Найти в Дзене
Снеговик с гармошкой

Не только "Лихорадка" и "Хостел": обзор фильмографии Элая Рота

Оглавление

Имя Элая Рота знакомо всем любителям ужастиков: в 00-х годах этот режиссёр создал два фильма, знаковых для жанра. Потом он пробовал себя в разных направлениях, неизменно возвращаясь к хоррору в самых разных видах.

Хотел оформить эту статью в виде "от худшего к лучшему", но не стал. Большинство фильмов Рота считаются неудачными... и лично я не понимаю, почему. Мне понравилось почти всё, даже (СПОЙЛЕР) "Бордерлендс". Так что просто расскажу вкратце обо всех полнометражных художественных режиссёрских творениях Элая на 2025 год (а значит, в обзор не войдут короткометражки, сериалы и документалки).

"Лихорадка"/Cabin Fever (2002)

-2
БЛИНЫ!!!

Очередная группа молодёжи едет отдыхать в очередной лесной домик - стандартная завязка, но на сей раз героям угрожает не маньяк и не оборотень, а опасный вирус, обитающий в местном водоёме (что, конечно, более реалистично - не зря же купаться в незнакомых местах не рекомендуется). Старый сюжет на новый лад - и это работает: от вируса не убежишь и не отобьёшься лопатой, поэтому фильм пронизан атмосферой лютой безысходности.

Полнометражный дебют Элая Рота - скромный, малобюджетный, непритязательный и, что уж там, лучший его фильм, который он за 23 года так и не переплюнул.

"Хостел 1, 2"/Hostel, Hostel: Part II (2005, 2007)

-3

Не вижу смысла рассматривать эти два фильма отдельно. Они оба дают зрителю одно и то же, разве что во второй раз это уже не столь интересно.

Напомню сюжет (обоих фильмов): группа туристов едет в полудикую Словакию (а может, Словению или Славонию, кто их разберёт, этих туземцев), где полицейские средь бела дня избивают водителей, а дети играют в футбол отрубленными бошками, и попадает в плен к тайной организации богатеев, которые жестоко мучают людей для удовольствия... Вообще, признаю, что "Хостел" стал заметным явлением в жанре ужасов, наряду с "Пилой", и в своё время посмотрел его с интересом.

Но, всё-таки, считаю, что в фильме ужасов главное - нагнетание напряжение и некая загадка, которая и пугает зрителя сильнее всего, ведь мы боимся того, чего не понимаем. А Элай Рот в своих "Хостелах", в основном, играет в игру: "А чем ещё можно шокировать зрителя?" И это, признаться, утомляет, особенно во второй части фильма.

"Зелёный ад"/The Green Inferno (2013)

-4

Группа экологов отправилась в леса Амазонки защищать дикое племя от строителей, но племя не оценило благородного порыва и слопало всех экологов (анатомические подробности прилагаются). Хотя на самом деле сюжет там чуточку сложнее... Но дело не в этом, а в том, что в 80-е годы XX века фильмы про дикарей-людоедов были очень популярны, с подачи итальянского "Ада каннибалов". А Элай Рот в XXI веке попытался возродить жанр, за что ему большой респект от всех олдов. Фильм сочный, брутальный и хорошо снятый. Только если в "Аде каннибалов" моралью было то, что подлинные каннибалы - это европейцы, вторгающиеся в жизнь дикарей, то здесь: "Гринпис - отстой!"

"Кто там"/Knock Knock (2015)

-5

Жил-был добрый архитектор, который очень любил свою жену и двоих детей. Одна беда: в браке, как известно, нет половой жизни. И вот как-то раз вся семья уехала отдыхать, а архитектор остался дома. И пришли к нему в гости две девицы, якобы заблудившиеся в этих краях. Архитектор поломался для вида и оприходовал их. И всё б ничего, но утром выяснилось, что эти девицы хотят остаться здесь жить, и вообще, они несовершеннолетние. Архитектор, конечно, стал выгонять дамочек пинками, но те привязали его к стулу разгромили дом и изрисовали стены...

На этом моменте зритель, к разочарованию своему, понимает, что смотрит не обещанный хоррор, а комедию положений, которая позже превращается чёрную комедию. Другое дело - если заранее настроиться на большой ржач, то можно и удовольствие получить. Низких оценок фильм явно не заслуживает, тем более, что Киану Ривз здесь даёт перфоманс во всю мощь своих... кхм... актёрских способностей.

"Жажда смерти"/Death Wish (2018)

-6

Ремейк одного хорошего старого фильма, поэтому для начала напомню, о чём был оригинал. Жил-был добрый пожилой архитектор Пол Кёрси. Как-то раз в его дом пролезли бандиты, прикончили его жену и загнали в кому дочь, у старика переклинило мозги, и он принялся бороться с преступностью по методу маршала Жукова: просто гулял по улицам ночью, расстреливая в упор шпану, имевшую неосторожность напасть на него... Беда лишь в том, что маршал Жуков проводил это мероприятие массово, имея под рукой сотни боевых офицеров, а Кёрси был один. Ну грохнет он с полдюжины налётчиков, а что изменится в глобальном смысле?..

-7

Собственно, о том и фильм, хотя и не только об этом. Ещё и о том, что человек не просто смертен, а внезапно смертен. Вот живёт на свете чистенький представитель среднего класса, хорошо зарабатывает, налоги платит, дом-машину купил... А тут какой-то грязный типок из подворотни его бац - и на тот свет. Не в последнюю очередь интересно и то, что на роль безобидного тихони Кёрси взяли Чарльза Бронсона - героя тогдашних боевиков. Это как если бы в наши дни его сыграл Брюс Уиллис...

