Поздравляем! Если уж вам назначили ассессмент-центр – вы ценный для компании кадр. А значит, остается приложить совсем немного усилий, чтобы достичь заветной цели – желаемой должности, повышения по службе или включения в «золотой» кадровый резерв. Что надо сделать, чтобы это последнее препятствие преодолеть успешно? Всего-навсего, соответствовать оценочной матрице работодателя. Что, как и почему – будем разбираться подробнее.
Что такое ассессмент-центр?
Опишем буквально в нескольких словах. Это не место (не какой-нибудь физически существующий центр), это процесс.
Ассессмент-центр (или сокращенно «ассессмент», или более привычное для России название «центр оценки») – это всесторонний процесс оценки персонала, использующий целый набор инструментов для выявления реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей и того, как они соответствуют должностным требованиям компании.
Как вы понимаете, ассессмент - очень емкая, трудозатратная и дорогая процедура для работодателя и проводится она лишь для наиболее значимой категории работников (например, для руководящего состава, менеджеров по продажам, кадрового резерва и т. д.). Обычно ассессмент организуется очно в головном офисе компании, в тестирующей организации или в арендованном под мероприятие помещении. Правда, сегодня набирает популярность и дистанционный вариант ассессмента, когда все задания можно выполнять удаленно на компьютере.
На центре оценки вы столкнетесь с интервью, ролевыми играми, дискуссиями и бизнес-кейсами. Однако еще раз подчеркнем, главная цель ассессмента – оценить те качества, которые имеются у кандидата.
На любом ассессмент-центре ведется наблюдение за участниками – либо онлайн через камеры, либо в офлайн режиме присутствуют ассессоры – специально обученные технологии проведения ассессмента эксперты (эйчары, психологи или руководители из штата компании), которые фиксируют все происходящее и соотносят проявленные участниками профессиональные и личные компетенции с заранее подготовленной оценочной матрицей. В матрице отражены все качества, которые наиболее важны для работодателя, заказавшего ассессмент. Естественно, о содержании этой матрицы придется лишь догадываться - данная информация не разглашается тем, кто проходит ассессмент.
Соответственно, задача любого кандидата, желающего успешно сдать ассессмент – проявить в ходе оценочных испытаний именно те компетенции, что наиболее востребованы работодателем и вписаны в оценочную матрицу.
Как успешно сдать ассессмент?
По своему формату ассессмент-центры могут быть разными – от небольших (всего 3-5 кандидатов) до массовых (более 30 человек), по продолжительности – от экспресс (всего 2-4 часа) до классических вариантов (от 1 до 2 дней), по сложности – от дистанционного формата (все упражнения выполняются дистанционно с использованием видеосвязи) до нейроассессмента (самый точный вид оценки, когда все задания выполняются в специальных браслетах, снимающих психофизиологические параметры подобно полиграфу). Однако секрет успеха на ассессменте – всегда один. Соответствуй матрице компетенций.
О том, какие компетенции важны для вашего работодателя, вы примерно можете представить, изучив должностные обязанности для вакансии, на которую претендуете, и сайт компании, где обычно публикуются материалы, определяющие видение работодателем его идеальных работников. Важно точно определить для себя те навыки и личные качества, которыми вы обладаете и благодаря которым подходите для компании и открытой позиции. Разберитесь с тем, какие у компании существуют ценности и принципы работы, в чем ее миссия. Это поможет спрогнозировать, по каким компетенциям вас будут оценивать. Возможно, это клиенториентированность, гибкость мышления, нацеленность на результат, навыки коммуникации и убеждения и т. д. и т. п. Наиболее оптимальным количеством компетенций в модели считается от 8 до 12. Каждая компетенция может оцениваться в нескольких заданиях. При этом каждое упражнение может проверяет сразу несколько компетенций.
Для понимания ассессмент-центра будет полезным Полное руководство по прохождению заданий ассессмента – там подробно разбираются разные типы заданий ассессмента и даются стратегии их успешного прохождения.
Почему к ассессмент-центру лучше подготовиться?
Как вы уже, наверное, поняли, ассессмент – это стрессогенный инструмент оценки. Работодатель хочет видеть кандидата в условиях большой нагрузки, имитирующей напряженный день на реальной работе, и выполняющего разноплановые задания – времени основательно подготовиться к ним на самом мероприятии у вас не будет. Поэтому лучше настроить себя на всю эту историю заранее.
Конечно, центр оценки – это не экзекуция, а оценщики – не экзаменаторы, которые только и мечтают вас «завалить». Цель ассессмента — познакомиться с вами поближе и дать вам возможность раскрыться как профессионалу. Поэтому настраивайтесь на позитив - покажите свой максимум.
Для этого заранее потренируйтесь проходить упражнения из ассессментов, разберитесь с тем, какие компетенции проявляются при том или ином поведении в ролевых играх, научитесь работать в команде с разными людьми, отработайте решение бизнес-кейсов, отрепетируйте свою речь для самопрезентации. Конечно, самый лучший способ тренировки — это практика. Разные практические задания для ассесмент-центра вы найдете здесь при подключении пакета «Ассессмент-центр». Помните правило 4П: "Провалить подготовку – подготовить провал". Так что тренируйтесь, превращайте свои знания в навыки, и у вас все получится!
Да, и еще одна очень важная рекомендация. Оставайтесь позитивным человеком в любое время и в любых обстоятельствах. Независимо от формально оцениваемых компетенций, позитив всегда высоко ценится в любой компании. Удачи вам на ассессменте!