В мире музыки есть группы, которые оставляют незабываемый след и влияют на развитие целых жанров. Одна из таких групп — Radiohead, чья музыка, начиная с конца 90-х, завоевала признание не только поклонников, но и критиков. Их альбомы раз за разом нарушали границы привычных музыкальных форматов, исследуя новые звучания и стили. И несмотря на то что группа известна своими экспериментами, её песни часто обсуждаются и анализируются за глубокие текстовые и философские подтексты. В этой статье мы более подробно рассмотрим музыкальный стиль Radiohead, их влияние на индустрию и уникальный подход к созданию музыки.
Участники Radiohead познакомились, учась в Abingdon School — частной школе для мальчиков в Абингдоне, Оксфордшир. Гитарист и вокалист Том Йорк и басист Колин Гринвуд были в одном классе, гитарист Эд О’Брайен учился на год старше, а барабанщик Филип Селуэй был на год старше О’Брайена. Младший брат Колина, мультиинструменталист Джонни Гринвуд, был младше Колина и Йорка на три года и присоединился к группе последним.
В 1985 году они создали группу On a Friday, назвав её в честь дня недели, когда у них проходили репетиции в музыкальном классе школы. Им не нравилась строгая атмосфера учебного заведения — однажды директор даже оштрафовал их за использование комнаты для репетиций в воскресенье. Убежище они находили в музыкальном отделении школы, где учитель музыки познакомил их с джазом, саундтреками к фильмам, послевоенной авангардной музыкой и классической музыкой XX века.
В ранний период каждый участник группы писал песни, но со временем основным автором стал Йорк. По словам Колина, музыканты выбирали инструменты не из-за особого интереса, а просто чтобы играть вместе: «Это был коллективный подход, и если ты мог внести вклад, позволив кому-то другому играть на твоем инструменте, это было здорово». Они почти не выступали, сосредотачиваясь на репетициях.
В конце 1980-х в Оксфорде была активная независимая музыкальная сцена, но в основном она вращалась вокруг шугейзинг-групп, таких как Ride и Slowdive. On a Friday впервые выступили в 1986 году в оксфордском клубе Jericho Tavern.
Благодаря раннему демо-альбому On a Friday получили предложение подписать контракт с Island Records, но решили отложить это, чтобы сначала закончить университет. Они продолжали репетировать по выходным и на каникулах, но не выступали четыре года.
Во время учебы в Университете Эксетера Йорк играл в группе Headless Chickens, исполняя в том числе песни, которые позже стали частью репертуара Radiohead. Там же он познакомился со Стэнли Донуудом, который впоследствии стал художником-оформителем обложек всех альбомов Radiohead.
В 1991 году группа снова собралась в Оксфорде, арендуя дом на углу Magdalen Road и Ridgefield Road. Они записали новое демо, которое привлекло внимание Криса Хаффорда — продюсера группы Slowdive и со-владельца Courtyard Studios в Оксфорде. Хаффорд и его деловой партнер, Брайс Эдж, пришли на концерт On a Friday в Jericho Tavern. Им понравилось выступление, и они стали менеджерами группы.
По словам Хаффорда, к тому моменту у группы уже был свой стиль, но звучание было более грубым, с элементами панка и более быстрыми темпами. В Courtyard Studios они записали демо Manic Hedgehog, названное в честь оксфордского музыкального магазина.
В конце 1991 года Колин Гринвуд случайно встретил представителя EMI A&R Кита Возенкрофта в музыкальном магазине и дал ему копию демо-записи. Возенкрофту понравилось, и он посетил концерт группы. В ноябре On a Friday выступили в Jericho Tavern перед публикой, в которой находились представители нескольких лейблов. Это был всего их восьмой концерт, но группа уже привлекла внимание нескольких звукозаписывающих компаний.
21 декабря 1991 года On a Friday подписали контракт с EMI на шесть альбомов. По просьбе лейбла они сменили название: Radiohead было взято из песни Radio Head с альбома True Stories (1986) группы Talking Heads.
Йорк объяснил новый выбор так:
«Это название объединяет в себе все вещи, связанные с восприятием информации... Оно о том, как ты принимаешь окружающий мир и реагируешь на него».
Radiohead записали свой дебютный мини-альбом Drill вместе с Хаффордом и Эджем в Courtyard Studios. Релиз состоялся в мае 1992 года, но альбом не попал в чарты. Так как крупным лейблам, таким как EMI, было сложно продвигать группы в Великобритании (где инди-чарты контролировались независимыми лейблами), менеджеры Radiohead решили использовать другую стратегию: привлечь американских продюсеров, провести активное турне по США, а затем вернуться и завоевать популярность на родине.
Для работы над дебютным альбомом пригласили Пола Колдери и Шона Слейда, ранее сотрудничавших с американскими группами Pixies и Dinosaur Jr. Запись прошла быстро в Оксфорде в 1992 году.
