Найти в Дзене
For memories

Сименон

Поезд из Венеции Жозе Кальмар возвращался из отпуска, который с семьей провел в Венеции. Его жена Доминика осталась с детьми еще на пару дней – с билетами было не очень, так что это оказалось идеальным решением. А для Кальмара прямо-таки судьбоносным! В купе с ним ехал мужчина, который разговорил Кальмара и практически все у него выпытал. Человеку этому Жозе в какой-то мере завидовал: он держался уверенно, не потел и одет был сообразно ситуации. В какой-то момент незнакомец поделился с Жозе своей проблемой: в Лозанне ему надо забрать небольшой кейс из автоматической камеры хранения. Вот только у него совсем мало времени, так что он вряд ли успеет на рейс до Женевы. Так что не мог бы Жозе это сделать? А потом надо передать чемоданчик одной даме, адрес незнакомец тоже указал. У Жозе была пересадка в Лозанне и два часа свободного времени, так почему бы и нет?.. При подъезде к Симплонскому тоннелю незнакомец вышел из купе и больше не вернулся. Жозе обошел весь поезд, но человека так и не у

Поезд из Венеции

Жозе Кальмар возвращался из отпуска, который с семьей провел в Венеции. Его жена Доминика осталась с детьми еще на пару дней – с билетами было не очень, так что это оказалось идеальным решением.

Фото из сети
Фото из сети

А для Кальмара прямо-таки судьбоносным! В купе с ним ехал мужчина, который разговорил Кальмара и практически все у него выпытал. Человеку этому Жозе в какой-то мере завидовал: он держался уверенно, не потел и одет был сообразно ситуации.

В какой-то момент незнакомец поделился с Жозе своей проблемой: в Лозанне ему надо забрать небольшой кейс из автоматической камеры хранения. Вот только у него совсем мало времени, так что он вряд ли успеет на рейс до Женевы. Так что не мог бы Жозе это сделать? А потом надо передать чемоданчик одной даме, адрес незнакомец тоже указал. У Жозе была пересадка в Лозанне и два часа свободного времени, так почему бы и нет?..

При подъезде к Симплонскому тоннелю незнакомец вышел из купе и больше не вернулся. Жозе обошел весь поезд, но человека так и не увидел.

Однако как человек честный и последовательный, Жозе вытащил чемоданчик из ячейки в камере хранения и отвез по указанному адресу.

А в квартире, однако, его никто не встретил. Хозяйка была мертва – в этом Жозе был уверен, так что как можно поспешней покинул место преступления.

Ну и так как он был не только честный человек, но и отчаянный трус, то немало передумал на своем пути до Парижа – как поступить? Что сказать незнакомцу? Идти ли в полицию?.. В общем, в поезде ему было чем заняться.

Дома он открыл чемоданчик и увидел там кучу денег в валюте, на сумму примерно в полтора миллиона франков. Это было немыслимо!..

Фантазия и страх заработал с немыслимой силой. Однако Жозе все же взял себя в руки и разменял одну стодолларовую купюру, чтобы убедиться, чтобы деньги настоящие. Полученную сумму потратил на еду в дорогом ресторане и на модный галстук.

Разумеется, все эти события не могли не сказаться на таком обычном (я бы даже сказала - посредственном) человеке как Жозе. Он не знал, как поступить. Страх охватывал его, когда он покупал швейцарские газеты. Пойти ли в полицию? Что делать с деньгами? На всякий случай он выбросил старый чемоданчик, а для денег купил новый.

Оказалось также, что ему совершенно негде их спрятать! У него, взрослого мужчины, почти не было личного пространства – ни на работе, ни дома. Везде были люди и они везде совали свои любопытные носы. В конце концов, он поступил с чемоданчиком так же, как и незнакомец, - положил в ячейку камеры хранения и постоянно возил с вокзала на вокзал. Это сильно меняло привычный распорядок дня и вызывало вопросы у жены, которая не привыкла к тому, что у мужа может быть нечто, о чем она не знает.

Да и сама идея наличия больших денег будоражила воображение и лишала покоя.

В итоге все окружающие, как сговорившись, постоянно говорили Жозе о том, что у него что-то не в порядке – здоровье, совесть, что у него переутомление и давали совершенно идиотские советы.

Однажды в газете напечатали сообщения про то, что в Симплонском тоннеле найден обезображенный до неузнаваемости труп мужчины, а также об убийстве маникюрши в Лозанне. Разумеется, это не добавило Жозе храбрости.

