Найти в Дзене

Lovestory XVIII века

Он понял, что с ума сходит от любви. Он, 75-летний светский лев, потерял голову от 18-летней девицы. Он, который мог рассориться в пух с самой Екатериной. Который магнитом притягивал женщин, смотрел на них свысока и потому не женился. И вот он потерял голову от юной «смолянки». Когда-то, начиная эпопею со Смольным институтом, Иван Бецкой и представить не мог, к чему это приведет. Тогда они взяли девочек из бедных дворянских семей, чтобы сделать их образованными в духе просвещенного XVIII века. Но Бецкой не просто привязался к одной из них, а почувствовал себя Пигмалионом, сотворившим свою Галатею. Он сам взрастил свой идеал. Глафира Алымова, красавица и арфистка, пленила не только его, но и Екатерину, которая нежно называли ее «Алымушка». А знаменитый портрет Левицкого донес ее черты до нас. ⠀ «Кем Вы меня хотите видеть – мужем или отцом?», — спросил Глафиру Бецкой. Она вспыхнула и неуверенно прошептала: «Отцом». А в своих мемуарах, между тем, написала: «Я желала лишь его счастья… Я
Оглавление

Ему 75, ей 18. История «смолянки» с портрета Левицкого.

Он понял, что с ума сходит от любви. Он, 75-летний светский лев, потерял голову от 18-летней девицы. Он, который мог рассориться в пух с самой Екатериной. Который магнитом притягивал женщин, смотрел на них свысока и потому не женился. И вот он потерял голову от юной «смолянки».

Портрет И. И. Бецкого работы Александра Рослина (1777)
Портрет И. И. Бецкого работы Александра Рослина (1777)

Пигмалион и Галатея.

Когда-то, начиная эпопею со Смольным институтом, Иван Бецкой и представить не мог, к чему это приведет. Тогда они взяли девочек из бедных дворянских семей, чтобы сделать их образованными в духе просвещенного XVIII века.

Но Бецкой не просто привязался к одной из них, а почувствовал себя Пигмалионом, сотворившим свою Галатею. Он сам взрастил свой идеал. Глафира Алымова, красавица и арфистка, пленила не только его, но и Екатерину, которая нежно называли ее «Алымушка». А знаменитый портрет Левицкого донес ее черты до нас.

Портрет Г. И. Алымовой кисти Д. Г. Левицкого (1776)
Портрет Г. И. Алымовой кисти Д. Г. Левицкого (1776)

«Кем Вы меня хотите видеть – мужем или отцом?», — спросил Глафиру Бецкой. Она вспыхнула и неуверенно прошептала: «Отцом». А в своих мемуарах, между тем, написала: «Я желала лишь его счастья… Я любила и без всяких рассуждений вышла бы замуж». Вот какие страсти разворачивались за стенами Смольного монастыря!

Отпустить от себя красавицу после выпуска из Института Бецкой был не в силах. И вот что придумал: под предлогом покровительства поселил ее в своем доме. Алымова стала фрейлиной, блистала при дворе. А Бецкой ни на что не мог решиться: и удочерять не хотел, и жениться не мог. Только мучил свое «сокровище», ревновал и изводился сам.

Замужество.

Все разрешилось неожиданно. Глафира собралась замуж за придворного кавалера Алексея Ржевского. Бецкой пытался расстроить свадьбу, а когда понял, что не вышло, придумал новую пытку.

Глафира Алымова-Ржевская
Глафира Алымова-Ржевская

Он уговорил молодых хотя бы на время поселиться в его доме. И вот тут жизнь всех троих превратилась в ад. Бецкой закатывал истерики, вмешивался в семейную жизнь, пытался всячески опорочить мужа Глафиры. В конце концов, молодые уехали в Москву.

Глафира прожила долгую и бурную жизнь. И это был не последний ее брак. А Бецкой? Он был разбит, заболел, ослеп и совсем потерял рассудок от этой любви.

Портреты «смолянок» украшают залы Русского музея. На них они юны, веселы и обворожительны. Но за каждым портретом - своя судьба, порой, очень непростая.

О том, как женился архитектор Николай Львов, можно прочитать тут

Об истории Дома Зинаиды Морозовой и судьбе его хозяйки можно прочитать тут

#искусство #живопись #русскоеискусство #любовь #историилюбви #история