Найти в Дзене

О библейском наказании детей, рожденных в блуде

В статье анализируются наиболее распространённые аргументы, поддерживающие мнение о том, что в Библии содержатся утверждения о наказании детей за грехи их родителей. Автор обращает особое внимание на данный вопрос в связи с судьбой детей, появившихся на свет в результате блудной связи. Для удобства изложения материала автор использует термин «проклятие Нафана» — в память о предсказании пророком Нафаном смерти первенца царя Давида, рожденного в результате его незаконной связи с Вирсавией. Имеющийся материал систематизирован в виде таблицы, где изложены библейские места в пользу «проклятия Нафана» и существующие контраргументы. Кроме библейского аспекта данной проблемы автором представлена попытка пастырского подхода к исследуемому вопросу. Статья написана на основании тезисов доклада автора «Личная драма царя-строителя Давида: К вопросу о библейском проклятии детей, рожденных в блуде», прочитанного на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы библейской археологии Святой Зе
Оглавление

В статье анализируются наиболее распространённые аргументы, поддерживающие мнение о том, что в Библии содержатся утверждения о наказании детей за грехи их родителей. Автор обращает особое внимание на данный вопрос в связи с судьбой детей, появившихся на свет в результате блудной связи.

Для удобства изложения материала автор использует термин «проклятие Нафана» — в память о предсказании пророком Нафаном смерти первенца царя Давида, рожденного в результате его незаконной связи с Вирсавией. Имеющийся материал систематизирован в виде таблицы, где изложены библейские места в пользу «проклятия Нафана» и существующие контраргументы. Кроме библейского аспекта данной проблемы автором представлена попытка пастырского подхода к исследуемому вопросу. Статья написана на основании тезисов доклада автора «Личная драма царя-строителя Давида: К вопросу о библейском проклятии детей, рожденных в блуде», прочитанного на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы библейской археологии Святой Земли» в Вологодской духовной семинарии 4 июня 2024 г.

Постановка проблемы

В ноябре 2010 г. ректор Костромской духовной семинарии, приснопоминаемый архиепископ Алексий (Фролов; †2013), на встрече с молодежью сказал, что «дети, рожденные в блуде, не имеют будущего». Эти слова владыки сильно подействовали на сердца юных христиан, пришедших в тот вечер на беседу с архипастырем. Прошло более десяти лет, а некоторые из них вспоминают об этом предупреждении святителя и отмечают, что его предупреждение помогло им избежать больших ошибок в жизни. Сегодня эти грозные слова звучат особенно страшно, так как, по некоторым данным, 49% мужчин и 38% женщин в стране считают измену в браке допустимой.

Позиция, высказанная архиепископом Алексием, не нова. С незначительными вариациями она давно существует в духовном поле Русской Православной Церкви. Так, еще в XVIII в. святитель Иоанн Тобольский (Максимович; †1715) в сочинении «Илиотропиóн» пишет: «После всех отеческих наставлений, видя неисправимость нашу, Бог, премилосердный Отец наш, принимает против блудного сына (то есть каждого нарушителя воли Божией) внешние меры исправления: частные чувствительные кары для неисправимого грешника (например, потерю имущества, болезнь или смерть дитяти и т. п.)». Следует отметить, что в то время «Подсолнечник» тобольского святителя пользовался большой популярностью и многие его темы укоренились в пастырской практике.

В конце XIX в. данный подход, как представляется, стал преобладающим. Так, крупный специалист в области пастырского служения епископ Ириней (Орда; †1904) отмечал: «Всматриваясь ближе в судьбу праведных и нечестивых и особенно их потомства, мы увидим, что имя праведника, не оставившего вовсе потомства, бессмертно, напротив самое многочисленное потомство нечестивого непрочно; оно только свидетель беззаконий своих предков».

В настоящее время тезис о том, что дети, рожденные в блуде, не имеют будущего, покинул магистральные церковные тексты и встречается только в некоторых пастырских заметках и в полемике в интернете. При этом под наказанием за блуд или смертные грехи родителей необязательно подразумевается смерть или болезнь детей. Это могут быть трудности в создании семьи, разводы и житейские неурядицы. Для обоснования таких тезисов, как «грех матери не дает мне создать семью», используются места из Священного Писания. Чтобы определить, насколько это соответствует библейской традиции, следует обратиться к данным текстам и их толкованиям в древности.

-2

Библейские указания

Прежде всего необходимо изучить описание личной драмы царя и псалмопевца Давида. Библия довольно подробно рассказывает нам об обстоятельствах его блуда с Вирсавией и переживаниях царя после смерти их первенца (Вторая книга Царств, главы 11 и 12). Помимо блуда Давид совершает и другой смертный грех (преднамеренное убийство мужа Вирсавии), приказав своему полководцу отправить его на смертельное задание. После всего этого невинный семидневный малыш умирает за грех отца по предсказанию пророка: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар. 12:13–14).

Конец первой части.

Источник: Андрианов Г. В., свящ. Проклятие Нафана. К вопросу о библейском наказании детей, рожденных в блуде // Ипатьевский вестник. 2024. № 4 (28). С. 11–21.