На всякий случай он разменял еще купюру и на эти деньги на купил жене и детям подарки.

Жена еще больше занервничала, когда он сообщил, что деньги выиграл на скачках. А призовых лошадей ему подсказал один клиент.

Друг – единственный друг Жозе – начал прямиком утверждать, что у Жозе есть любовница. Иначе как объяснить новую одежду и привычки пить аперитив? Но так как друг прежде встречался с Доминикой, нынешней женой Жозе, то считал своим долгом остановить приятеля и спасти их брак.

Они все ничего не понимали и принимали его лихорадочное состояние и тревогу за проявление болезни. Даже дочь просила у него прощения за то, что захотела новый свитер, хотя и старый был еще ничего. Она была уверена, что отец убивается на работе до смерти, чтобы они жили лучше. А тут еще в газете напечатали, что по убийству маникюрши задержан подозреваемый, а еще позже - что он повесился в тюрьме. А у него осталась семья и трое детей.

Жозе, меж тем, прокручивал в голове мысль: что можно сделать с этими деньгами? За ними никто не приходил, о них никто не знал. Жозе не был удачлив, он выучился на преподавателя и преподавал языки в лицее, пока однажды не произошла стычка с одним из учеников. А так как родители ученика были людьми непростыми, Жозе пришлось уйти из лицея. Правда, он довольно быстро нашел текущую работу – нечто вроде коммерческого директора, работающего с клиентами из-за рубежа, но никто не знал, что работу он сменил не из-за того, что думал о семье, а потому что в той дурацкой стычке оба – и студент, и Жозе – выглядели так, слов хотели дать друг другу пощечину. Жозе не выдержал первый.

Возможно, Жозе бы выкрутился и как-то объяснил жене приток большой суммы денег, однако вмешался случай. Секретарша однажды увидела Жозе на вокзале. Он боялся, что его тайна – чемодан с деньгами – раскрыт. Однако женщина играла в другую игру.

Она посчитала, что Жозе ворует деньги и что рано или поздно ему придется за это расплачиваться. Однако она заставила его прийти однажды в кабинет не для того, чтобы его шантажировать, а чтобы помочь. Она подозревала, что у него есть тайна и прямиком говорила, что она и есть тот самый друг, которому можно довериться. Она подозревала, что у Жозе есть женщина на стороне, именно из-за нее он растратил деньги, а она предлагала свои деньги для того, чтобы Жозе покрыл недостачу.

И тут все произошло так же, как когда в лицее: под влиянием момента, не пытаясь противостоять натиску страстной секретарши, Жозе ее взял прямо на столе начальника.

Когда же начальник вошел, то он ужасно смутился и наконец пришел в себя. И, как тогда в лицее, у него совсем не было времени, чтобы подумать.

Вместо этого он просто шагнул в открытое окно.

(это один из моих самых любимых сюжетов у Сименона – о том, как внезапные большие деньги меняют жизнь человека. И что чаще всего из этого выходит.

А еще интересно было читать о том, как окружающие «считывают» изменения в жизни человека. Обычно придумывают разные события, не имеющие никакой основы под собой: любовница, игромания и прочее. Почему-то более серьезные размышления или другие события не приходят фантазерам на ум).

Рука

Это роман о преуспевающем провинциальном адвокате и его приятеле. Адвокат имеет жизнь, которую обычно называют состоявшейся: надежное партнерство в юридической фирме, дом, жена и две дочки (которые живут в пансионе).

Повествование начинается с вечеринки, на которой присутствуют оба приятеля со своими женами. Хозяин – местный богач Эшбридж, которого главный герой Доналд хотел бы видеть в числе своих клиентов, но пока безуспешно. На вечеринке кое-что происходит, а именно – Доналд видит своего приятеля Рона в пикантной сцене в ванной вместе с Патрицией, хозяйкой дома.

И тут в душе героя словно бы все переворачивается. Понятное дело, его приятель имеет все самое лучшее – работу в рекламной фирме в Нью-Йорке, отличную квартиру в центре, красавицу-жену и не гнушается протянуть руку к тому, что ему в данный момент нравится.

В общем-то, он практически сразу за это расплачивается. Причем ничего особого Доналду делать не пришлось, все само так сложилось.

В тот вечер был ужасный снежный шторм, дороги почти не было видно. До дома Доналда компания уже почти добралась, когда снежный занос преградил путь. Машину пришлось бросить и идти пешком. Вперед шел Доналдом с фонарем, за ним две женщины, а последним Рэй. Однако когда добрались до дома, оказалось, что Рэя нет.

