Найти в Дзене

Старая дорога

Небольшой участок нашей степи и степных дорог, где компактно всё так удивительно сохранилось: от молодого Шуберта до развитого социализма и до современности. К тому говорю, что на этом коротком отрезке какая-никакая, но дорога, – или даже просто путь, – были ещё до картографов. Да, такой перекрёсток в пространстве и во времени. Вот там, где заросшая деревьями балочка, понижение, это изначальный путь: как видно по ландшафту – уже источенный временем. Здесь дождливым вечером 25 апреля 1918 года балку пересекла экспедиция Подтёлкова. Слева, где электрики во времена развитого социализма щедро натыкали ж/б столбы, – это остатки грейдера времён Совхоза №17 и освоения целины. Не той целины, которую осваивал Иван Бровкин (см. кино «Иван Бровкин на целине»), а той, которую осваивал директор его совхоза и «комсомольцы 30-х годов». Кое-где местами у нас по Большой излучине Дона стоят «странные инсталляции» с «железными тракторами на железных колёсах» – это памятники первоцелинникам и номерным сов

Небольшой участок нашей степи и степных дорог, где компактно всё так удивительно сохранилось: от молодого Шуберта до развитого социализма и до современности.

Сухой сентябрь 2024 года
Сухой сентябрь 2024 года

К тому говорю, что на этом коротком отрезке какая-никакая, но дорога, – или даже просто путь, – были ещё до картографов. Да, такой перекрёсток в пространстве и во времени.

Вот там, где заросшая деревьями балочка, понижение, это изначальный путь: как видно по ландшафту – уже источенный временем.

Здесь дождливым вечером 25 апреля 1918 года балку пересекла экспедиция Подтёлкова.

Мокрый апрель 1918. Ребров. Уходит отряд Подтёлкова
Мокрый апрель 1918. Ребров. Уходит отряд Подтёлкова

Слева, где электрики во времена развитого социализма щедро натыкали ж/б столбы, – это остатки грейдера времён Совхоза №17 и освоения целины. Не той целины, которую осваивал Иван Бровкин (см. кино «Иван Бровкин на целине»), а той, которую осваивал директор его совхоза и «комсомольцы 30-х годов». Кое-где местами у нас по Большой излучине Дона стоят «странные инсталляции» с «железными тракторами на железных колёсах» – это памятники первоцелинникам и номерным совхозам…

Вот там, где на второй фотографии такая широкая яблоня-дичка, там утром 22 декабря 1942-го подорвался на мине один из двух танков, выделенных командованием 1-го гвардейского мехкорпуса пехотинцам 3-й гвардейской мехбригады в помощь в освобождении хутора Хлебинского (танка выделили всего два потому, что машины с маслом и соляркой для танков пробивались через сугробы где-то ещё у Астахова).

«Кучерявая» яблоня-дичка – справа. А второй танк немцы сожгли выше по балке. Хлебинский после войны закончился.
«Кучерявая» яблоня-дичка – справа. А второй танк немцы сожгли выше по балке. Хлебинский после войны закончился.

Следы дороги справа от балочки с деревцами и колея слева от бывшей электролинии – это уже новейшая история.

Перед Войной, с образованием Селивановского района, в Свечниках поставили мост через Нагольную (мост всё ещё жив – тоже реликт!) – и «старый грейдер» пошёл уже туда и стал «новым» – это уже другая история, но тоже старая…

Такие вот пересечения времени и пространства. И с этим я поделать ничего не могу…

#просёлки #ПростаяИстория