Найти в Дзене
Области тьмы

Поселок Юго-камский, руины машзавода

Это моя первая попытка изучения заброшенных производственных предприятий и, надо сказать, попытка успешная. Материалов много, впечатлений тоже;) Но обо всем по порядку. Изначально я посетил местный машиностроительный завод. Юго-Камский машиностроительный завод имени Лепсе - российское машиностроительное предприятие, ныне тихо скончавшееся, не пережившее годы «эффективного» управления в новой России. Юго-Камский завод был основан в 1746 году братьями баронами Александром, Николаем и Сергеем Григорьевичами Строгановыми первоначально как медеплавильное и железоделательное предприятие. Рядом с заводом, расположенным на реке Юг, в 58 км к юго-западу от Перми, возник посёлок Юго-Камский. Историю предприятия можно разбить на несколько основных этапов: Если говорить про технологическую составляющую, то изначально завод был основан как медеплавильное предприятие, но через полвека после открытия по причине истощения близлежащих медных месторождений было решено перейти на выпуск желе
Оглавление

Это моя первая попытка изучения заброшенных производственных предприятий и, надо сказать, попытка успешная. Материалов много, впечатлений тоже;) Но обо всем по порядку. Изначально я посетил местный машиностроительный завод.

История завода

Юго-Камский машиностроительный завод имени Лепсе - российское машиностроительное предприятие, ныне тихо скончавшееся, не пережившее годы «эффективного» управления в новой России. Юго-Камский завод был основан в 1746 году братьями баронами Александром, Николаем и Сергеем Григорьевичами Строгановыми первоначально как медеплавильное и железоделательное предприятие. Рядом с заводом, расположенным на реке Юг, в 58 км к юго-западу от Перми, возник посёлок Юго-Камский. Историю предприятия можно разбить на несколько основных этапов:

Один из корпусов, начало XX века
Один из корпусов, начало XX века
Завод и поселок, 1957 год
Завод и поселок, 1957 год
Завод в 1957 году
Завод в 1957 году
Юго-камский завод, 1961 год
Юго-камский завод, 1961 год
  1. 1746-1917гг (171 год) — развитие при царской России, собственники — дворяне, завод передается по наследству следующему поколению;
  2. 1917-1991 (74 года) — развитие при СССР, собственник - государство: пик численности и объема выпускаемой продукции;
  3. 1991-2002 (11 лет) — первичная приватизация, смена собственников;
  4. 2002-2008 (6 лет) - собственник — холдинг ЗУМК — завод под его управлением;
  5. 2008-2024 (12 лет) — остановка производства, корпоративный конфликт, суды, постепенное разграбление и вывоз оборудования. После 2022 года начинается снос корпусов, сейчас (октябрь 2024) их осталось всего два.

Если говорить про технологическую составляющую, то изначально завод был основан как медеплавильное предприятие, но через полвека после открытия по причине истощения близлежащих медных месторождений было решено перейти на выпуск железа (метод «пудлингование», кому интересно). В конце XIX века было организовано производство молотилок и других сельскохозяйственных машин.

-6

В период гражданской войны предприятие было почти полностью разрушено, но в 1924 году производство было восстановлено и продолжен выпуск сельскохозяйственных орудий. В 1930-е годы, после реконструкции предприятия, был налажен выпуск дорожных и строительных машин. После реконструкции предприятия в послевоенный период, завод стал специализироваться на выпуске нефтяного оборудования. На базе завод было создано ООО «Юго-Камский машиностроительный завод». Примерно в 1970 г — был пик численности работающих на заводе -около 2600 человек.

В конце XX века и до последних лет своего существования завод специализировался на выпуске нефтезапорного оборудования, фонтанной арматуры, различных задвижек. В общем предприятие обслуживало в первую очередь нефтяной сектор. В 2008 году выручка составила около 1 млрд. рублей.

-7

Гибель предприятия

Но в 2009 году положение изменилось, между собственниками начался конфликт интересов. Промежуточные итоги проведенного аудита показали, что менеджеры-собственники ЮКМЗ выдавали себе баснословные займы и зарплаты, осуществляли сомнительные с экономической точки зрения сделки на десятки миллионов рублей, и это в то время, когда предприятие лежало на боку, когда ему не хватало оборотных средств, когда росли долги по зарплате перед рабочими. Общая кредиторская задолженность - более 800 млн руб, была потеряна вся клиентская база. Июль 2009 — имущество ЮКМЗ арестовано за долги приставами, рабочие Юго-Камского машиностроительного завода готовятся перекрывать федеральную трассу. Октябрь 2009 — арбитражным судом ПК принято заявление о банкротстве ООО «ЮКМЗ» — завод вступил в процедуру банкротства (https://vk.com/@permprom2020-ugo-kamskii-mashzavod-1746-2009). В 2010 году начался незаконный вывоз оборудования и оргтехники, материалов и инструментов, демонтируются станки и кабельные линии, завод лишается производственной базы.

Юго-Камский машиностроительный завод пережил немало тёмных лет, восстановился из руин после Октябрьской революции, пережил годы Великой войны и разруху «девяностых», но не выдержал грызни двух «эффективных собственников» в 2008 году. Между владельцами завода Александром Поздеевым, Владиславом Томиловым и Александром Косковым — произошёл серьёзный конфликт. Доподлинно неизвестно, что стало камнем преткновения, но в итоге производство встало, оставив в наследство будущем конкурсному управляющему 40 миллионов долгов по зарплате, кучу невыполненных обязательств и снежный ком кредитов.

Я специально привел длинные отрывки из исследований истории этого предприятия чтобы показать его печальную судьбу. Ведь предприятие производило крайне необходимое оборудование, имело очень солидный производственный опыт и промышленную базу. Оно проработало 250 лет, это очень большой срок для любого производства. И ведь не китайские велосипеды собирали! Обслуживали нефтяную отрасль страны. Когда в 2014 году со всех трибун заговорили про «импортозамещение» завод уже лежал в руинах. И возможно дожил совсем немного до лучших времен. Деньги есть, кадры можно подготовить. Но нет больше самого завода, теперь там пустырь. Еще год - два и не останется ничего, кроме воспоминаний…

Приехал я конечно поздновато честно говоря. Когда просматривал статьи за 2021-2022 года видел, что там было намного интересней, были целы многочисленные корпуса и некоторое оборудование. Но что ж поделать. Не в первый раз я не успеваю к финалу (и наверное не последний).

Заброшенная мебельная фабрика

В общем такая печальная участь… Ну и вторая часть путешествия - заброшенная мебельная фабрика, тоже в Юго-камском. Про нее вообще не нашел никакой информации. Но судя по тому что видел внутри, в ней собирали мебель образца 1990-х (может поэтому и закрылась уже). Помните страшный советский стол-книжку? Тяжелый и неудобный. Вот такую прелесть в том числе там и производили. Небольшое предприятие, производственный цех и склад хранения продукции и комплектующих. Вход закрыт, висят камеры наблюдения (скорей всего муляжи). Пришлось идти другим путем, чтобы снова немножко прикоснутся к истории:)

Удивило, кстати, что многое сохранилось: столы и стулья (как готовая продукция), куча ручек для дверей, болтов и комплектующих, много целого стекла для мебели и т.д. Может про это место мало кто знает?

Юго-камский

Ни напоследок немного поселка. Перед обратной дорогой успел немного прогуляться по его улицам)

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

----- / ----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /----- /-----

Спасибо всем, кто дочитал до конца, буду рад вашим комментариям и лайкам. Кому нравится подобная тематика - ПОДПИСЫВАЕМСЯ НА КАНАЛ. Самое интересное еще впереди!