Доналду ужасно не хотелось идти на поиски друга, однако он оставил женщин дома,а сам пошел на поиски. Ну как пошел? Свернул за угол, вошел в сарай и просидел там, выкурив почти пачку. Потом вернулся и сказал, что не нашел.

Там, в сарае, Доналд вполне отдавал себе отчет в том, что он завидует Рэю и что сам он не достиг подобного успеха, а остался в провинции, потому что боялся провала. А теперь оказывалось, что имеющееся уже не устраивает, а есть ли у него шансы пробиться в большом городе типа Нью-Йорка? Сцена с чужой женой в ванной, когда своя рядом, еще больше его добила.И это еще больше укрепляло героя в мысли, что не стоит идти на поиски.

Собственно, это было равносильно убийству Рэя. Понятно, что в незнакомой местности, да еще в такой буран шансов добраться до дома у него не было. Но вызвать помощь было невозможно – телефон не работал, света не было, обитатели домика сидели при свечах у камина.

Мона, жена Рэя, была очень грустная. Несмотря на выпитый алкоголь, она понимала, какая участь ждет ее мужа.

Легли они на матрасы у камина, причем Доналда жена положила между собой и Моной. И последнее, что видел Доналд, была рука Моны на полу, совсем близко от него. И ему ужасно хотелось к ней прикоснуться.

На следующий день, когда буран стих, Доналд еще раз побродил по окрестностям, разумеется, никого не найдя. Когда появилась телефонная связь, позвонил в полицию и объяснил, что у него пропал друг.

К ним выслали снегоуборочную технику. Потом приехал полицейский детектив и расспросил подробнее о том, что произошло тем вечером.

А потом его жена Изабель сама пошла в сарай. Она все поняла, увидев невероятное количество окурков. Она все убрала, но знала, что муж никуда не ходил, а провел этот час вместо поисков в укрытии.

Чуть позже Рэя нашли – он упал со скалы, совсем немного сбившись с пути, и сломал ногу. Шансов выбраться самостоятельно у него не было. На лице его, казалось, была улыбка. Хотя он всегда производил впечатление слишком жизнерадостного человека.

И тут Доналд стал в буквальном смысле хозяином ситуации: он звонил в нужные фирмы, помогла Моне, в день похорон тоже всячески ее поддерживал. Когда она уехала, он, выждав определенное время, по совету жены, позвонил и вызвался помочь с наследственными делами.

С этого момента он стал регулярно ездить в Нью-Йорк. Разумеется, они с Моной стали любовниками.

Она была странной. Говорила, что с Рэем они были друзьями и что он ей рассказывал все, даже про свои любовные похождения. Она даже видела, как он выходил из ванной с Патрицией и ничуть не обиделась. С таким же настроем она спала с Доналдом – из чувства благодарности, не более того. Правда, понял он это гораздо позднее.

С женой Доналд отдалился. По правде говоря, она всегда его превосходила. Она была лучше его- лучше понимала, соображала и, когда смотрела на него, он чувствовал, что она знает все. Так было всегда и это ощущение не то школьника, не то ребенка, очень мешало Доналду.

С Моной такого не было, он наслаждался каждой минутой пребывания с этой женщиной.

По городу пошли слухи, что Доналд завел любовницу и вскоре переедет. Однако он не спешил круто менять свою жизнь.

Зато Мона решила все поменять. Судя по всему, она не могла без мужчины рядом, точнее, без того, кто был бы ее постоянным другом. И, когда ей сделали предложение, она ни минуты не колебалась и согласилась. Она объявила об этом Доналду и даже предложила познакомить со счастливым соперником, чтобы тот его оценил.

Разумеется, Доналд опять переживал фиаско. А теперь еще ему придется постоянно быть рядом с женщиной, которая во всем его превосходит. Она мудрее, спокойнее, она нравится всем своей зрелостью. Но для Доналда такая жизнь невыносима. Он уже давно вырос из такого сценария.

Поэтому ночью, когда он вставал, чтобы выпить снотворное, а жена смотрела на него, он достал револьвер и выстрелил жене прямо в грудь. А потом выстрелил в те самые глаза, которые неотрывно на него смотрели.

Его даже не пугала перспектива тюремного заключения, ведь он и так был заключенным всю жизнь

#сименон #детективы #книги