Найти в Дзене

"Чужой" и не только

У Андрея Мисина есть четыре песни на стихи латышского поэта Имантса Зиедониса: "Чужой", "Кому ты нужен", "Одиночество-сестрица" и "Камень". Нельзя сказать, что они стоят особняком в творчестве композитора, и всё же они... особенные. Для меня именно Зиедонис идеально совпадает с той стороной Мисина, которая отвечает за "суровый дух Севера", чьё влияние на этого музыканта неоспоримо. "Во мне живет дух севера. Северного региона, - сказал он однажды. - Я могу сидеть хоть на экваторе — и писать. Об этом духе". На "Чужой" я клип делать так и не рискнула. Впрочем, на просторах Интернета таковые при желании легко найти. А вот мимо трёх других композиций пройти не смогла. Все они включены в альбом "Азъ Есмь"(1991 год). "Одиночество-сестрица" - одно из моих самых любимых произведений у Мисина. В нём, с одной стороны, прочитывается отсылка к "Песням и пляскам смерти" Модеста Мусоргского. С другой, обязательно следует вспомнить об обычае "веселить" покойника музыкой и плясками, что практиков

У Андрея Мисина есть четыре песни на стихи латышского поэта Имантса Зиедониса: "Чужой", "Кому ты нужен", "Одиночество-сестрица" и "Камень". Нельзя сказать, что они стоят особняком в творчестве композитора, и всё же они... особенные. Для меня именно Зиедонис идеально совпадает с той стороной Мисина, которая отвечает за "суровый дух Севера", чьё влияние на этого музыканта неоспоримо. "Во мне живет дух севера. Северного региона, - сказал он однажды. - Я могу сидеть хоть на экваторе — и писать. Об этом духе".

На "Чужой" я клип делать так и не рискнула. Впрочем, на просторах Интернета таковые при желании легко найти. А вот мимо трёх других композиций пройти не смогла. Все они включены в альбом "Азъ Есмь"(1991 год).

"Одиночество-сестрица" - одно из моих самых любимых произведений у Мисина. В нём, с одной стороны, прочитывается отсылка к "Песням и пляскам смерти" Модеста Мусоргского. С другой, обязательно следует вспомнить об обычае "веселить" покойника музыкой и плясками, что практиковалось у вепсов и карелов Сегозерья. В музыке легко угадываются именно эти фольклорные мотивы. Хотя традиция уходит корнями ещё глубже. Словарь средневековой культуры, например, так определяет понятие "пляска смерти" - синтетический жанр, существовавший в европейской культуре с середины XIV по первую половину XVI вв. и представлявший собой сопровождаемый стихотворным комментарием иконографический сюжет — танец скелетов с новопреставленным.

ОДИНОЧЕСТВО-СЕСТРИЦА

Никого не ждал, а входит

Одиночество-сестрица.

Карий глаз и чёрный волос.

Одиночество-сестрица.

Брат ушел. Жена сбежала.

Пес пустился на свободу.

И на смену всем, кто выбыл -

Одиночество-сестрица.

Стелет простынь, чай готовит,

Дыры штопает исправно

И не спит, не спит ночами

Одиночество-сестрица.

А когда ложиться в землю,

Все поплачут над тобою,

Чтобы снова разбежаться,

Снова жить своею жизнью.

Лишь она одна поднимет

Крышку гроба, чтоб тихонько

Взять и лечь к тебе поближе.

Одиночество-сестрица.

Андрей МИСИН "Одиночество-сестрица"

КАМЕНЬ

Что я за камень дурацкий ?

Швырнули в окно чужое.

Теперь куда-то ещё меня бросят

Наверняка!

Что я за камень дурацкий ?

В чужом кулаке опять я -

Чужая злость и проклятья

Сжали меня для броска.

И, Господи, нет языка!

И выразить мне не дано,

Как схватят меня

И снова - в чужое окно.

Что я за камень дурацкий ?

Швырнули в окно чужое.

Теперь куда-то ещё меня бросят

Наверняка!

Андрей МИСИН "Камень"

КОМУ ТЫ НУЖЕН

Кому ты нужен с этой вечной жалобой!

Иди ты к Богу с этой вечной жалобой!

Тут все подряд неплохо стонут сами.

Вот если ты крылат - останься с нами.

Придай нам лёгкости, с какой способна птица

Парить...

И я способен распрямиться!

Кончай стонать - мы счастливы во многом

В своём раю, в краю скупом и строгом,

Где уповают и на твой могучий труд.

В противном случае не появляйся тут.

Андрей МИСИН "Кому ты нужен"

Имантс Зиедонис (3 мая 1933 года - 27 февраля 2013 года). Латышский поэт, прозаик (его творчество в латышской литературе выделено в отдельный жанр эпифании - поэзии в формате прозы). Народный поэт Латвийской ССР (1977 год).

Имантс Зиедонис
Имантс Зиедонис

Вот что пишет о нём Википедия:

"Творчество Зиедониса проникнуто идеалом гармонической личности: «Если бы мы могли сблизить в своих детях то здоровое восприятие природы, которым обладает горный охотник, с пониманием симфоний Прокофьева и урбанистических картин, с умением ориентироваться в кибернетике и других современных науках…» — мечтал он.

Одним из первых деятелей культуры в восстановившей независимость Латвии он выразил тревогу о быстром размывании национальных ценностей: «На наш двор приходит рынок. И культурное достояние становится товаром. Международный передел ценностей превращает латышский хлеб с маслом в бутерброд с маргарином. Оливки вытесняют толченую коноплю, пицца — ватрушку, а дундагские грибы лисички становятся европейским деликатесом. Информационный сквозняк вздувает у наших скромниц юбки и вносит сумятицу в красивые головки под национальными веночками: скромничать или флиртовать? Наши „Мисс Латвия“ с выбритыми лобками идут на мировом рынке первым сортом. Дьявол дивится, как легко уступают ему народные представления о Матери ветра, леса, земли, о Маре и Лайме. Дети и застрявшая в младенчестве молодежь почти ничего не знают о ценностях своего народа. Валютный курс определяет ракурсы фото, кино и прочее».