Найти в Дзене

Трагедия 7 февраля 1981 года: гибель руководства Тихоокеанского флота СССР

44 года назад, 7 февраля 1981 года стало чёрным днём в истории Военно-Морского Флота СССР. В этот день произошла катастрофа, унесшая жизни всего высшего командного состава Тихоокеанского флота. Эта трагедия не только потрясла советское военное руководство, но и стала одной из самых загадочных и малоизученных страниц в истории советского флота. Авиалайнер Ту-104А, принадлежавший отряду управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР, выполнял пассажирский рейс по маршруту Пушкин—Владивосток, но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа. Среди пассажиров на борту самолёта находились 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР. В начале 1981 года руководство Тихоокеанского флота готовилось к масштабным учениям, которые должны были продемонстрировать мощь и боеготовность флота в условиях холодной войн
Оглавление

44 года назад, 7 февраля 1981 года стало чёрным днём в истории Военно-Морского Флота СССР. В этот день произошла катастрофа, унесшая жизни всего высшего командного состава Тихоокеанского флота.

Эта трагедия не только потрясла советское военное руководство, но и стала одной из самых загадочных и малоизученных страниц в истории советского флота.

Авиалайнер Ту-104А, принадлежавший отряду управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР, выполнял пассажирский рейс по маршруту Пушкин—Владивосток, но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек — 44 пассажира и 6 членов экипажа.

-2

Среди пассажиров на борту самолёта находились 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР.

Предыстория событий

В начале 1981 года руководство Тихоокеанского флота готовилось к масштабным учениям, которые должны были продемонстрировать мощь и боеготовность флота в условиях холодной войны.

С 1 по 7 февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде проводились сборы командного состава флотов под руководством Главнокомандующего ВМФ адмирала флота СССР Горшкова С. Г. В ходе сборов было проведено командно-штабное учение с разбором и доклады командующих по перспективам развития флотов в новой структуре.

В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332.

-3

Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФ начало собираться домой.

Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство Северного флота СССР. В числе пассажиров этого самолёта были начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов (ему было разрешено навестить своих родственников, живших на Севере).

Командующий Камчатской флотилией разнородных сил контр адмирал Хватов Г. А. с разрешения адмирала Спиридонова Э. Н. с 4 офицерами вылетел рейсом «Аэрофлота» в Петропавловск-Камчатский.

Из числа прилетевших из Владивостока на этом самолёте обратно на нём не полетел капитан 2 ранга Власов Н. И. — оставался в военно-морской академии на сборы заочников, участвовал в проводах улетающих, помогал в погрузке личных вещей, а после катастрофы самолёта участвовал в спасении, сборе документов, тел погибших и их опознании на следующий день.

Первый черновой вариант списка погибших был составлен капитанами 2 ранга Власовым Н. И. и Гамагой В. А. (офицерами Оперативного управления штаба ТОФ).

Катастрофа

В 16:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от взлетной полосы самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания.

С высоты 45—50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от взлетной полосы, полностью разрушился и мгновенно загорелся.

-4

Недалеко от места катастрофы в снегу был обнаружен выживший — старший лейтенант Валентин Зубарев (во время взлёта он находился в кабине экипажа, и от удара его выкинуло через носовой блистер), но он скончался по дороге в больницу. Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли на месте происшествия.

-5

Состав экипажа борта СССР-42332 был таким:

  • Командир экипажа — 50-летний подполковник Анатолий Иванович Инюшин. Командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Налетал 8150 часов, 5730 из них на Ту-104.
  • Помощник командира — 28-летний старший лейтенант Владимир Александрович Послыхалин. Правый лётчик ВВС ТОФ.
  • Штурман — 33-летний майор Виталий Алексеевич Субботин. Штурман авиационного отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ.
  • Бортинженер — 32-летний капитан Михаил Николаевич Рупасов. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ.
  • Бортрадист — 28-летний старший лейтенант Анатолий Владимирович Барсов. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ.
  • Борттехник — 31-летний прапорщик Анатолий Иванович Вахтеев. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ.

На борту самолёта находились 44 пассажира:

