Небольшая летняя экспедиция была посвящена микрорайону Закамск в городе Пермь. А точнее - стоянке кораблей на территории судостроительного завода. Путешествие получилось небольшое, но интересное. Давайте посмотрим что сейчас происходит со старыми кораблями и жив ли вообще завод, на котором еще несколько десятков лет назад работали 4000 человек. Поехали)
Краткая история предприятия
Идею строительства судоверфи в Перми обсуждали еще с 1920-х годов, но само предприятие было создано в 1931 году и тогда же заложили корпус буксира «Пермский первенец», который стал первым судном, построенным на этой верфи.
До войны предприятие в основном специализировалось на выпуске буксиров и успело построить более 150 штук, также выпускали речные катера, колесные теплоходы. В общем, в основном - мелкотоннажный речной флот.
В 1936 году освоили производство противолодочных, противокатерных и противоторпедных сетей. А вскоре после начала войны произошла смена курса и завод освоил выпуск корпусов зенитных гранат и деталей к реактивным снарядам. А вскоре начали выпускать бронекатера, которые сыграли важную роль в победе над Германией. Корабли участвовали в Белорусской, Будапештской, Восточно-Прусской, Берлинской и других наступательных операциях. Один из таких катеров сейчас установлен в качестве памятника рядом с судозаводом.
После окончания войны на Молотовском судозаводе (как он тогда назывался) выпускали буксиры (в том числе и по зарубежным заказам), нефтерудовозы, различный ширпотреб — от мебели до хоккейных клюшек.
В целом за годы существования Пермский судозавод построил около тысячи судов разного типа: 244 буксирных парохода, 212 буксирных теплоходов, 132 бронекатера, 57 нефтерудовозов и так далее. Вот такие вот впечатляющие результаты!
Новое время, новые трудности
В 1992 году, после распада СССР, предприятие стало открытым акционерным обществом «Судостроительный завод "Кама"». Профильных заказов было мало. Поэтому судозавод вновь начал выпускать мягкую мебель, стенки и кухонные уголки. Также предприятие занималось ремонтом вагонов и изготовлением мобильных домов, включая всю необходимую обстановку.
Последние суда сошли с пермской верфи в конце XX — начале XXI века. В 1999 году построили и транспортировали в Нидерланды теплоход-химвоз. Затем выпустили еще четыре теплохода. В начале 2000-х выполнили заказ нефтяников Севера — построили морской буксир «Карский-1», а также выпустили буксир-толкач и нефтеналивную баржу-площадку для Казахстана.
На краю гибели предприятие оказалось в конце "нулевых" годов, заказов практически не было. По сути производство превратилось в штучную сборку. В 2009 и 2012 году изготовили два сухогруза-контейнеровоза, занимались ремонтом судом, производили какой-то ширпотреб.
В итоге в 2021 году на заводе было 78 человек (официально), а еще в 1990-е работало около полутысячи. До начала перестройки на заводе трудилось около 4000 человек. Думаю, комментарии излишни...
Но все же свет в конце тоннеля, как кажется - есть. В новом десятилетии власти заговорили о необходимости возрождать судостроение в регионе и решили делать это на базе «Камы». В 2021 году предприятие перешло под контроль правительства Прикамья — его выкупила Корпорация развития Пермского края (КРПК). Название вновь сменили, вернув вариант 1930-х: теперь это ООО «Пермская судоверфь».
Началось производство причалов для водных электробусов, также продолжается ремонт пассажирских и грузовых судов, выполняются какие-то мелкие заказы. В общем - как предполагаю, погибнуть предприятию не дадут, но поскольку оно далеко от "оборонки" то и серьезного развития не предвидится. Гражданское судостроение сейчас в загоне и в ближайшие годы лучше ему точно не станет.
Причины упадка предприятия в частности и отрасли в целом не являются темой данной статьи (чтобы не удлинять ее слишком сильно), но будет интересно почитать ваши комментарии и рассуждения на эту тему. Что же послужило причиной такого состояния и будет ли возрождение в дальнейшем?
Пермский затон. Кладбище кораблей
Современное состояние грузового и, в особенности, пассажирского судостроения в России хорошо иллюстрируют эти снимки. На них представлено то, что осталось от мощностей Пермской судоверфи, показаны около двадцати списанных судов. Мы не в состоянии даже утилизировать отслужившие свой век корабли, которые десятками умирают у причала. Естественно, говорить о массовом обновлении речного флота даже не приходится.
Если говорить честно - не все корабли тут мертвые, некоторые просто приходят на ремонт или зимовку. Но таких немного.
По данным на 2024 год, российский пассажирский речной флот сильно устарел. Более 65% судов превышают нормативные сроки эксплуатации. Средний возраст пассажирских речных судов в 2023 году составил почти 40 лет, круизных — за 50 лет. Лет через 5 их начнут массово списывать вот в такие вот затоны, новых строят в год по чайной ложке и лучше ситуация пока не становится. В 1981 году в СССР было построено 247 пассажирских судов (+ импорт теплоходов из ГДР и Чехословакии), в России в 2024 - 20 штук. Я понимаю что и спрос на круизы падает, слишком дорого такое путешествие выходит. Но сейчас решается - быть или не быть российскому пассажирскому флоту.
На главной странице сайта Пермской судоверфи написано: "Мы возрождаем судостроение в Пермском крае".
Посмотрим...
----- / ----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /-----
Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад вашим комментариям и лайкам. Кому нравится подобная тематика - ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ. Самое интересное еще впереди!