Найти в Дзене

О библейском наказании детей, рожденных в блуде (продолжение)

В статье анализируются наиболее распространённые аргументы, поддерживающие мнение о том, что в Библии содержатся утверждения о наказании детей за грехи их родителей. Автор обращает особое внимание на данный вопрос в связи с судьбой детей, появившихся на свет в результате блудной связи. Первая часть. Прежде всего необходимо изучить описание личной драмы царя и псалмопевца Давида. Библия довольно подробно рассказывает нам об обстоятельствах его блуда с Вирсавией и переживаниях царя после смерти их первенца (Вторая книга Царств, главы 11 и 12). Помимо блуда Давид совершает и другой смертный грех (преднамеренное убийство мужа Вирсавии), приказав своему полководцу отправить его на смертельное задание. После всего этого невинный семидневный малыш умирает за грех отца по предсказанию пророка: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у т

В статье анализируются наиболее распространённые аргументы, поддерживающие мнение о том, что в Библии содержатся утверждения о наказании детей за грехи их родителей. Автор обращает особое внимание на данный вопрос в связи с судьбой детей, появившихся на свет в результате блудной связи.

Первая часть.

Библейские указания

Прежде всего необходимо изучить описание личной драмы царя и псалмопевца Давида. Библия довольно подробно рассказывает нам об обстоятельствах его блуда с Вирсавией и переживаниях царя после смерти их первенца (Вторая книга Царств, главы 11 и 12). Помимо блуда Давид совершает и другой смертный грех (преднамеренное убийство мужа Вирсавии), приказав своему полководцу отправить его на смертельное задание. После всего этого невинный семидневный малыш умирает за грех отца по предсказанию пророка: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар. 12:13–14).

Кроме того, вспоминается и сын царя Соломона по имени Ровоам, который за уклонение отца в грех идолопоклонства рождается «скудным умом». Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гласит: «И почил Соломон с отцами своими, и оставил по себе от семени своего безумие народу, скудного разумом Ровоама» (Сирах. 47:26–28). Известно, что Ровоам начал гражданскую войну в народе Божием, что привело к разделению государства Давида и Соломона на два царства: иудейское и израильское.

Кроме этих двух известных примеров можно встретить несколько других мест из Священного Писания, которые чаще всего приводятся для подтверждения бессмысленного и бедственного существования детей, рожденных от грешников. Данные примеры с контраргументами сведены в таблицу.

-2
-3

В тексте данной статьи можно разобрать только один пассаж. Это фрагмент из неканонической книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Так и жена, оставившая мужа и произведшая наследника от чужого: ибо, во-первых, она не покорилась закону Всевышнего, во-вторых, согрешила против своего мужа и, в-третьих, в блуде прелюбодействовала и произвела детей от чужого мужа. Она будет выведена пред собрание, и о детях ее будет исследование. Дети ее не укоренятся, и ветви ее не дадут плода» (Сирах. 23:31–34).

-4

Указанное место следует рассматривать в историческом контексте появления книги в период напряженного ожидания Мессии. Поскольку каждый рожденный еврейский мальчик мог оказаться желанным Избавителем, он должен рождаться в честном браке. Отсюда появление на свет ребенка в результате незаконной связи являлось редкостью. На это указывает протоиерей Александр Рождественский в своем толковании на книгу Иисуса, сына Сирахова: «Нужно думать, что случаи измены жен своим мужьям были очень редки среди евреев, и каждый случай раскрытия подобного преступления и позорной казни преступницы становился событием, о котором везде и долго говорили».

Таким образом, в то время дети блудницы оставались жить с пятном на репутации без своей в том вины. С ними не хотели родниться, и эти «ветви не давали плода». Это являлось очевидным перегибом в нравственном учении иудеев. Ситуация усугублялась тем, что сами дети считали себя обреченными на страдания и не видели выхода из сложившейся ситуации. Они оправдывали свое безысходное существование во грехе поступками своих родителей. Здесь мы уже отчетливо слышим набат fatum`а — языческого римского учения о неотвратимости судьбы.

На такую несправедливость указывал еще Климент Александрийский († ок. 215), говоря: «Иудейский народ неправильно понимал это; ибо он думал, что Бог так жесток и неумолим и так долго питает гнев, что вины отцов возлагает на чада чад. Так, провозглашая это самое, они говорили: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина". То есть они завели такую поговорку. И вот, обличая это заблуждение, Бог устами пророка Иезекииля говорит: "Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: ”Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина?“ Все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет. Вы говорите: "Почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается. "Я буду судить каждого по путям его, говорит Господь Бог" (Иез. 18:2–30). А через пророка Иеремию Он сказал: "Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иер. 31:30)».

-5

Можно предположить, что это показательное место из книги Иисуса, сына Сирахова (23:31–34), характеризует проблему неверного толкования древними раввинами своих реальных пастырских наблюдений. Раввины внимательно отслеживали семейные связи иудеев и жизнь детей от грешных родителей. Длительные наблюдения в большом, но закрытом сообществе приводили их к заключению, что дети грешников страдают. Во время проповеди Иисуса Христа такое учение являлось устоявшимся. Сами апостолы спрашивают Учителя о слепорожденном человеке: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2).

Отголоски этой позиции можно разглядеть в талмудических текстах, среди которых встречаются отдельные сентенции о том, что дети умирают из-за неисполнения обетов родителями (раби Шимон) и когда «Всевышний взыскивает с детей за вину отцов» (раби Раши). Богатый опыт наблюдений приводил раввинов к мысли о неизбежности проклятия детей грешников, что противоречит Писанию. Это происходило, надо полагать, по причине слабой развитости в иудейской среде института покаяния как изменения жизни. На эту ошибку указывали пророки, не отрицая, однако, сам опыт наблюдений раввинов.

Таким образом, «проклятие Нафана» можно определить как основанное на библейских указаниях учение о наказании детей за грех родителей, которого возможно избежать только через покаяние. Необходимо отметить, что общая линия, которую можно проследить в Священном Писании, выстраивается вокруг покаяния как средства избавления от греха. Возмездие за грех выражается в страдании детей грешников только при условии их следования по стопам родителей-грешников. Это рассматривается как лучший призыв к раскаянию для отца, упирающегося в своем грехе.

Конец второй части.

Источник: Андрианов Г. В., свящ. Проклятие Нафана. К вопросу о библейском наказании детей, рожденных в блуде // Ипатьевский вестник. 2024. № 4 (28). С. 11–21.