Найти в Дзене

Три распределения Николая __ Серия 6: Заседание кафедры с повесткой «Распределение студентов» в 1962 году

Докладывает заведующий кафедрой теоретической физики ДГУ Олег Павлович: «Николаю Н. мы дадим рекомендацию для поступления в аспирантуру. Но его непосредственный руководитель диплома из Киевского Института Физики, Иван Дзюб, не сможет стать затем руководителем его как аспиранта, хотя именно он в отзыве на диплом и рекомендует учёбу в аспирантуре. Дело в том, что для работы в его лаборатории нужна такая справка о здоровье, которую Николай Н., как вы понимаете, не сможет предоставить. Николай, я думаю, не поступит в аспирантуру и к другим. Ведь в этом случае, для того, чтобы пройти по конкурсу, нужны систематические знания, которых у этого студента нет. Но всем выпускникам, которым даём рекомендацию, одновременно мы вынуждены давать и направление на работу учителями физики средней школы (Примечание автора: направлением в школы выпускники университета обычно были недовольны, поэтому на кафедры спускались ректоратом контрольные цифры). Мы не можем помочь этому студенту. Лучшие назначения н
Оглавление

Заседание кафедры

Докладывает заведующий кафедрой теоретической физики ДГУ Олег Павлович: «Николаю Н. мы дадим рекомендацию для поступления в аспирантуру. Но его непосредственный руководитель диплома из Киевского Института Физики, Иван Дзюб, не сможет стать затем руководителем его как аспиранта, хотя именно он в отзыве на диплом и рекомендует учёбу в аспирантуре. Дело в том, что для работы в его лаборатории нужна такая справка о здоровье, которую Николай Н., как вы понимаете, не сможет предоставить.

Николай, я думаю, не поступит в аспирантуру и к другим. Ведь в этом случае, для того, чтобы пройти по конкурсу, нужны систематические знания, которых у этого студента нет. Но всем выпускникам, которым даём рекомендацию, одновременно мы вынуждены давать и направление на работу учителями физики средней школы (Примечание автора: направлением в школы выпускники университета обычно были недовольны, поэтому на кафедры спускались ректоратом контрольные цифры). Мы не можем помочь этому студенту. Лучшие назначения нужно дать тем нашим выпускникам, у которых высокие оценки в приложении к диплому. Но, вероятней всего, и учителем физики Николай Н. тоже не будет. Ну что ж, этому студенту придётся пробиваться в жизни самостоятельно. Причём у Николая такой характер и такие способности, что это ему вполне под силу» Затем Олег Павлович сделал паузу и произнёс "Ну, этот не пропадёт".

Тогда кафедра согласилась с предложением заведующего. Но сам Николай не очень обрадовался перспективе пробиваться самостоятельно, после того как молодой преподаватель, проводивший практические занятия по спецкурсу, рассказал ему об этом заседании кафедры.

Но, на этот раз Николаю здорово повезло. На другой день после распределения, на кафедру Теоретической физики пришёл Сёма, аспирант Днепропетровского Химико-технологического института, не так давно сам, закончивший обучение на этой кафедры. Он спросил: «Нет ли у вас толкового выпускника, который сможет разговаривать со мной по проблемам квантовой механики? Мой руководитель хорошо разбирается в обычной физике, а от него требуют работы по квантовой химии. Так что тема моей диссертации – по квантовой химии. Руководитель, заведующий кафедрой физики, возьмёт его к нам ассистентом. Ну а дальше, как тот покажет себя в работе. Можно к нему поступать через год и в аспирантуру».

Один из преподавателей, случайно оказавшийся в это время на кафедре, ответил: «Сёма! Не толковых - на нашей кафедре вообще не бывает, но Николай Н. подходит для этого случая просто идеально. Переговори с ним».

Разговор состоялся на следующий день. Конечно, Николай согласился, но его беспокоило, как быть с назначением в школу, поскольку он же не поступает в аспирантуру, а будет работать. Сёма благородно ответил: «Не беспокойся! Это уладит мой руководитель. Я завтра же с ним переговорю».

Следующий разговор у Николая и Сёмы через несколько дней: «С твоим назначением в школу всё уже решено. Давай, не тяни, и оформляйся в институт. Через месяц будем принимать вступительный экзамен по физике у абитуриентов».

Николаю было очень любопытно впоследствии, почему его никто не беспокоил из мест, указанных в распределении, где то в Донбассе? Неявка по назначению тогда считалась чрезвычайным происшествием. Сёма улыбнулся и ответил: «Всё просто. Из университета в РайОНО (Районный отдел народного образования) пришло сообщение, что Николай Н, получил рекомендацию для поступления в аспирантуру. Обычная практика. Там же не должны в случае поступления выпускника в аспирантуру решать свои проблемы в авральном порядке. А наш химико-технологический институт, по – дружески, сообщил директору школы, где ожидали молодого учителя, что ты поступаешь к нам и уже практически принят. Директор был очень благодарен за информацию. Он сказал, что с физиками - очень трудно, и ему надо срочно найти учителя за оставшееся время. Поэтому там было просто не до тебя. Надо было решать свои собственные проблемы».

Через неделю Николай Н. – молодой сотрудник кафедры физики, проживающий в одной из комнат студенческого общежития химико-технологического института,- вместе с двумя такими же молодыми товарищами из других кафедр.

Примечание

Дзюб Иван Петрович, биография, открытия и работы — РУВИКИ https://ru.ruwiki.ru/wiki/Дзюб,_Иван_Петрович

Под руководством Ивана Петровича Николай Н. написал дипломную работу «Интерференция резонансного и релеевского рассеяний гамма-квантов ядрами твёрдого тела». Воспоминания об этом – светлые страницы памяти Николая.