  • Эмиль Николаевич Спиридонов, 55 лет. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
  • Виктор Григорьевич Белашев, 53 года. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
  • Георгий Васильевич Павлов, 53 года. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
  • Владимир Дмитриевич Сабанеев, 53 года. Член Военного совета — начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
  • Василий Фёдорович Тихонов, 52 года. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
  • Степан Георгиевич Данилко, 53—54 года. Начальник штаба — первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Владимир Харитонович Коновалов, 49 лет. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
  • Владимир Яковлевич Корбан, 55 лет. Помощник командующего ТОФ, контр-адмирал.
  • Геннадий Фёдорович Леонов, 50 лет. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
  • Виктор Петрович Махлай, 45 лет. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Феликс Александрович Митрофанов, 52 года. Начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
  • Виктор Антонович Николаев, 47 лет. Член Военного совета — начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
  • Рэмир Иванович Пирожков, 45 лет. Начальник штаба — заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Василий Сергеевич Постников, 51 год. Член Военного совета — начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
  • Владимир Васильевич Рыков, 43 года. Член Военного совета — начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Джемс Константинович Чулков, 49 лет. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
  • Владислав Петрович Асеев, 51 год. Капитан 1 ранга.
  • Виктор Карпович Бережной, 43 года. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Саул Григорьевич Волк, 52 года. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Евгений Игоревич Граф, 40 лет. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Юрий Григорьевич Лобачев, 45 лет. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Владислав Игнатьевич Морозов, 49 лет. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Владимир Ильич Пивоев, 44 года. Член Военного Совета — начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Борис Погосович Погосов, 45 лет. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Анатолий Васильевич Прокопчик, 46 лет. Начальник штаба — первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Юрий Николаевич Туробов, 43 года. Начальник штаба — заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
  • Владимир Дмитриевич Цыганков, 49 лет. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Казимир Владиславович Чеканский, 45 лет. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя — главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
  • Артур Арович Делибатаньян, 41 год. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
  • Георгий Васильевич Подгаецкий, 35 лет. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
  • Владимир Дмитриевич Сорокатюк, 43 года. Начальник оперативного отдела — заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
  • Анатолий Иванович Бабкин, 33 года. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
  • Сергей Иванович Науменко, 29—30 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
  • Александр Николаевич Акентьев, 26 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
  • Валентин Иосифович Зубарев, 43 года. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани, старший лейтенант.
  • Геннадий Геннадьевич Шевченко, 25 лет. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
  • Борис Иванович Амельченко, 32 года. Порученец члена Военного совета — начальника политуправления ТОФ, мичман.
  • Виктор Степанович Дворский, 21 год. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
  • Тамара Васильевна Ломакина. Супруга первого секретаря Приморского крайкома КПСС В. П. Ломакина.
  • Валентина Павловна Спиридонова, 54—55 лет. Супруга командующего ТОФ адмирала Э. Н. Спиридонова.
  • Анна Павловна Левкович, 43—44 года. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
  • Екатерина Александровна Морева, 18—19 лет. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
  • Б. Н. Макаренко. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
  • Е. Н. Макаренко. Супруга Б. Н. Макаренко.

Причины катастрофы

Официальная версия катастрофы, озвученная советскими властями, указывала на ошибку экипажа и сложные метеорологические условия. Однако многие эксперты и историки сомневаются в этой версии, выдвигая свои гипотезы:

1. Перегруз самолёта. Некоторые источники утверждают, что самолёт был перегружен, что могло повлиять на его управляемость.

2. Техническая неисправность. Ту-104, хотя и был надёжным самолётом, к 1981 году уже считался устаревшим. Возможные технические неполадки могли стать причиной катастрофы.

3. Диверсия. В условиях холодной войны не исключалась возможность саботажа, хотя никаких доказательств этой версии представлено не было.

4. Ошибка диспетчеров. Неправильные указания с земли могли привести к трагедии.

Диверсия сразу же была отброшена: на хорошо охраняемый аэродром вражеской ДРГ было проникнуть крайне сложно.

Расшифровка бортовых регистраторов привела к необычному результату: самолёт самопроизвольно (без воздействия со стороны опытнейшего пилота) взлетел на заниженной скорости, потерял подъёмную силу и ушёл в сваливание.

По официальной версии, при загрузке самолёта были допущены перегруз и неправильное размещение пассажиров и груза. В то время в СССР усиливался дефицит, и полёт в Ленинград стал поводом для военных достать что-то дефицитное.

Инюшин и раньше жаловался начальству на перегрузы самолёта, но реакции не было. По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза, в том числе мебель и телевизоры.

Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю и самопроизвольный взлёт.

Последствия трагедии

Авиакатастрофа под Ленинградом стала крупнейшей авиакатастрофой в истории СССР, в которой погибли высшие военные чины. Гибель военных моряков вызвала практически полное «обезглавливание» Тихоокеанского флота СССР.

Поскольку вначале одной из ведущих версий произошедшего был умышленный террористический акт, флот был приведен в состояние полной боевой готовности.

Командир в/ч 34233 (управление 25-й МРАД) полковник А. И. Яковлев был снят с должности.

После этой катастрофы все авиалайнеры Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС, в гражданской авиации самолёты данного типа не использовались с 1979 года (после катастрофы во Внукове).

Катастрофа 7 февраля 1981 года остаётся одной из самых загадочных страниц в истории советского флота. До сих пор нет единого мнения о её причинах, а многие документы, связанные с этим событием, остаются засекреченными.

Единственной газетой, написавшей о катастрофе, стала газета «Красная звезда», разместившая некролог на третьей полосе:

7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей.

Эта трагедия напоминает о том, насколько хрупка человеческая жизнь, даже в условиях мощной военной машины.