Новейшие компьютерные технологии, поезда, которые двигаются со скоростью самолёта, самые длинные мосты и самые высокие небоскрёбы. В торговых центрах люди не используют карты, потому что все покупки оплачиваются взглядом, а весь городской транспорт, включая мусоровозы и строительную технику, давно перевели на электрическую тягу. Но при этом, квартиры, которые по размеру меньше, чем одиночная камера в тюрьме, и целые районы, где нет электричества и интернета.
Это Китай 21 века. В нулевых Китай был самой быстро развивающейся страной в мире. В 2001 году ВВП Китая составлял чуть меньше 10 триллионов юаней, а в 22-м уже 121 триллион.
То есть рост больше, чем в 12 раз. На Китай приходится половина мирового производства стали и цемента, а 90% товаров, которые окружают вас прямо сейчас, сделаны в Китае. Это Гуанчжоу.
Когда-то он был обычным городом, но со временем так разросся, что поглотил соседние города Шэньчжэнь, Гонконг и Макао и превратился в один огромный мегагород с рекордным населением 80 миллионов человек. Его площадь в 20 раз превышает площадь Москвы, а его ВВП равняется ВВП всей России. А теперь представьте, что таких мегагородов в Китае десятки.
Бурный экономический рост, активный выход на западные рынки, вступление Китая в ВТО и превращение в мировую фабрику требуют резкого увеличения городского населения. Крупнейшие западные фирмы производят в Китае всё от компьютеров до одежды. 80% сувениров, которые туристы покупают в любом городе мира, на самом деле были made in China.
Всё потому, что деревенские жители, приезжающие в крупные города, были готовы трудиться в буквальном смысле за ложку риса. Но к концу нулевых годов темпы развития страны начали сокращаться. В Америке и Европе бушевал экономический кризис, темпы потребления товаров резко сокращались, деньги были вложены, китайская машина по производству ширпотреба работала на полное, товары надо было куда-то срочно девать.
И было принято решение, которое и спасло Китай от кризиса. Китай занялся развитием внутреннего рынка. Товары стали активно продаваться внутри самой страны.
В результате в начале десятых годов Китай стал крупнейшим потребительским рынком в мире, а в 2012 крупнейшим потребителем товаров класса люкс. 2015 год. Женщина заходит в магазин и требует вернуть деньги за купленную накануне сумку Дольче Габбана стоимостью... 10 тысяч долларов.
Менеджеры осматривают товар и без проблем возвращают ей деньги. Молодцы! Но весь фокус в том, что женщина возвращает в магазин не оригинальный товар, а китайскую копию, купленную за 100 долларов. Женщина покупала настоящие сумки, а возвращала подделку.
Такой трюк она провернула в 60 люксовых бутиках известных брендов. И вся ирония в том, что магазины не понимали, что сумки поддельные и с успехом продавали их новым клиентам. Конечно, дело закончилось судом, но сейчас речь не об этом.
Китай уже давно перестал быть фабрикой по производству некачественных товаров, и теперь их продукция ничем не отличается от американской или европейской. Это же касается телефонов, автомобилей и любых других товаров. И все это неминуемо формирует средний класс в Китае.
Но если в Европе средний класс формировался на протяжении десятилетий, да даже столетий, то Китай проделал этот путь буквально за несколько лет. Но этого было мало. Китайцев уже не удовлетворяют смартфоны и брендовые вещи, теперь им нужна недвижимость.
И как итог, бурное развитие рынка недвижимости. А для удовлетворения спроса внедрение новейших технологий строительства. За сколько в вашем родном городе строят новый дом? Кто-то скажет год, кто-то два, кто-то десять лет.
А вот в китайском городе Чаньша построили десятиэтажный дом за 29 часов. И это не только фасад, это дом с мебелью и всеми коммуникациями, полностью готовый к заселению. И для Китая это уже не рекорд, а обыденность.
Конечно, не обходилось ей без перегибов. В начале десятых годов весь мир облетели фотографии района Кангбаши, мертвого мегаполиса. Власти возводили город-миллионник, была построена вся инфраструктура, но в итоге максимальное население города составило всего 20 тысяч человек.
И это далеко не единственный пример. Параллельно с этим Китай активно пытался избавиться от имиджа дешевой фабрики. Еще в начале 21 века китайский товар был синонимом слову дешевый, некачественный.
Китай пытался пробиться на высокотехнологичные и высокоприбыльные рынки, например, производство компьютеров, мобильников, автомобилей, но попытки проваливались. Подобная китайская продукция стоила дешево и спросом не пользовалась. Автолюбители со стажем наверняка помнят, как на российском авторынке появились машины марки Great Wall.
По качеству они поначалу уступали даже российским Жигулям и эксплуатировались исключительно до первой поломки. Сейчас же китайский автопром занимает 30% российского рынка и более 5% мирового. Новые модели ничуть не хуже западных образцов и не уступают им по качеству.
В десятые годы Китай начал активно скупать новейшие зарубежные технологии, а также прокачивать собственное производство. На это же время пришелся пик железнодорожного строительства в Китае. Там появляются новейшие высокоскоростные поезда, которых нет даже в Европе.