С выходом дебютного сингла «Creep» в сентябре Radiohead начали привлекать внимание британской музыкальной прессы, но не всегда в положительном ключе. Журнал NME назвал их «жалким подобием рок-группы», а радиостанция BBC Radio 1 внесла «Creep» в черный список как «слишком депрессивную» песню.
Pablo Honey(1993)
В феврале 1993 года Radiohead выпустили дебютный альбом Pablo Honey, который занял 22-е место в британском чарте. Однако «Creep», а также последующие синглы «Anyone Can Play Guitar» и «Stop Whispering» не стали хитами. Внеальбомный сингл «Pop Is Dead» также провалился в продажах. Позже О’Брайен назвал его «ужасной ошибкой».
Некоторые критики сравнивали Radiohead с популярной в начале 1990-х волной гранжа, окрестив их «облегчённой версией Nirvana» (Nirvana-lite). Pablo Honey изначально не получил ни коммерческого, ни критического признания, и со временем сами участники группы выражали недовольство этим альбомом.
Однако в начале 1993 года Radiohead начали привлекать внимание за пределами Великобритании. «Creep» часто крутили по израильскому радио и в марте, после того как песня стала там хитом, Radiohead впервые выступили за границей, в Тель-Авиве.
Примерно в это же время «Creep» начала набирать популярность в Америке, став своего рода «гимном лентяев», подобно «Smells Like Teen Spirit» от Nirvana и «Loser» от Beck.
Чарты:
- #2 в Billboard Modern Rock
- #34 в Billboard Hot 100
- #7 в UK Singles Chart (после переиздания в сентябре 1993 года)
Чтобы закрепить успех, Radiohead отправились в тур по США, выступая на разогреве у Belly и PJ Harvey, а затем гастролировали по Европе вместе с James и Tears for Fears.
The Bends(1995)
Альбом The Bends стал первой работой Radiohead в сотрудничестве с продюсером Найджелом Годричем и художником Стэнли Донвудом, которые с тех пор участвовали в создании всех альбомов группы.
В 1994 году Radiohead начали работу над своим вторым альбомом вместе с Джоном Лекки, опытным продюсером, ранее работавшим в Abbey Road Studios. Ожидания были высоки, так как группе нужно было повторить успех «Creep», что вызывало напряженность. Чтобы преодолеть творческий застой, Radiohead отправились в тур по Азии, Австралазии и Мексике, где почувствовали себя увереннее, исполняя новые песни.
Однако Том Йорк был подавлен внезапной славой и разочаровался в мире музыкальной индустрии, который он описал как "гламурный, сексуальный, броский MTV-стиль", который сам же и помогал продавать.
Завершив тур с новыми песнями, Radiohead закончили запись The Bends к 1995 году и выпустили альбом в марте. Он отличался мощными гитарными риффами, атмосферными аранжировками и расширенным использованием клавишных.
На этот раз критики высоко оценили песни и выступления группы. Хотя Radiohead оставались в стороне от модного в те годы бритпопа, их успех в Великобритании стал очевиден.
Несколько синглов из The Bends попали в чарты:
- «Fake Plastic Trees»
- «High and Dry»
- «Just»
- «Street Spirit (Fade Out)»
«High and Dry» стала скромным хитом, но несмотря на рост фан-базы, группе не удалось повторить мировой успех «Creep».
В США альбом занял только 88-е место в чартах, что остается самым низким показателем для Radiohead на американском рынке.
Однако Джонни Гринвуд позже признал, что The Bends стал переломным моментом:
«Мы начали появляться в итоговых чартах года, и тогда мы поняли, что сделали правильный выбор, решив стать группой».
Со временем The Bends вошел в списки величайших альбомов всех времен. Например, в 2012 году Rolling Stone включил его в рейтинг «500 величайших альбомов всех времен» под номером 111.
В 1995 году Radiohead снова отправились в тур по Северной Америке и Европе, выступая в поддержку R.E.M.– одной из своих любимых групп и в то время одной из самых популярных в мире.
Во время тура, накануне концерта в Денвере, Колорадо, туровый фургон группы был украден вместе с музыкальным оборудованием. Йорк и Джонни Гринвуд сыграли акустический сет на арендованных инструментах, но несколько концертов пришлось отменить.
В том же году вышло первое концертное видео группы — Live at the Astoria.
Radiohead решили самостоятельно продюсировать следующий альбом при поддержке Годрича.
Работа над альбомом началась в начале 1996 года. К июлю они записали четыре песни в своем репетиционном зале Canned Applause — бывшем яблочном амбаре в деревне недалеко от Дидкота, Оксфордшир.
В августе Radiohead отправились в тур, выступая на разогреве у Аланис Мориссетт. После этого они продолжили запись, но уже в особняке XV века St. Catherine’s Court недалеко от Бата. Атмосфера во время сессий была непринужденной: музыканты могли играть и записывать песни в любое время суток, перемещаясь по разным комнатам дома. Вдохновение они черпали из музыки The Beatles, DJ Shadow, Эннио Морриконе и Майлза Дэвиса.