-8

Собственно, этот трюк и разыграл Элай Рот, сняв ремейк "Жажды смерти" с Брюсом Уиллисом в главной роли, перенеся действие в настоящее время, благо проблемы с вооружённой преступностью в США никуда не делись. Пол Кёрси теперь не архитектор, а талантливый хирург, что нужно для сюжета, а сам фильм сменил жанр: теперь это не драма об огнестрельном бунте обывателя против несправедливости, а плюс-минус обычный боевик про месть. Временами Рот вспоминает, что он прославился как режиссёр ужасов, и даёт брутальщины во все поля, роняя, к примеру, на одного из бандитов машину...

-9

Фильм считается неудачным. А почему, собственно? Да, мы видели куда лучший ремейк на "Жажду смерти" под названием "Смертный приговор" 2007 года от Джеймса Вана (хотя это экранизация ДРУГОГО романа того же автора, что написал литературный первоисточник для "Жажды смерти"). Да, некоторые моменты трудно воспринимать всерьёз - скажем, в одном эпизоде главный герой чудом спасается, когда на голову его противнику падает шар для боулинга (долго объяснять). Да, до оригинала этот ремейк и близко не дотягивает, но в своём жанре непритязательного боевичка он хорош. А смотреть, как Брюс Уиллис учится вести себя, как... Брюс Уиллис - одно удовольствие!

"Тайна дома с часами"/The House with a Clock in its Walls (2018)

-10

США, альтернативный 1955 год, где белые и чёрные дети мирно учатся в одной школе, знать не зная ни про какую сегрегацию. Странненький мальчик-книгочей Льюис потерял обоих родителей в аварии и вынужденно переезжает в огромный старый дом своего чудаковатого дядюшки. В доме творятся всякие весёлые чудеса, а сам дядюшка оказывается добрым волшебником - и учит племянника магии.

-11

Тем временем в доверию к Льюису втираются некие злодеи и, воспользовавшись новыми способностями мальчика, возвращают с того света прежнего хозяина дома - могучего волшебника, причём злого. Тот планирует запустить часы Судного Дня, а остановить его теперь может только тот, кто заварил эту кашу...

-12

Самый нехарактерный для Элая Рота жанр - детская сказка, пусть и с сильным элементом готики и парой-тройкой жутковатых сцен. Выглядит как чахлый и запоздалый ответ "Гарри Поттеру", хотя на самом деле это экранизация книги 1973 года, Роулинг тогда ещё подростком была.

-13

Что сказать... сказочка и ничего более. Хуже того, комедия. Поначалу интригует, но когда начинается балаган с живыми креслами и справляющими нужду кустарниковыми скульптурами, интерес теряется. И дело не в том, что я уж лет 30 как вышел из целевой аудитории фильма - есть же сказки, которые можно смотреть в любом возрасте. "Тайна дома с часами" - явно не из их числа. Средненький фильм, во всех смыслах, не помогают ни спецэффекты, ни отличные актёры в лице Джека Блэка, Кейт Бланшетт и Кайла Маклахлена.

"День Благодарения"/Thanksgiving (2023)

-14

В некотором городке на День Благодарения в супермаркете случилась давка, жертвами которой стали несколько человек. Спустя год некий мститель начинает сурово истреблять зачинщиков той давки, которые в большинстве своём оказываются старшеклассниками. Те, в свою очередь, пытаются вычислить маньяка...

-15

Впрочем, сюжет тут абсолютно неважен. Фильм даёт нам именно то, чего мы ждём от слэшера: маньяка, который жестоко и изобретательно изничтожает глуповатых подростков, жадных обывателей и прочих раздражающих персонажей, которых нисколько не жалко. Ничего другого здесь нет - и не надо.

"Бордерлендс"/Borderlands (2024)

-16

Далёкое будущее. У главы крупной корпорации похитили дочь и увезли на далёкую планету Пандора, где царят разруха и беззаконие в стиле "Безумного Макса". По пятам за похитителями идёт Лилит, самая крутая охотница за головами. Быстро выясняется, что девочка возвращаться не собирается, да и не дочь она той важной "шишке"... Неважно. Важно - что где-то на Пандоре находится хранилище древних технологий, и открыть его может только та самая девочка... А значит, будет множество живописных погонь и перестрелок.

-17

Экранизация игры "Бордерлендс" считается не просто неудачным, а легендарно провальным фильмом. А почему, собственно? Сразу скажу: во-первых, в первоисточник я не играл и даже примерно не знаю, о чём там. А во-вторых, своей эстетикой постапокалипсиса в будущем этот фильм напомнил мне пригламуренную версию старого-доброго "Космического охотника: приключения в запретной зоне". Там, знаете ли, тоже сюжет был не шибко интеллектуальный, да и спецэффекты не шедевральны.

-18

В общем, посмотрел "Бордерлендс" непредвзято, без особых ожиданий. Что сказать: обычный такой мультик, только с живыми актёрами. Сюжет стандартный, много детсадовских шуточек, персонажи колоритные, действие без провисаний... А вы чего хотели - Шекспира? Вполне приемлемая развлекательная фантастика.

Напоминаю, что и сам снимаю киноманский лего-мульт-боевик, насыщенный отсылками к разным фильмам, первая серия тут:

Лего-мультфильм "Детектив Феликс Вольф" | 1 серия | Входит ниндзя

Всем спасибо! Добавляйтесь!