Это CRC-600, китайский поезд на магнитной подушке, который развивает скорость 600 км в час, то есть среднюю скорость пассажирского самолета. На данный момент это самый быстрый поезд на Земле. Поездка от Москвы до Питера на таком поезде составила бы чуть больше часа.
В сентябре 2022 года на Берлинской выставке Транспортных технологий в Германии Китай продемонстрировал миру высокоскоростной поезд на магнитной подвеске со скоростью до 600 км в час. Это не только самый совершенный суперпоезд в Китае, но и самый быстрый высокоскоростной поезд НЕРВ в мире. Мы можем себе представить, насколько невероятной будет скорость, когда вы сядете на этот поезд из Сан-Франциско в Соединенных Штатах и благополучно прибудете в Лос-Анджелес примерно через час.
Но главный акцент был сделан, конечно же, на интернет-технологиях. Самая крупная торговая площадка в мире тоже была создана в Китае. Алибаба.
1 миллиард активных пользователей, 2 миллиарда покупок ежедневно, рекорд по количеству продаж в секунду 580 тысяч. Годовая выручка 1 триллион 250 миллиардов, в 2 раза больше, чем у Амазон. А также самая обширная служба доставки в мире.
Алиэкспресс. Конечно, мегапроекты Китая имели и негативные последствия. Рост среднего класса привел к запредельно высокому уровню потребительского кредитования.
А также вскрыл еще одну проблему. Чем выше уровень среднего класса, тем более развиты в экономическом плане общества, и тем сложнее им управлять. В Америке эта проблема решается минимальным вмешательством в частный бизнес.
Поэтому экономика развивается по своим правилам, а государство по своим. У Китая другой подход. Еще с середины 40-х годов 20 века государство пытается насадить тотальный контроль над обществом и экономикой.
И тут Китай решается на внедрение беспрецедентного метода. Мы знаем этот метод как систему социального кредитования. Это способ поставить под жесткий государственный контроль деятельность всех предприятий и всех граждан.
Но что это значит? В настоящий момент внедряется единый реестр, задача которого привести весь бизнес и всех граждан под один стандарт. Уже сейчас разработан определенный список правил. Если человек полностью выполняет их, его кредитный рейтинг растет, а если игнорирует и нарушает, то он падает.
Изначально рейтинг каждого гражданина составляет 1000 баллов. За каждый хороший поступок его баллы уменьшаются, за каждый плохой уменьшаются. Люди, занимающиеся благотворительностью, не нарушающие законы, образцовые налогоплательщики, могут набрать 1300 баллов и попасть в красный список, получив максимальные бонусы.
Могут взять в аренду машину, велосипед без залога, получить скидки, максимально выгодные условия по банковским кредитам и т.д. Люди же, чей рейтинг приближается к 600 баллам, падают в черный список. И мало того, что никогда не получают кредиты, но даже не смогут купить билеты на самолет, отдать детей в хорошую платную школу или остановиться в элитном номере. Формально право на свободное передвижение не нарушается.
Гражданин может уехать куда угодно, но не на самолете и не на скоростном поезде, а в самом дешевом вагоне третьего класса или на машине. Для того, чтобы покинуть черный список, надо потратить от двух до пяти лет, а предприятие, попавшее в черный список, может сразу закрываться, нормально работать не получится. Для того, чтобы четко поддерживать рейтинг, используются данные более чем 140 ведомств.
По всему Китаю через каждые 15 метров установлены камеры, а в каждой камере установлена самая современная система распознавания лиц. Они следят за тем, как вы перешли дорогу, где вы припарковались, нарушаете ли вы общественный порядок и насколько вы вежливы с окружающими вас людьми. На данный момент система еще не заработала на полную мощность и находится в тестовом режиме, но все движется к тому, что социальный рейтинг станет основой китайского общества 21 века.
Китайская партия стремится контролировать ситуацию не только в своей стране, но и за ее пределами. Уже сейчас Поднебесная вливает огромные деньги в Киргизию, Таджикистан и Казахстан в надежде выстроить единую логистическую цепочку в Европу в рамках проекта «Один пояс – один путь». Ключевым партнером Китая также является Пакистан ввиду своего места расположения.
Именно через него кратчайший путь из Поднебесной на Аравийский полуостров и в Африку. Про отношения Пакистана и Китая у нас вышел отдельный ролик, можете посмотреть его по подсказке здесь. Важными деловыми партнерами Китая являются Ангола, где Китай активно финансирует добычу полезных ископаемых, а в последнее время налаживают соотношение с Венесуэллой, которая находится под американскими санкциями.
Китайцы не только активно инвестируют в эти страны, но и дают правительствам в долг, укрепить свое влияние. А те страны, которые не могут вовремя отдать долг, вынуждены соглашаться на унизительные условия Китая или даже отдавать ему свои территории. Это порт Ханбантота на Шри-Ланке стоимостью 1,1 миллиардов долларов.
Китай построил его в 2010 году, однако проект не окупился, поскольку гавань так и не смогла привлечь достаточно трафика. Когда правительство Шри-Ланки не смогло погасить долги перед китайской партией, компании договорились, что возьмут порт в аренду на 99 лет. Помимо порта, во владение КНР перешли 6 тысяч гектаров земли.
Инвестируя в беднейшие развивающиеся страны Африки и Латинской Америки, Китай старается обезопасить поставку ресурсов, которых страна так сильно нуждается. Поэтому основные инвестиции идут не только в добывающую промышленность, но и в создание логистических цепочек. Европейцам работать с африканскими странами трудно, ведь в этих странах процветает коррупция и законы попросту не работают.
Китайцам же это на пользу. Они активно пользуются коррумпированностью африканских элит. Вплоть до последнего времени политика Китая в отношении беднейших африканских стран выглядела даже не колониальной, а эксплуататорской.
Они выкачивали ресурсы, не вкладываясь в регион. На самых высокооплачиваемых должностях сидели только китайцы, а за последние десятилетия в Африку переехало более миллиона жителей Поднебесной. И такая зверская политика привела к тому, что во многих африканских странах, в частности в Танзании, прошли многотысячные митинги с требованием просто-напросто выгнать из страны китайский бизнес.
И Китаю пришлось стратегию менять. Они начали вкладываться в развитие сельского хозяйства, медицины, образования, и в итоге их политика постепенно стала напоминать британский колониализм. Но кроме развивающихся стран, китайцы активно вкладываются и в европейские.
Они скупают всемирно известные бренды ради доступа к новейшим технологиям. Volvo, Motorola, Pirelli уже давно принадлежат китайцам. В настоящий момент Китай продолжает активную экспансию как в бедных, так и в богатых странах.
Но с каждым годом это все меньше и меньше нравится американцам. Еще в середине нулевых Китай поставил амбициозный план стать первой экономикой мира, подвинув США. Это было встречено достаточно жестким сопротивлением со стороны американцев.
Как итог, торговая война 2018 года, когда США в одностороннем порядке ввели драконовские пошлины на более чем тысячу китайских товаров. Затем последовали жесткие санкции против крупнейшего производителя китайских телефонов – компании Huawei. Американский Google отключил их мобильные телефоны от своих сервисов, что резко снизило интерес со стороны покупателей.
Все экономические и военные противостояния Китая и Запада вплоть до новейшего времени заканчивались победой Запада. Китайская империя даже на пике своего развития не выходила за рамки Юго-Восточной Азии, в то время как англо-американская цивилизация владела всем миром, включая Китай. Американцы идут на опережение и уже начинают уводить производство из Китая в Индию, вкладывая в нее огромные деньги.
При этом в индийский проект вписались и богатейшие страны персидского региона, способные поставлять дешевые нефть и газ новому промышленному гиганту. У этого процесса есть как экономические составляющие, так и политические. Индия, в отличие от Китая, не претендует на мировое господство.
Несмотря на разность культур, Индия является частью западного мира. Не стоит забывать, она была долгое время колонией британской империи.
Для победы над американцами Китай должен получить свою зону политического и экономического влияния и, разумеется, сделать свою валюту юань полностью конвертируемой. Этого они пока допустить не могут, так как полная конвертируемость валюты подразумевает ее полное свободное передвижение по миру. А значит, начнется мощный отток капитала и удар по экономике, от которого Поднебесная может уже и не оправиться.
На данный момент основная проблема Китая – старение населения. Политика «одна семья, один ребенок» привела к тому, что сейчас средний возраст в Китае 40 лет. Это накладывает серьезные социальные обязательства на государство.
В 2015 году была введена новая политика «одна семья, два ребенка», а в 2021 – «одна семья, три ребенка». Но это не привело к увеличению численности детей. В 2022 году на свет появилось всего 12 миллионов молодых граждан.
Это на 3 миллиона меньше, чем в 2015 году. Ну а в этом году произошло значимое мировое событие. Население Индии достигло 1 миллиарда 430 миллионов человек, обогнав Китай на 3 миллиона.
А по прогнозам ученых-демографов, к концу 21 века население Китая не только не увеличится, но и уменьшится чуть ли не вдвое – до 730 миллионов человек. Жители Поднебесной не чувствуют стабильности, как экономической, так и социальной. Китай пытается превратить свои жителей в идеальных потребителей, как это сделала Америка.
Но доллар – валюта конвертируемая и мировая. Из-за американских потребителей фактически платит весь оставшийся мир. У Китая такой возможности нет.
В последние годы Китай прикладывает максимальные усилия для привлечения в страну иностранцев, но получается плохо. Им на смену приходят более лояльные индусы, индонезийцы, филиппинцы и многие-многие другие. Экономические и политические эксперты говорят, что для решения проблем Китая лучший способ – война.
Военные эксперты напоминают, что все войны с Западом Китай проиграл. Тем более, что сейчас союзниками Запада являются Япония, Южная Корея, крупнейшие страны арабского мира и Индия, будущая мировая фабрик. Победа в такой войне может действительно сделать Китай главной экономикой мира.
Но поражение отбросят его на десятки лет назад. Решится ли Китай пойти в Абан? Скоро узнаем. Я желаю вам всего доброго.
До новых встреч.