OK Computer(1997)
Третий альбом OK Computer вышел в мае 1997 года. На нем группа экспериментировала со структурой песен, атмосферными эффектами и электронными элементами, сочетая их с авангардными и эмбиент-звучаниями.
Журнал Rolling Stone назвал его «потрясающим арт-роковым шедевром».
Несмотря на критику, Radiohead отрицали свою причастность к прогрессивному року, хотя журналисты начали сравнивать их с Pink Floyd. Некоторые даже видели сходство между OK Computer и альбомом 1973 года The Dark Side of the Moon.
Однако Том Йорк говорил, что вдохновлялся не концептуальностью, а ощущением "скорости жизни" в 1990-х.
В отличие от The Bends, в текстах OK Computer Йорк стал чаще использовать разных персонажей, создавая атмосферу тревоги перед концом тысячелетия. Журналисты называли это "миллениальной тоской".
Музыкальный критик Алекс Росс сравнил популярность группы с Talking Heads и R.E.M., сказав, что Radiohead стали символом "осмысленного отчуждения" своего поколения.
OK Computer стал первым альбомом Radiohead, дебютировавшим на первом месте в британском чарте. Хотя в США он достиг только 21-й строчки, позже альбом получил признание и там.
На премии «Грэмми» он выиграл номинацию "Лучший альтернативный альбом" и был номинирован как "Альбом года".
Синглы:
- «Paranoid Android» – трехчастная композиция с гитарными соло и хорами (заняла 3-е место в чарте Великобритании, став самым успешным синглом группы на тот момент)
- «Karma Police» – получила наибольший международный успех
- «No Surprises»
Со временем OK Computer стал одним из самых влиятельных альбомов 1990-х и неоднократно попадал в списки величайших альбомов всех времен.
После выхода альбома Radiohead отправились в мировое турне Against Demons, которое длилось целый год.
В 1997 году группа впервые выступила хедлайнером на фестивале Glastonbury. Несмотря на технические проблемы, из-за которых Йорк почти ушел со сцены, выступление стало легендарным и укрепило статус группы как одной из лучших живых команд.
После изматывающего тура Йорк и Эд О’Брайен впали в депрессию, а группа была на грани распада.
Йорк назвал этот период «настоящим дном», так как давление славы стало невыносимым.
После успеха OK Computer Radiohead купили амбар в Оксфордшире и превратили его в студию.
Kid A(2000)
Работа над новым альбомом с Найджелом Годричем началась в начале 1999 года. Запись проходила в разных студиях — в Париже, Копенгагене и Глостере, пока их собственная студия не была достроена.
Хотя рекорд-лейбл больше не давил на группу, внутри команды росло напряжение.
- Йорк страдал от творческого кризиса и начал писать более абстрактные и фрагментированные тексты.
- Музыканты разошлись во взглядах на дальнейшее развитие звучания.
- Эд О’Брайен вел онлайн-дневник о ходе работы.
Запись продолжалась почти 18 месяцев и была завершена в апреле 2000 года.
Альбом стал резким отходом от гитарного звучания OK Computer и перешел к минимализму, эмбиенту и электронным экспериментам.
В альбоме использовались:
- Онд-Мартено (редкий электронный инструмент),
- Программированные ритмы,
- Оркестровые аранжировки,
- Джазовые духовые партии.
Впервые в истории группы альбом дебютировал на 1-м месте в США.
Это был первый альбом британской группы с таким успехом со времен Spice Girls в 1996 году.
Возможные Причины успеха:
- Ожидания после OK Computer.
- Необычная маркетинговая кампания.
- Утечка альбома в Napster за несколько месяцев до релиза.
Группа не выпускала официальных синглов, но промо-версии «Optimistic» и «Idioteque» попали в ротацию на радио.
Также были созданы короткие абстрактные видео — "blips", которые крутились на музыкальных каналах и распространялись онлайн.
Radiohead устроили тур по Европе, выступая в специально построенном шатре без рекламы. В США они сыграли три аншлаговых концерта в театрах.
Kid A получил Грэмми за "лучший альтернативный альбом" и номинацию «Альбом года».
Реакция на альбом была противоречивой:
- Некоторые критики называли альбом «коммерческой предсмертной запиской» и «намеренно сложным» и хотели возвращения к старому звучанию.
- Часть фанатов была разочарована и не понимала нового направления.
- Другие сочли Kid A шедевром.
Йорк комментировал:
«Мы не пытаемся быть сложными... Мы на самом деле пытаемся общаться, но где-то по ходу дела мы просто, казалось, разозлили многих людей... То, что мы делаем, не так уж радикально».
Со временем Kid A вошел в списки величайших альбомов всех времен (Time, Rolling Stone).
Журналы Rolling Stone, Pitchfork и The Times назвали его "лучшим альбомом десятилетия".
Amnesiac(2001)
Пятый альбом Radiohead – Amnesiac – вышел в мае 2001 года.
