На прямую линию к Владимиру Путину часто обращаются отчаявшиеся граждане, которые, не добившись справедливости, вынуждены искать правду на самом верху. Было среди этих обращений и письмо от семьи калужан-пенсионеров, потерявших надежду.
Ожидание
Эта история началась около 40 лет назад. Владимир Зеленков устроился на работу на одно из калужских предприятий. Здесь ему обещали выделить жилье – ведь квартиры у семьи не было. Правда, сразу с ордером не получилось, и Зеленковых временно поселили в небольшое полуподвальное помещение в доме № 47 на улице Первомайской. Здание это было построено до 1900 года, то есть еще в позапрошлом веке. Да и квартира – не квартира, а сырой и темный полуподвал с окнами, вросшими в пол. Но семья не возражала – молодые еще, можно и подождать. Главное – свой угол появился. Никто тогда и предположить не мог, что ожидание затянется на десятилетия…
В конце 80-х, еще при советской власти, после обследования квартиру признали непригодной для проживания. «Вы признаетесь нуждающимся в улучшении жилищных условий и можете встать в очередь на получение жилья по месту работы или жительства ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАНИМАЕМОЙ ЖИЛПЛОЩАДИ», - говорится в выписке из решения исполкома Ленинского райсовета г. Калуги от 6 мая 1987 года.
Начались лихие 90-е. Тогда рушились многие судьбы и надежды. А Зеленковы надеяться продолжали. И квартиру свою не приватизировали - ждали. Да и было бы что приватизировать: с годами полуподвал приходил во все более плачевное состояние, захочешь продать - за такие «апартаменты» никто и ломаного гроша не даст.
Дом, ни разу не ремонтировавшийся коммунальными службами, все больше ветшал. Мало-мальски приемлемые условия для жизни здесь поддерживали сами жильцы. Владимир Зеленков и члены его семьи заменяли провалившиеся половицы и сгнившие оконные рамы, переклеивали заплесневевшие обои, белили стены…
А что же очередь? То, что во времена СССР было, с его развалом, как вы понимаете, быльем поросло… Владимир Зеленков в 2010 году предпринимает попытку вернуть статус «очередника». Городская межведомственная комиссия обследует квартиру и приходит к тому же выводу, что и ее предшественники двумя десятилетиями ранее: «Капитальному ремонту или реконструкции… жилое помещение не подлежит». И предлагает признать его НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, что и делает горуправа своим распоряжением от 7.07.2010 г. Два месяца спустя на этом основании семья включается в «список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма» под номером 335.
Очередь хоть медленно, но двигалась: в 2016 году Зеленковы были в ней уже 220-ми.
Шли годы. Дети выросли, создали свои семьи, уехали из неуютного родного гнезда. А Владимир и Наталья Зеленковы, теперь уже пенсионеры, продолжали ждать своей очереди – вожделенная, светлая и сухая новая квартира, казалось, становилась все ближе…
У разбитого корыта
Все надежды пенсионеров рухнули в одночасье в октябре минувшего года - семья получила копию распоряжения начальника управления ЖКХ г. Калуги Михаила Вишнякова о том, что они сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении. Причины, по которым принято такое решение, в письме указаны не были.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день… На запрос Зеленкова последовал ответ с разъяснениями, о сути которых – чуть позже.
Столько ждать и остаться у разбитого корыта! Владимир Зеленков в отчаянии в конце минувшего года обратился на прямую линию президента. Его обращение поступило в региональный штаб общероссийского движения «Народный фронт».
Изучив документы, руководитель регионального исполкома Народного фронта Дмитрий Афанасьев пришел к такому выводу:
- Снятие этой семьи с очереди на получение жилья произошло по формальным признакам, без учета их реальных жилищных условий. Вместо того чтобы разобраться в ситуации на месте, чиновники обошлись уведомлением о снятии с очереди.
Побывал Зеленков и на личном приеме у Михаила Вишнякова. Тот, правда, был неприятно удивлен, что заявитель сперва обратился к президенту, а уж потом пришел за разъяснениями в управление ЖКХ. И еще раз все подробно объяснил, теперь уже на словах.
Оказывается, Владимир Зеленков, как ответственный квартиросъемщик, не уведомлял городское управление ЖКХ об изменениях жилищных условий зарегистрированных членов семьи. Двое выписавшихся из квартиры сыновей со временем приобрели собственное жилье, что чиновники посчитали… «улучшением жилищных условий» оставшихся на Первомайской.
Нашло управление ЖКХ и сведения о том, что Зеленковым и его супругой было прекращено право собственности на два жилых помещения. Для понимания: они когда-то продали за копейки доставшиеся от родителей по наследству не хоромы царские, а дряхлые, без удобств «квадратные метры» на малой родине: полквартиры в двух-этажке с печным отоплением в районе Муратовского щебзавода под Калугой и квартиру в аналогичной двухэтажке на окраине Мосальска.
Все это и стало причиной снятия семьи с очереди.
Остается только восхищаться трудолюбием специалистов городского управления ЖКХ – нарыть столько сведений об одной небольшой семье! Вот только главную причину, почему эта семья стоит в очереди, чиновники «забыли».
- Дело вовсе не в количестве квадратных метров, на которые ссылаются городские чиновники. Семью Зеленковых ставили в очередь на улучшение жилищных условий не по наличию этих метров, а из-за условий, не пригодных для жилья. И в данной ситуации для снятия с очереди не было никаких законных оснований, - так комментирует ситуацию опытный калужский юрист Надежда Суздальцева.
Михаил Вишняков, кстати, заверил, что Зеленковы смогут снова встать в очередь в качестве нуждающихся в жилом помещении - после соответствующего заявления от них и предоставления всех необходимых документов. Экспертная комиссия рассмотрит их и примет решение о возможности включения семьи … В КОНЕЦ ОЧЕРЕДИ!
Услышав это, Владимир Зеленков только развел руками. Ему в этом году исполняется 70 лет…
В Народном фронте считают, что семье нужно добиваться восстановления в своей прежней очереди через суд. В управлении ЖКХ сообщили, что они выполнят такое судебное решение, если оно последует.
Почти наверняка суд встанет на сторону семьи Зеленковых. Но для этого пенсионерам нужно будет потратить время, нервы, деньги на адвокатов. И потом, вернув отнятую надежду, – снова ждать. Вряд ли год-два, скорее куда дольше. И от этого становится печальнее вдвойне.
Эту публикацию редакция просит считать официальным обращением в прокуратуру Калужской области.
Игорь ФАДЕЕВ
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА