Найти в Дзене
Области тьмы

Кладбище кораблей в затоне. Пермский судоремонтный завод

Небольшая летняя экспедиция была посвящена микрорайону Закамск в городе Пермь. А точнее - стоянке кораблей на территории судостроительного завода. Путешествие получилось небольшое, но интересное. Давайте посмотрим что сейчас происходит со старыми кораблями и жив ли вообще завод, на котором еще несколько десятков лет назад работали 4000 человек. Поехали) Идею строительства судоверфи в Перми обсуждали еще с 1920-х годов, но само предприятие было создано в 1931 году и тогда же заложили корпус буксира «Пермский первенец», который стал первым судном, построенным на этой верфи. До войны предприятие в основном специализировалось на выпуске буксиров и успело построить более 150 штук, также выпускали речные катера, колесные теплоходы. В общем, в основном - мелкотоннажный речной флот. В 1936 году освоили производство противолодочных, противокатерных и противоторпедных сетей. А вскоре после начала войны произошла смена курса и завод освоил выпуск корпусов зенитных гранат и деталей к реактивным
Оглавление

Небольшая летняя экспедиция была посвящена микрорайону Закамск в городе Пермь. А точнее - стоянке кораблей на территории судостроительного завода. Путешествие получилось небольшое, но интересное. Давайте посмотрим что сейчас происходит со старыми кораблями и жив ли вообще завод, на котором еще несколько десятков лет назад работали 4000 человек. Поехали)

Краткая история предприятия

Идею строительства судоверфи в Перми обсуждали еще с 1920-х годов, но само предприятие было создано в 1931 году и тогда же заложили корпус буксира «Пермский первенец», который стал первым судном, построенным на этой верфи.

Процесс строительства
Процесс строительства
Работа на водоспускном канале судозавода, 1931 год
Работа на водоспускном канале судозавода, 1931 год
Временные деревянные здания судоверфи, 1931
Временные деревянные здания судоверфи, 1931
Макет первого пермского парохода
Макет первого пермского парохода

До войны предприятие в основном специализировалось на выпуске буксиров и успело построить более 150 штук, также выпускали речные катера, колесные теплоходы. В общем, в основном - мелкотоннажный речной флот.

В 1936 году освоили производство противолодочных, противокатерных и противоторпедных сетей. А вскоре после начала войны произошла смена курса и завод освоил выпуск корпусов зенитных гранат и деталей к реактивным снарядам. А вскоре начали выпускать бронекатера, которые сыграли важную роль в победе над Германией. Корабли участвовали в Белорусской, Будапештской, Восточно-Прусской, Берлинской и других наступательных операциях. Один из таких катеров сейчас установлен в качестве памятника рядом с судозаводом.

Бронекатер АК-454 № 181. Установлен в 1975 году
Бронекатер АК-454 № 181. Установлен в 1975 году

После окончания войны на Молотовском судозаводе (как он тогда назывался) выпускали буксиры (в том числе и по зарубежным заказам), нефтерудовозы, различный ширпотреб — от мебели до хоккейных клюшек.

В целом за годы существования Пермский судозавод построил около тысячи судов разного типа: 244 буксирных парохода, 212 буксирных теплоходов, 132 бронекатера, 57 нефтерудовозов и так далее. Вот такие вот впечатляющие результаты!

Сход нефтерудовоза со стаппелей
Сход нефтерудовоза со стаппелей
Сборка буксира класса река-море
Сборка буксира класса река-море

Новое время, новые трудности

В 1992 году, после распада СССР, предприятие стало открытым акционерным обществом «Судостроительный завод "Кама"». Профильных заказов было мало. Поэтому судозавод вновь начал выпускать мягкую мебель, стенки и кухонные уголки. Также предприятие занималось ремонтом вагонов и изготовлением мобильных домов, включая всю необходимую обстановку.

Последние суда сошли с пермской верфи в конце XX — начале XXI века. В 1999 году построили и транспортировали в Нидерланды теплоход-химвоз. Затем выпустили еще четыре теплохода. В начале 2000-х выполнили заказ нефтяников Севера — построили морской буксир «Карский-1», а также выпустили буксир-толкач и нефтеналивную баржу-площадку для Казахстана.

На краю гибели предприятие оказалось в конце "нулевых" годов, заказов практически не было. По сути производство превратилось в штучную сборку. В 2009 и 2012 году изготовили два сухогруза-контейнеровоза, занимались ремонтом судом, производили какой-то ширпотреб.

В итоге в 2021 году на заводе было 78 человек (официально), а еще в 1990-е работало около полутысячи. До начала перестройки на заводе трудилось около 4000 человек. Думаю, комментарии излишни...

Но все же свет в конце тоннеля, как кажется - есть. В новом десятилетии власти заговорили о необходимости возрождать судостроение в регионе и решили делать это на базе «Камы». В 2021 году предприятие перешло под контроль правительства Прикамья — его выкупила Корпорация развития Пермского края (КРПК). Название вновь сменили, вернув вариант 1930-х: теперь это ООО «Пермская судоверфь».

Пермская судоверфь сегодня
Пермская судоверфь сегодня

Началось производство причалов для водных электробусов, также продолжается ремонт пассажирских и грузовых судов, выполняются какие-то мелкие заказы. В общем - как предполагаю, погибнуть предприятию не дадут, но поскольку оно далеко от "оборонки" то и серьезного развития не предвидится. Гражданское судостроение сейчас в загоне и в ближайшие годы лучше ему точно не станет.

Причины упадка предприятия в частности и отрасли в целом не являются темой данной статьи (чтобы не удлинять ее слишком сильно), но будет интересно почитать ваши комментарии и рассуждения на эту тему. Что же послужило причиной такого состояния и будет ли возрождение в дальнейшем?

Пермский затон. Кладбище кораблей

Современное состояние грузового и, в особенности, пассажирского судостроения в России хорошо иллюстрируют эти снимки. На них представлено то, что осталось от мощностей Пермской судоверфи, показаны около двадцати списанных судов. Мы не в состоянии даже утилизировать отслужившие свой век корабли, которые десятками умирают у причала. Естественно, говорить о массовом обновлении речного флота даже не приходится.

Если говорить честно - не все корабли тут мертвые, некоторые просто приходят на ремонт или зимовку. Но таких немного.

По данным на 2024 год, российский пассажирский речной флот сильно устарел. Более 65% судов превышают нормативные сроки эксплуатации. Средний возраст пассажирских речных судов в 2023 году составил почти 40 лет, круизных — за 50 лет. Лет через 5 их начнут массово списывать вот в такие вот затоны, новых строят в год по чайной ложке и лучше ситуация пока не становится. В 1981 году в СССР было построено 247 пассажирских судов (+ импорт теплоходов из ГДР и Чехословакии), в России в 2024 - 20 штук. Я понимаю что и спрос на круизы падает, слишком дорого такое путешествие выходит. Но сейчас решается - быть или не быть российскому пассажирскому флоту.

На главной странице сайта Пермской судоверфи написано: "Мы возрождаем судостроение в Пермском крае".

Посмотрим...

----- / ----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /-----

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад вашим комментариям и лайкам. Кому нравится подобная тематика - ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ. Самое интересное еще впереди!