Он включал в себя дополнительные треки с сессий Kid A , включая «Life in a Glasshouse» с участием группы Humphrey Lyttelton Band . Radiohead подчеркивали, что они рассматривают Amnesiac не как сборник би-сайдов или ауттейков из Kid A , а как альбом сам по себе.
Главные отличия:
- Amnesiac был более мелодичным и ближе к традиционному звучанию, чем Kid A.
- Включал «Life in a Glasshouse» с джазовым ансамблем Humphrey Lyttelton Band.
Альбом:
- Занял 1-е место в британском чарте.
- Достиг 2-го места в США.
- Получил номинации на Грэмми и Mercury Prize.
Были выпущены синглы «Pyramid Song» и «Knives Out» – впервые после 1998 года.
В июне 2001 года Radiohead начали свой первый североамериканский тур за три года.
- Все концерты были аншлаговыми.
- The Observer назвал это "самым громким британским прорывом в США со времен The Beatles", отмечая, что даже Oasis не смогли достичь такого успеха.
В ноябре 2001 года вышел концертный альбом I Might Be Wrong: Live Recordings, включавший живые версии песен с Kid A и Amnesiac.
Hail to the Thief(2003)
Для следующего альбома группа хотела исследовать напряжение между живой и электронной музыкой и добиться более непосредственного, концертного звучания.
- Запись проходила в студии Ocean Way Recording в Лос-Анджелесе.
- За две недели было записано большинство композиций.
- В отличие от Kid A и Amnesiac, процесс был расслабленным и комфортным.
Кроме того, Radiohead написали музыку для «Split Sides» — танцевального спектакля компании Merce Cunningham, премьера которого состоялась в октябре 2003 года в Бруклинской академии музыки.
Лирика альбома была вдохновлена событиями после выборов президента США Джорджа Буша в 2000 году.
Том Йорк описал его как реакцию на «всеобщее невежество, панику и глупость».
Альбом сопровождался запуском сайта radiohead.tv, где транслировались короткие фильмы, клипы и студийные веб-трансляции.
Коммерческий успех:
- Альбом Дебютировал на 1-м месте в Британии.
- Занял 3-е место в чарте Billboard в США.
- Стал платиновым в Великобритании и золотым в США.
Синглы «There There», «Go to Sleep» и «2 + 2 = 5» получили широкую ротацию на альтернативных радиостанциях.
На Грэмми 2004 Radiohead снова были номинированы в категории «Лучший альтернативный альбом», а Найджел Годрич и Даррелл Торп получили награду за "лучший звукорежиссерский альбом".
В мае 2003 года группа начала мировой тур, а в июне снова возглавила фестиваль Glastonbury.
Тур завершился в мае 2004 года выступлением на Coachella в Калифорнии.
Дополнительный материал – B-сайды, ремиксы и концертные записи – был выпущен в апреле 2004 года на сборнике Com Lag (2plus2isfive).
Также был выпущен DVD The Most Gigantic Lying Mouth of All Time с клипами и закулисными съемками.
Hail to the Thief стал последним альбомом Radiohead на лейбле EMI.
В 2006 году The New York Times назвал Radiohead «самой популярной в мире группой без контракта».
После тура группа взяла перерыв, чтобы провести время с семьями и заняться сольными проектами.
- Йорк и Джонни Гринвуд участвовали в записи благотворительного сингла Band Aid 20 – «Do They Know It’s Christmas?» (продюсер – Годрич).
- Гринвуд написал саундтреки к фильмам Bodysong (2004) и There Will Be Blood (2007) – это было его первое сотрудничество с режиссером Полом Томасом Андерсоном.
- В июле 2006 года Том Йорк выпустил свой первый сольный альбом – The Eraser, в котором преобладала электронная музыка.Он подчеркнул, что группа не распадается
Гринвуд прокомментировал:
«Он должен был выпустить этот материал, и все были счастливы [что Йорк это сделал] ... Он бы сошел с ума, если бы каждый раз, когда он писал песню, она проходила через консенсус Radiohead»
Кроме того, Фил Селуэй и Джонни Гринвуд появились в фильме Гарри Поттер и Кубок огня (2005) в роли участников вымышленной группы The Weird Sisters.
Radiohead начали работу над седьмым альбомом в феврале 2005 года.
- Вместо продюсера Найджела Годрича группа наняла Спайка Стента, но сотрудничество оказалось неудачным.
- В сентябре 2005 года Radiohead записали «I Want None of This» – мрачную фортепианную композицию для благотворительного альбома War Child – Help: A Day in the Life.
- Трек стал самым скачиваемым, но не был выпущен отдельным синглом.
В конце 2006 года, после туров по Европе и Северной Америке с новыми песнями, Radiohead вновь обратились к Годричу и продолжили запись в Лондоне, Оксфорде и графстве Сомерсет.
Запись завершилась в июне 2007 года, а мастеринг – в июле.
Тем временем, лейбл EMI был куплен инвестиционной компанией Terra Firma.
