Идти на «Роднину» не хотелось совсем. Биографические ленты, снятые при жизни главного героя (или в данном случае – героини) редко когда показывают человека. Они рисуют бронзовую статую с нимбом над головой. Смотреть на бронзовую статую трёхкратной олимпийской чемпионки не тянуло – заранее было понятно, что покажут: беспредельную любовь к фигурному катанию, несгибаемую волю, стержень во взоре, преодоление каких-нибудь препятствий и (как обычно у спортсменов) болячек. Зачем я всё же пошла в кино, сама не знаю. Возможно, в надежде ошибиться в ожиданиях. Нет, не ошиблась.
Фильм показывает чемпионский путь Ирины Родниной – от детских прыжочков на катке около дома до счастливых слёз на верхней ступени олимпийского пьедестала в Лейк-Плесиде. Показано это с зашкаливающим пафосом, изобилием замедленных кадров и изрядной долей допущений – и в отношении первого партнера Алексея Уланова, и с какими-то влажными фантазиями о неравнодушии к спортсменке тренера Станислава Жука, и с карикатурным, стыдным, кринжовым изображением соперников-американцев, и, что особенно непостижимо, – полной дискредитацией тренерских заслуг Татьяны Анатольевны Тарасовой.
На дне
Знаете, мне кажется, можно снять плохой фильм – так сейчас все делают, ничего страшного, миллиарды на них собирают. Можно переврать факты – так тоже делают все, и на классике паразитируют, и на биографиях, и на исторических событиях. Но демонстрировать неуважение к людям, которые помогли тебе стать тем, кто ты есть – это дно. А именно это в фильме и происходит.
Алексей Уланов (его лишают фамилии и «переименовывают» в Буланова) показан слабаком и подлецом. Я почитала связанную с ним историю – так вся «подлость» заключалась в том, что он посмел полюбить другую женщину. Как непростительно. В фильме же он не дождался возвращения на лёд почти смертельно больной Родниной.
Уж не знаю, была ли эта болезнь на самом деле или сценаристы для красного словца придумали, но что там за недуг был – непонятно. Анемия с отнимающимися ногами.
Мать Уланова – карикатурная тётка, яжемать, таскающаяся на каблуках по льду, чтобы унизить прекрасную Роднину, мучащую её прекрасного сына. Подозреваю, что она в жизни чем-то насолила Ирине Константиновне – фильм чётко делит героев на «красных» и «белых» именно по этому принципу.
К образу Станислава Жука (в фильме - Жукова) прицепили ходившие о нём сплетни, как о мужчине, мягко говоря, любвеобильном. Вот и на свою титулованную ученицу в какой-то момент он начинает смотреть глазами больной собаки и рьяно ревновать её к Александру Зайцеву.
К слову, под своими фамилиями в фильме выступают только два героя – Роднина и её супруг. Кто ж посмеет из Ирины сделать Марину, а из Зайцева – Канарейцева.
Самая большая порция пренебрежения от авторов картины досталось Тарасовой. В фильме вообще не звучит её фамилия, а саму Татьяну Анатольевну переименовали в Наталью Анатольевну. Образ тренера нарисован бледными красками как беспомощного совершенно человека. Даже не нарисован, а затëрт. В картине "Тарасова" неспособна ни замотивировать своих воспитанников, ни уберечь их от журналистов и неуверенности в себе. И как только Роднина с ней две олимпиады выиграла – непонятно.
В общем, досталось всем – все дураки и не лечатся, одна Ирина Константиновна в белом пальто стоит красивая.
Цирк с усами
Большое количество экранного времени потрачено на показ олимпийского турнира в Лейк-Плесиде, главным образом – разминке перед соревнованием. Где пара Роднина-Зайцев устроила с американскими соперниками натуральный баттл из запрещенных элементов и попыток друг друга деморализовать. Фигуристы Бабилония-Гарднер, действующие на тот момент чемпионы мира, показаны карикатурно. Еще более карикатурно продемонстрирован их тренер в исполнении Алексея Ягудина. Жующий неизменный символ американистости в нашем кино – жвачку – усатый Ягудин сыграл ржачно и в комедии был бы очень уместен, но «Роднина» - фильм вообще не комедийный.
Этот отрывок картины, уверена, вызовет немалое недоумение у любителей фигурного катания. Сложно поверить в такой баттл на олимпийской разминке, когда пары вместо того чтобы прокатывать элементы, следят друг за другом и меряются силушкой богатырской. В итоге беспомощно сидящий на льду неоднократно упавший американец вызывает только одно чувство – неловкости за кинематографистов. Фильм уже вызывает интересы западных любителей фигурного катания, так ведь вдруг всё же посмотрят, что подумают о таком «шедевре», позор какой-то.
Кто отметился в картине
Кроме Алексея Ягудина, на экране присутствовала (ну как присутствовала – на мой взгляд, очень хорошо играла) Владислава Самохина в роли Родниной. Станислава Жука исполнил прекрасный Евгений Ткачук. Фёдор Федотов катал за Алексея Уланова, а Иван Колесников – за Александра Зайцева. Не зря ребята прошли по сезону в Ледниковом периоде на Первом канале, навыки владения коньками им очень пригодились. Также в картине задействованы Игорь Петренко (отец Ирины Родниной), Мария Миронова (мать Уланова), Даниил Воробьев (Олег Протопопов), Марат Башаров (председатель Федерации фигурного катания).
Играли все, как на подбор, хорошо, как мне кажется. Ягудин, правда, настолько плохо, что тоже хорошо!)) Я не специалист, но мне понравилось. В понимании сценария я тоже не специалист, но вот от него тошнило все два часа картины.
Как итог
Чего ожидала, то и получила. Зря, конечно, ходила, но теперь чего уж. Не верьте мне, что всё настолько плохо, очень может быть, что вам фильм понравится. Потому что величие советского спорта никто не отменял.
Если же говорить об оценке фильма, то по шкале КП я поставила бы ему 7 за тему, хороший актёрский состав и актёрскую игру, а также за эффектную картинку. Но из базовой семёрки балл отнимаю за большие вопросы к сценарию и еще два балла – за Татьяну Анатольевну Тарасову лично. Итого картине - 4 уса Ягудина из 10.