Найти в Дзене

Правда и ложь в драме Максима Горького "На дне"

План. I. Что такое правда и что такое ложь в произведениях русской литературы. II. Истина и неправда: поиски героев пьесы. 1. Правда-ложь в сердцах ночлежников. 2. Лука: носитель правды или лживый искуситель? 3. Повлияла ли правда Луки на жизнь ночлежников? III. Драма "На дне" - произведение философско-социального жанра. Вопрос "Что такое правда?" в разное время волновал, наверное, многих писателей и поэтов русской литературы и всего мира. Особенно здесь можно выделить русских писателей второй половины XIX века (времени реформ в политике и духовных исканий в обществе) Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Автор "Анны Карениной" и "Войны и мира" вкладывает в уста своих героев собственные рассуждения и поиски ("Что такое жизнь, что такое смерть?", "Какая сила управляет всем?"), именно он станет основоположником учения, которое получит название "толстовщина", основная мысль которого - "непротивление злу насилием". Для великого писателя это был главный принцип жизни и ее правда. Другой изв

План.

I. Что такое правда и что такое ложь в произведениях русской литературы.

II. Истина и неправда: поиски героев пьесы.

1. Правда-ложь в сердцах ночлежников.

2. Лука: носитель правды или лживый искуситель?

3. Повлияла ли правда Луки на жизнь ночлежников?

III. Драма "На дне" - произведение философско-социального жанра.

Вопрос "Что такое правда?" в разное время волновал, наверное, многих писателей и поэтов русской литературы и всего мира. Особенно здесь можно выделить русских писателей второй половины XIX века (времени реформ в политике и духовных исканий в обществе) Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Горький. "На дне"
Горький. "На дне"

Автор "Анны Карениной" и "Войны и мира" вкладывает в уста своих героев собственные рассуждения и поиски ("Что такое жизнь, что такое смерть?", "Какая сила управляет всем?"), именно он станет основоположником учения, которое получит название "толстовщина", основная мысль которого - "непротивление злу насилием". Для великого писателя это был главный принцип жизни и ее правда. Другой известный мыслитель, Федор Михайлович Достоевский, также задавал себе вечные вопросы: размышления о Боге и бессмертии можно встретить в "Братьях Карамазовых", о земной жизни - в "Преступлении и наказании". Кажется, он нашел свою правду. И вообще, можно ли жить без правды? Наверное, нет. Поэтому каждый ищет ее, многие находят и следуют ей всю свою жизнь, но у каждого она - своя.

Есть она и у героев пьесы Горького "На дне". Здесь также много мнений по этому поводу, и все они разные, однако в одном герои сходятся: ночлежники живут правдой-мечтой, правдой-иллюзией, правдой-прошлым, потому что только это им и осталось в их беспросветной жизни. С самого начала пьесы мы слышим слова о правде, и хотя они сказаны мельком в горячем споре босяков, мы чувствуем, что этот вопрос их волнует. Однако решает его каждый отдельно в своей душе, но вслух об этом не говорит никто, что свидетельствует о духовной разобщенности обитателей грязной ночлежки. Выражение "не терпишь правды", обращенное к Климу, можно отнести к каждому, ведь никто из них и не живет правдой-настоящим, а только правдой-прошлым: Актер изредка вспоминает свою сценическую деятельность, Барон - богатую и знатную жизнь. Но, общаясь, они мало думают о своих собеседниках, чтобы не видеть действительность, чтобы не умереть окончательно. Их размышления и тайные мечты обнажаются лишь с приходом странника Луки, случайно забредшего в этот темный подвал. Кто же это такой, что смог изменить хоть на чуть-чуть жизнь ночлежников?

"На дне" - популярная пьеса, ставят во многих театрах России и за рубежом.
"На дне" - популярная пьеса, ставят во многих театрах России и за рубежом.

Многие считают Луку носителем правды в пьесе, т.к. он много странствовал и нашел свою истину: в мире нет правды и справедливости, поэтому остается только жалость. Появление его в ночлежке вместе с Наташей (более "чистая" духовно, чем остальные) с палкой, котомкой, котелком и чайником - символично. Лука берет с собой только необходимые вещи, самый минимум для странствий по жизни для тела ("все мы странники"), но максимум для души. Он пытается ободрить ночлежников, вселить в них веру в другую, лучшую жизнь, показывает им пути к ней, оставляя выбор. Наверное, из-за этого нельзя назвать Луку "лукавым", он скорее проповедник (если рассуждать о библейском значении имени Лука), указывающий на способы нравственного преображения: Анне предлагает веру в лучшую загробную жизнь, Актеру - лечебницу для пьяных, Пеплу - путь в Сибирь на заработки. Причем он сам говорит о трагичности судьбы тех, кто теряет веру в жизнь (судьба Актера), предупреждая обитателей ночлежки этим (рассказ о праведной земле). С его приходом к босякам, шулерам, проституткам возвращается некоторый интерес к жизни. Его речи понимают обитатели, т.к. они падают на благодатную почву: мечты и иллюзии обретают новый смысл. Меняется не только образ мыслей ночлежников, но даже и темп их жизни. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Выбор остается за ними.

"На дне" рассказывает о духовных поисках обитателей ночлежки.
"На дне" рассказывает о духовных поисках обитателей ночлежки.

Однако мы ощущаем с самого начала четвертого действия, что в сознании ночлежников после ухода Луки мало что изменилось. Поначалу они признают, что странник подействовал на них, как "пластырь для нарывов", "мягким для беззубых". Почти все герои начинают задумываться над вечными вопросами: "Зачем вы живете? Зачем?" (Актер), "Какой смысл?" (Барон), "Что такое - правда? Человек - вот правда! Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!" (Сатин). Когда Сатин произносит свой знаменитый монолог, восхваляющий человека, его назначение на Земле, ночлежники как бы оживают, чувствуют себя малой частицей большого мира, начинают вдумываться в свое существование, искать ответы. "... ведь зачем-нибудь я родился?" (Барон), "Человек рождается для лучшего" (Сатин). И это говорят те, которые никогда и ни во что не верили. Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Настя с Актером впервые гневно обличают своих тупых соседей. Однако сам Актер не выдерживает обреченности своей судьбы и на пирушке, где ночлежники хотят "отвести душу", "отрыдать" свою судьбу, лишь портит всем настроение, когда они узнают о его самоубийстве ("песню испортил... дурак").

Возвращается прежняя отчужденность, разобщенность обитателей ночлежки. Круг существования как будто замкнулся: от равнодушия - к недостижимой мете, от нее - к реальным потрясениям или гибели. Они возвращаются к своей изначальной правде. Между тем, именно в этом состоянии героев драматург находит источник их духовного перелома.

Сочинение. Максим Горький "На дне".
Сочинение. Максим Горький "На дне".

Понятия отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души, раскрываемые в пьесе, приводят к мысли, что драма "На дне" - произведение философского-социального жанра. "Персонажи лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское значение драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодоступность подлинных духовных ценностей". Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.

Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки и пишите комментарии! Всех люблю!

Как вы думаете, какую оценку мне поставили за это сочинение? Напишите в комментариях!