- Radiohead не согласились подписать новый контракт из-за конфликта с руководством.
- По данным The Independent, EMI предложила Radiohead аванс в размере 3 миллионов фунтов стерлингов, но отказалась уступить права на бэк-каталог группы. Представитель EMI заявил, что Radiohead потребовала «чрезвычайно большую сумму денег»
- Группа заявила, что просила контроль над своими записями, а не «невероятную сумму денег», как утверждала EMI.
In Rainbows(2007)
10 октября 2007 года Radiohead самостоятельно выпустили альбом In Rainbows на своем сайте. Сумма оплаты за скачивание была на усмотрение фанатов – можно было заплатить любую цену, вплоть до £0. Это стало прецедентом в индустрии, вызвав широкие дебаты о будущем музыки.
Реакция прессы была в основном положительной – Radiohead хвалили за новый способ общения с фанатами.
Однако некоторые музыканты, включая Лили Аллен и Ким Гордон (Sonic Youth), критиковали подход, считая, что он подрывает доходы менее известных артистов.
В первый день альбом скачали около 1,2 миллиона раз.
- Басист Колин Гринвуд объяснил, что такой релиз позволил избежать утечек, а также обойти форматное радио и ТВ.
Дополнительно продавалось специальное «дисковое издание» (discbox), включавшее:
- Виниловый диск,
- Книгу с иллюстрациями,
- Дополнительный CD с эксклюзивными треками.
В декабре 2007 года In Rainbows был выпущен в розничную продажу на XL Recordings (Великобритания) и TBD Records (США).
Альбом дебютировал на 1-м месте в Великобритании и США, став пятым британским номером один для Radiohead. Продажи превысили 3 миллиона копий за год.
Альбом был высоко оценен критиками за более доступное звучание и личные тексты.
На Грэмми 2009 In Rainbows получил:
- Премию за лучший альтернативный альбом
- Премию за лучшее ограниченное издание (box set).
Также он был номинирован еще в пяти категориях, включая «Альбом года» – третий раз для Radiohead.
На церемонии Том Йорк и Джонни Гринвуд исполнили «15 Step» вместе с оркестром Университета Южной Калифорнии.
Группа также провела конкурсы ремиксов на «Nude» и «Reckoner», выкладывая исходные аудиодорожки для фанатов.
В апреле 2008 года Radiohead запустили W.A.S.T.E. Central – свою социальную сеть для фанатов.
В мае 2008 вышел телевизионный концерт In Rainbows – From the Basement, показанный на VH1 и загруженный в iTunes.
С 2008 по 2009 год Radiohead гастролировали по Северной Америке, Европе, Японии и Южной Америке, выступая хедлайнерами Reading и Leeds Festival в августе 2009 года.
Через несколько дней после подписания Radiohead контракта с XL Recordings, EMI выпустили бокс-сет со старыми альбомами группы – в ту же неделю, что и коллекционное издание In Rainbows.
- Журналисты, включая The Guardian, сочли это местью EMI за уход группы.
В июне 2008 года EMI также выпустили сборник Radiohead: The Best Of без участия группы.
- Том Йорк назвал его «упущенной возможностью».
С ростом соцсетей в конце 2000-х Radiohead постепенно отказались от традиционного продвижения группы:
- Они перестали давать интервью и участвовать в рекламных кампаниях.
- По мнению Pitchfork, Radiohead стали одной из немногих групп уровня Бейонсе и Канье Уэста, чья популярность не зависела от стандартных методов промо.
В 2009 году EMI переиздали все альбомы Radiohead, записанные во время их контракта с лейблом, в расширенных версиях «Collector’s Editions».
- Группа не участвовала в переиздании.
- СМИ выразили беспокойство, что EMI просто зарабатывает на старом материале Radiohead.
В мае 2009 года Radiohead начали новые студийные сессии с продюсером Найджелом Годричем.
В августе они выпустили «Harry Patch (In Memory Of)» – песню-посвящение Гарри Пэтчу, последнему британскому солдату Первой мировой войны.
Все доходы от трека были переданы Британскому легиону.
В песне нет традиционных рок-инструментов – в ней только вокал Тома Йорка и струнное аранжирование Джонни Гринвуда.
Позже в том же месяце утекла другая новая песня – «These Are My Twisted Words».
В ней использованы ритмы в стиле краут-рока и гитары с повторяющимися партиями.
Трек появился на торренте – возможно, его выложила сама группа.
Через неделю песня была бесплатно опубликована на сайте Radiohead.
Журналисты отметили, что новая стратегия Radiohead стала непредсказуемой – они выпускали музыку без традиционного маркетинга.
В 2009 году Том Йорк создал новую группу – Atoms for Peace, чтобы исполнять свой сольный материал.
- В состав вошли Годрич и басист Red Hot Chili Peppers Фли.
- В 2010 году они дали восемь концертов в Северной Америке.
В январе 2010 года Radiohead сыграли единственный полноценный концерт за год – в театре Генри Фонда в Лос-Анджелесе.
