополнительную напряжённость. Отключение двух или трёх двигателей Raptor во время спуска привело к заметному отклонению траектории, вынудив систему управления (GNC) выполнить сложные манёвры для выравнивания с "chopsticks" — захватными элементами Mechazilla.

Момент захвата ускорителя Super Heavy 15 системой Mechazilla
Момент захвата ускорителя Super Heavy 15 системой Mechazilla

Также наблюдатели отметили, что ускоритель возвращался с более южного направления, совершая "широкое скольжение" (wide powerslide), что потребовало значительной коррекции на подлёте к башне. Некоторые эксперты предполагают, что это могло быть запланированным испытанием, направленным на проверку адаптивности системы к нестандартным условиям возвращения, что особенно актуально для будущих запусков с разных площадок, таких как Pad B, где ориентация башни отличается. Возможно ракурсы камер, транслировавших событие, усилили ощущение риска, показывая ускоритель в неустойчивом положении, однако специалисты подчёркивают, что сама технология Mechazilla справилась с задачей безупречно.

Вывод

Авария Starship Flight 8, вероятно, связана с системной проблемой в двигателях RVac или топливной системе, возможно, усугубленной спешкой в подготовке и не устранёнными до конца неисправностями. Точные детали — такие как конкретный источник утечки или момент отказа — станут известны только после завершения расследования SpaceX и FAA. Пока это событие подчеркивает сложности в разработке многоразовой космической системы и необходимость дальнейших доработок для обеспечения надежности Starship.

Космос и космонавтика | Китайский специалист | Дзен
Илон Маск — повелитель «Солнечной системы». | Китайский специалист | Дзен