«Мои куклы не модные».
М.И. Мотовилова
Наверное, дольше всего в семьях хранятся игрушки. У каждой девочки есть любимая куколка, а у мальчика – медвежонок или зайчонок. Для малыша игрушка и друг, и защитник и, в чем-то, даже учитель. Дети вырастают, а любимая игрушка становится тоненькой связующей ниточкой с миром детства. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать: «Скажи мне, какая твоя любимая игрушка, и я скажу, кто ты». Игрушка может многое рассказать о характере ее владельца, благосостоянии, положении семьи и даже целой эпохе.
Вот, например, кукла Емеля. Ее сложно назвать плангонологической редкостью. Она часто встречается на сайтах для ценителей «винтажных» игрушек, но интерес к ней есть. Для современного восприятия она выглядит, по меньшей мере, незаурядно. Во время фотосессии с Емелей обратила внимание, что выражение кукольного лица меняется в зависимости от ракурса. Ну, какая современная игрушка (кроме авторских, конечно) на такое способна? А ведь когда-то это изделие выпускалось массовыми тиражами…
Итак, разрешите представить - кукла Емеля (в некоторых лотах называют Иванушкой). На кукле есть клеймо в виде мишки, которым маркировала свои изделия фабрика Ленинградская игрушка (или Ленигрушка). История Ленигрушки, как и история страны, полна перипетиями. Получив известность под именем города революций, фабрика была создана в 1928г. как Артель им. Рубена. П.П. Рубен был председателем Всероссийского совета кооперации инвалидов (Всекоопинсовет). Накануне Великой Отечественной войны, в 1940г., фабрика получила новое имя – Ленигрушка. Однако, ее работникам еще долго было не до выпуска милых пупсов и кукол, так как фронту нужны были ватники, маскхалаты, полушубки. Когда предприятие вернулось к производству, то на первый план вышел кадровый вопрос. Дальнейшая история Ленигрушки полностью подтверждает фразу Иосифа Виссарионовича, ставшую крылатой: «Кадры решают все!». Неизвестно, что было бы с фабрикой, если бы не три однокурсника: Лев Разумовский, Лев Сморгон и Марианна Мотовилова. Каждый из них достоин отдельного рассказа. Их многое объединяет.
Очень рекомендую посетить официальный сайт, посвященный Льву Самсоновичу Разумовскому (1926-2006 гг.), чтобы оценить масштаб личности, которая творила детство миллионов советских детей. В настоящий момент, к сожалению, нет сайта, где рассказывалось бы отдельно о жизни и творчестве Льва Наумовича Сморгона (род.1929г.), но есть множество интересных статей, а в 2019г. в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры (г.Санкт-Петербург) была открыта выставка, посвященная его 90-летнему юбилею. Именно он является разработчиком технологии, по которой голова куклы надевалась так, что при ее повороте выражение лица немного изменялось. Наверное, чтобы воспитать Человека-творца, а не «грамотного потребителя», заниматься воспитанием должны именно личности такого масштаба… Но это лирическое отступление…
Автором нашего сегодняшнего героя статьи является Марианна Ивановна Мотовилова (1929-2012 гг.). Дарья Соболева*, которая была лично знакома с Марианной Ивановной, посвятила ей свою книгу «Куклы Марианны Мотовиловой. 1960-1980-е годы». В книге есть фото куклы Емели в паре с не менее очаровательной Дашенькой. Вообще, милые детские лица, развернутые ладошки и особая эстетическая теплота полутонов эмоций – это то, что отличает творения Марианны Мотовиловой. Вот, что пишет Дарья Соболева в своей книге: «Художница делала модель, приносила ее на фабрику, ее утверждали на худсовете, художники по костюму готовили наряд, и кукла поступала на производство. В дальнейшем одной и той же модели с помощью разных париков, грима и костюма придавали разные образы. Так всем знакомая девочка с обезоруживающей улыбкой, одетая поначалу в детские платьица, с помощью короткого клееного паричка превращалась в Емелю, а с косой – в Дашеньку или Машеньку в народном сарафане.» (См.: Соболева Д. Куклы Марианны Мотовиловой. 1960-1980-е годы. СПб, 2012. 39с. С.3)
Судьба Марианны Ивановны вроде бы и похожа на судьбы многих советских людей, но ее творческая искра делает ее безусловно особенной. "В войну она девочкой потеряла всю семью, побывала в эвакуации с детским домом, а вернувшись в Ленинград, поступила в Художественно-промышленной училище им. Мухиной на скульптурное отделение. Вкус и способности к рисованию были у нее от отца. Обучение первого послевоенного курса длилось долго, целых восемь лет. Дипломная работа Марианны Мотовиловой - скульптора "Мальчик с рыбкой" украшает и сейчас Московский парк Победы..." (См.: Соболева Д. Там же. С.2).
Попав по распределению в Ашхабад, пробыла она там не долго (год). После чего вернулась в Ленинград, где с начала 60-х годов начинает работать в ЛПО "Ленинградская игрушка". Но в середине 80-х годов человек, который создавал образ предприятия, оказался экономически ему не выгоден и Марианна Ивановна была вынуждена уйти досрочно на пенсию. Хотя в 80-е годы она еще сотрудничала с Загорским НИИ игрушки, ее новые модели,видимо, так и не увидели свет.
Своего Емелю я нашла в большой закрытой коробке вместе с куклами "Русская пляска", благодаря чему он превосходно сохранился. Особенно это относится к макияжу. Думаю, что моя мама вряд ли долго и усердно играла с Емелей, так как в начале 60-х она была уже подростком и основное ее времяпровождение занимали книги. Так получилось, что открывая эту коробку со старыми куклами, я открыла для себя удивительным мир советской детской игрушки, возможно не модной, но уникальной и уж точно эпохальной.
P.S.: Уважаемые читатели, если вы располагаете интересными материалами и историями, делитесь, пожалуйста, ими в комментариях. Наши истории – это наша История!