Все деньги от продажи билетов ушли Oxfam на помощь пострадавшим от землетрясения на Гаити. Они Собрали более полумиллиона долларов.
В июне 2010 года Том Йорк и Джонни Гринвуд неожиданно вышли на сцену фестиваля Гластонбери.
- Они сыграли песни из сольного альбома Йорка The Eraser и хиты Radiohead.
В августе барабанщик Фил Селуэй выпустил свой дебютный сольный альбом – Familial.
- По мнению Pitchfork, это был тихий фолк-альбом в духе Ника Дрейка, где Селуэй сам пел и играл на гитаре.
The King of Limbs(2011)
Radiohead выпустили восьмой альбом, 18 февраля 2011 года, доступный для скачивания с их сайта.
После долгого процесса записи и более традиционного рок-звучания In Rainbows, Radiohead создали The King of Limbs, используя семплы и петли, обработанные через вертушки.
За ним последовал розничный релиз в марте через XL и специальное издание «газетного альбома» в мае
Продажи The King of Limbs через официальный сайт группы составили примерно 300,000-400,000 копий.
Розничное издание дебютировало на шестом месте в Billboard 200 в США и на седьмом месте в UK Albums Chart.
Альбом был номинирован на пять премий на 54-й церемонии Grammy Awards.
Сборник ремиксов альбома TKOL RMX 1234567 был выпущен в сентябре.
Чтобы исполнить сложный ритмический материал из The King of Limbs на сцене, Radiohead пригласили второго барабанщика, Клайва Димера, который ранее работал с Portishead и Get the Blessing.
В июне 2011 года Radiohead неожиданно выступили на сцене Park Stage на фестивале Гластонбери, впервые исполнив песни с нового альбома.
С Димером группа записала The King of Limbs: Live from the Basement, который был выпущен онлайн в августе 2011 года.
В феврале 2012 года Radiohead начали свой первый продолжительный тур по Северной Америке за последние четыре года, включая США, Канаду и Мексику.
16 июня 2012 года на последнем концерте североамериканского тура в Торонто, за час до начала шоу, обрушилась крыша временной сцены на Downsview Park, в результате чего погиб барабанный техник Скотт Джонсон и были ранены еще три члена дорожной команды Radiohead . После переноса тура Radiohead отдали дань уважения Джонсону на своем следующем концерте в Ниме, Франция, в июле.
После тура в поддержку The King of Limbs участники группы сосредоточились на своих сайд-проектах:
- В феврале 2013 года группа Atoms for Peace, образованная Йорком и Годриком, выпустила альбом Amok.
- В том же году они привлекли внимание прессы своими критическими высказываниями в адрес бесплатного музыкального сервиса Spotify.
- Йорк обвинил Spotify в том, что сервис приносит выгоду только крупным лейблам с большими архивами, и призвал артистов создавать «прямые связи» с аудиторией.
- В конце 2014 года Йорк и Селвей выпустили свои соло-альбомы: Tomorrow's Modern Boxes и Weatherhouse соответственно.
- Джонни Гринвуд написал саундтрек к фильму «Внутренний космос»; он включает в себя версию неизданной песни Radiohead «Spooks», исполненную Гринвудом и участниками Supergrass.
- Проект Junun, представляющий собой сотрудничество Гринвуда, Годрика, израильского композитора Шье Бен Цура и индийских музыкантов, был выпущен в ноябре 2015 года, и к нему прилагался документальный фильм, снятый Полом Томасом Андерсоном.
- В апреле 2016 года бэк-каталог Radiohead был приобретён XL Recordings, лейблом, который выпустил розничные версии In Rainbows и The King of Limbs, а также большинство соло-работ Йорка .XL переиздали бэк-каталог группы на виниле в мае 2016 года.
A Moon Shaped Pool(2016)
Radiohead начали работу над своим девятым студийным альбомом в сентябре 2014 года. В 2015 году группа возобновила работу в студии La Fabrique недалеко от Сен-Реми-де-Прованс, Франция.
Сессии были омрачены смертью отца Годрика и разрывом отношений Йорка с его женой Рэйчел Оуэн, которая умерла от рака в 2016 году.
Работа над альбомом была прервана, когда Radiohead были приглашены написать тему для фильма о Джеймсе Бонде «Спектр» (2015). После того как их песня "Spectre" была отклонена, группа выпустила её на SoundCloud в день Рождества 2015 года.
A Moon Shaped Pool, девятый студийный альбом Radiohead, был выпущен цифровом формате в мае 2016 года, а затем в июне на лейбле XL Recordings появились розничные версии.
Он был прорекламирован музыкальными клипами на синглы « Daydreaming » (режиссёром которого выступил Андерсон) и « Burn the Witch ».
В альбом вошли несколько песен, написанных ещё несколько лет назад, включая "True Love Waits", а также струнные и хоровые партии, исполненные Лондонским современным оркестром.
A Moon Shaped Pool стал шестым альбомом Radiohead, занявшим первое место в Великобритании, и достиг третьего места в США.
Этот альбом стал пятым альбомом группы, номинированным на Mercury Prize, сделав Radiohead самой номинируемой группой в истории Mercury.
Альбом также был номинирован на Best Alternative Music Album и Best Rock Song (за песню "Burn the Witch") на 59-й ежегодной премии Грэмми.
A Moon Shaped Pool оказался в списках лучших альбомов года на многих изданиях.
В 2016, 2017 и 2018 годах Radiohead гастролировали по Европе, Японии, Северной и Южной Америке, в том числе с хедлайнерскими выступлениями на фестивалях Coachella и Glastonbury.
В июне 2017 года Radiohead выпустили переиздание своего альбома OK Computer в честь 20-летия, под названием OKNOTOK 1997 2017, которое включало ремастеринг альбома, B-стороны и ранее не издававшийся материал.
Группа продвигала переиздание с помощью музыкальных видео для бонусных треков "I Promise", "Man of War" и "Lift".
OKNOTOK достиг второго места в UK Albums Chart и 23-го в Billboard 200 в США.
В августе 2017 года Йорк и Гринвуд провели благотворительный концерт в Ле-Марше, Италия, в поддержку жертв землетрясения в Центральной Италии 2016 года.
В 2017 году Radiohead были номинированы на Rock and Roll Hall of Fame, в первый год их права на номинацию. В следующем году они были номинированы снова и, в марте 2018 года, были введены в Зал Славы Рок-н-Ролла.
Хотя Гринвуд и Йорк не проявляли интереса к событию, Селуэй и О'Брайен посетили церемонию и произнесли речи.
В июне 2019 года несколько часов записей, сделанных Radiohead в период OK Computer, просочились в сеть. В ответ Radiohead сделали их доступными для покупки онлайн под названием MiniDiscs [Hacked], а все вырученные средства перешли в экологическую группу Extinction Rebellion.
В декабре 2019 года Radiohead сделали всю свою дискографию доступной бесплатно на YouTube.
В январе 2020 года они запустили Radiohead Public Library, онлайн-архив своей работы, включая музыкальные видео, живые выступления, арт-работы и документальный фильм 1998 года Meeting People Is Easy.
В 2017 году Селуэй выпустил свой третий сольный альбом, саундтрек к фильму Let Me Go.
Гринвуд был номинирован на Оскар за "Лучший оригинальный саундтрек" за свою пятую работу с Полом Томасом Андерсоном, фильм Phantom Thread (2017). Также он написал музыку для второго фильма Линн Рэмси, You Were Never Really Here (2018).
Йорк выпустил первый саундтрек к фильму — Suspiria (2018), а в 2019 году свой третий сольный альбом Anima, который был поддержан короткометражным фильмом, режиссёром которого был Андерсон.
В 2020 году О'Брайен выпустил свой дебютный сольный альбом Earth под псевдонимом EOB. Он писал эти песни много лет, но они не подходили для Radiohead.
Radiohead отказались от планов по турне в 2021 году из-за пандемии. В ноябре 2021 года они выпустили Kid A Mnesia, юбилейное переиздание, которое включает альбомы Kid A, Amnesiac и ранее не издававшийся материал.
В мае 2021 года в рамках онлайн-мероприятия фестиваля Glastonbury Йорк и Гринвуд представили новый проект — группу The Smile, в составе которой также был барабанщик Том Скиннер. Гринвуд отметил, что группа стала способом совместной работы с Йорком в период локдаунов. В мае 2022 года они выпустили дебютный альбом A Light for Attracting Attention, который получил положительные отзывы. Критик Pitchfork Райан Домбал назвал его «мгновенным, безошибочным» лучшим альбомом среди побочных проектов Radiohead.
The Smile провели международный тур с 2022 по 2024 годы и выпустили два альбома, Wall of Eyes и Cutouts, записанные одновременно, в 2024 году. Критики интерпретировали The Smile как проект с меньшим давлением, в котором Йорк и Гринвуд могли экспериментировать с джазом, краутроком и прогрессивным роком, создавая более свободное и дикое звучание.
Колин Гринвуд в 2022 году совершил тур по Австралии в составе группы Ника Кейва и Уоррена Эллиса. Он продолжил тур с Кейвом в 2023 и 2024 годах, выступал на его альбоме Wild God 2024 года и выпустил книгу с фотографиями Radiohead в октябре 2024 года.
Селуэй выпустил третий сольный альбом Strange Dance в феврале 2023 года.
Альбом Jarak Qaribak группы Джонни Гринвуда и израильского рок-музыканта Дуду Тассы был выпущен в июне 2023 года.
Йорк выпустил свой второй саундтрек к фильму Confidenza в апреле 2024 года и начал сольный тур в октябре 2024 года.
Селуэй сказал, что для участников Radiohead полезно работать с другими музыкантами, что все эти проекты находятся под «зонтом» Radiohead, и группа «по-прежнему существует».
Колин Гринвуд сообщил, что в средине 2024 года Radiohead репетировали и намекнул, что они могут воссоединиться в ближайшем будущем.
Музыкальный стиль Radiohead охарактеризован как арт-рок, альтернатива, электроника, экспериментальный рок и прогрессивный рок. Их первый альбом Pablo Honey содержит элементы гранжа, а второй — The Bends — часто называют британским попом (Britpop). Группа избегала штампов и предпочитала сложные гармонии и необычные временные подписи в песнях. Они стремятся сочетать экспериментальные влияния с рок-музыкой, а их подход к композиции часто сравнивают с джазом.
Песни Radiohead часто начинаются с эскиза от Йорка, который затем развивает гармонии, а остальная группа добавляет свои части. Песни могут развиваться на протяжении многих лет, например, "True Love Waits" была представлена еще в 1995 году и выпущена в другом аранжировании в 2016 году. Группа экспериментирует с инструментами и технологиями, часто меняя их.
Radiohead вдохновлялись такими артистами, как Queen, Bob Dylan, Pink Floyd, Joy Division, и Sonic Youth, а также Miles Davis и Charles Mingus. Влияние Aphex Twin и krautrock также ощущается в их музыке.
Тексты Йорка не автобиографичны, а часто основаны на случайных фразах и изображениях. Он использует клише и выражения, чтобы выразить политические и экологические переживания, а также критикует бессмысленность повседневной речи.
Radiohead считаются одной из величайших рок-групп 21 века. Их альбомы The Bends и OK Computer оказали влияние на целое поколение британских музыкантов, таких как Coldplay и Keane. Группа расширила границы альтернативного рока и стала образцом для более рискованных и авангардных направлений в музыке. Их эксперименты в подходах к записи и выпуску альбомов также оказали значительное влияние на музыкальную индустрию.
Том Йорк (Thom Yorke)
- Полное имя: Томас Артур Йорк.
- Многофункциональный музыкант: Он играет на гитаре, клавишных, фортепиано и является основным вокалистом группы.
- Сольная карьера: Помимо работы с Radiohead, Йорк выпустил несколько сольных альбомов, таких как The Eraser (2006) и ANIMA (2019).
- Психологические проблемы: Он открыто говорил о своих переживаниях, связанных с депрессией и тревожностью, что вдохновляло его на создание музыки.
Колин Гринвуд (Colin Greenwood)
- Младший брат Джонни Гринвуда: Колин играет на бас-гитаре и активно участвует в записи музыки для группы.
- Проект с Ником Кейвом: В 2022 году он выступал с Ником Кейвом и его группой, а также участвовал в записи альбома Wild God в 2024 году.
- Фотография: В 2024 году он выпустил книгу с фотографиями, сделанными на протяжении лет работы с Radiohead.
Эд О'Брайен (Ed O'Brien)
- Гитара и эффекты: Помимо гитары, он также создает амбиентные эффекты для группы.
- Сольная карьера: О'Брайен выпустил сольный альбом Earth в 2020 году, который был высоко оценен за его экспериментальное звучание.
- Английский акцент: Эд известен своим характерным акцентом, который часто узнается поклонниками группы.
Филип Селуэй (Philip Selway)
- Ударные: Филип является ударником и перкуссионистом Radiohead.
- Сольная карьера: Он выпустил три сольных альбома, включая Strange Dance (2023).
- Техника игры: Селуэй известен своей способностью использовать необычные ритмические структуры и подходы к звучанию ударных.
Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood)
- Младший брат Колина Гринвуда: Джонни — гитарист и мультиинструменталист, который также использует ondes Martenot, редкий электронный инструмент.
- Работа в кино: Джонни является композитором для нескольких фильмов, сотрудничая с режиссером Полом Томасом Андерсоном. Он написал музыку для таких фильмов, как There Will Be Blood (2007).
Вот несколько рекомендаций для прослушивания музыки Radiohead:
- OK Computer (1997) – Альбом, который изменил представление о рок-музыке, с яркими примерами прогрессивного и экспериментального звучания.
- Kid A (2000) – Переломный альбом с электронными и экспериментальными элементами, ставший культовым.
- In Rainbows (2007) – Мелодичный и чувственный альбом, с экспериментами в рок- и электронной музыке.
- A Moon Shaped Pool (2016) – Сочетание красивых оркестровых аранжировок и сложных электронных текстур, лиричный и эмоционально насыщенный альбом.
- The Bends (1995) – Отличается ярким рок-звучанием с элементами альтернативы и гитарных мелодий.
Radiohead — это не просто группа, а культурный феномен, который преодолел все ограничения жанров и музыкальных традиций. Их творчество повлияло на множество артистов и поколений, открывая новые горизонты в мире музыки. Преобразуя традиционные подходы к записи и распространению альбомов, Radiohead задали стандарты для будущих поколений музыкантов. Группа продолжает вдохновлять, заставляя пересматривать свои взгляды на музыку, её роль в жизни и возможности для самовыражения.