Недавно Владимир Потапов (Sky artist) и Борис Юлин провели беседу на тему "Трудности преодоления звукового барьера. Краткая история вопроса." Поскольку в беседе была вскользь затронута тема о неких нападках на Бориса Юлина по вопросам звукового барьера, а также упомянуто видео Владимира про испытания Ла-5 на числах Маха до 0.73, снятое в ответ на эти нападки, то я решил написать об этом небольшую заметку.
Ла-5 и скорость звука. Начало
Итак, началось всё 1 января 2022 года с видео "Двухмоторные истребители Второй Мировой войны. В чем смысл? Рассказывает историк Борис Юлин" на канале Sky artist.
Начинается видео, Потапов с Юлиным беседуют про двухмоторные истребители. Юлин рассказывает про Лайтнинг и тактику "бей и беги", которую применяли пилоты Лайтнингов против японских истребителей. Потапов его дополняет рассказом про тактику немецких охотников на примере Яков, сопровождающих Ил-2 и атакующих их на большой скорости мессеров.
И тут, примерно на 14.06 Борис Юлин выдаёт реплику:
"Дело в том, что эта тактика, она работает, когда у тебя есть преимущество в скорости горизонтальной и в скорости пикирования. Например с теми же самыми Лайтнингами, да и у немцев собственно с их истребителями. Когда у нас пошел в серию допустим Ла-пятый, у которого ограничений серьёзных по скорости пикирования никаких не было. Правильно? То есть можно было ну почти до скорости звука разгоняться на пикировании. И горизонтальная скорость была неплохая. И когда у японцев появились допустим такие истребители как армейский Ки-61 или морской истребитель Сиден, которые тоже не имели ограничений по скорости. Ну, ограничение у них было только одно по сути - звуковой барьер. В пикировании можно было разгоняться до очень большой скорости. И вот они короче в этом плане ограничены не были. Ну как, ограничение было для всех самолётов в общем то одинаковое в то время. Для всех поршневых самолетов это вот скорость звука"
После чего Потапов сделал небольшое дополнение насчет различия скорости звука и звукового барьера, а также сопутствующих звуковому барьеру технических проблемах.
Далее последовала реакция зрителей в комментариях. Часть зрителей офигела от того, что на Ла-5 "можно было ну почти до скорости звука разгоняться на пикировании". Кто-то обалдел от того, что у деревянного Ла-5 "ограничений серьёзных по скорости пикирования никаких не было". Кто-то просто стал троллить Юлина и Потапова тем, что у них Ла-5 на сверхзвуке летает))
Видео посмотрели Олег Киселев с Михаилом Тиминым и тоже обалдели от такого мощного выступления Бориса Витальевича.
Юлин конечно зажег, но на меня неизгладимое впечатление произвели комментарии самого Потапова. Мало того, что он пытался убедить зрителей в том, что про скорость звука вообще речи не было, а только про звуковой барьер, так он еще и спорил с комментаторами, не согласными с тем, что скорость пикирования Ла-5 ограничивалась только звуковым барьером. О том, что у Ла-5 в РЛЭ есть ограничение скорости пикирования Потапов похоже узнал из комментариев...
Ограничение скорости пикирования Ла-5
Чем вообще ограничивается максимально допустимая скорость полета? "Авиационный технический справочник (эксплуатация, обслуживание, ремонт и надежность)" под общей редакцией В.Г. Александрова, М. "Транспорт", 1975, сообщает нам про:
- Ограничение максимальной скорости по скоростному напору;
- Ограничение максимальной скорости из условий полета в болтанку;
- Ограничение максимальной скорости по числу М полета.
Конкретно у самолета Ла-5 в РЛЭ указано ограничение скорости пикирования 625 км/ч по прибору.
Если верить заявлениям Потапова в комментариях про ограничение 0.6М, то например на высоте 2 км такое число М соответствует истинной скорости 717 км/ч, что дает при пересчете в приборную скорость примерно 650 км/ч. Т.е. это получается больше, чем указано в РЛЭ. Очевидно, что ограничение скорости пикирования Ла-5 было установлено из других соображений, а вовсе не из-за того, что "скачки уплотнения возникали", как заявляет Потапов.
Действительно, в "Летные испытания. Руководство для конструкторов. НКАП 1940г." написано следующее:
"3331 Величина предельной скорости по прибору на пикированиях устанавливается на основании заключения о предельной допустимой скорости самолета по расчетам на флаттер, расчетов на прочность отдельных частей самолета (капотов, люков и пр.) и тарировки указателя скорости на мерном километре.
3332 Испытания начинаются со скорости 1,15 Vmax в моторном полете со снижением. Скорость доводится до предельного заданного значения (в моторном полете) постепенно. За одно пикирование с высоты 5 500 м до высоты 2 500 м летчик увеличивает скорость примерно на 20—40 км\час.
3333 При испытаниях самолета на пикирование за один полет обследуется диапазон скоростей в 50—60 км/час и после каждого полета производится тщательный осмотр конструкции самолета.
В процессе увеличения скорости летчик должен следить за изменением усилий на рулях. Особое внимание следует обращать на знак усилий на руле высоты. Усилия должны быть прямыми, т. е. при увеличении скорости самолет должен увеличивать стремление выйти из пикирования. Ручка управления при этом стремится уйти „на себя".
3334 В случае появления тенденции к затягиванию в пикирование (ручка стремится уйти „от себя") полет следует прекратить."
И такие испытания были проведены осенью 1942 года. В акте испытаний написано, что при пикировании на скорости 650 км/ч по прибору сорвало левую боковинку капота мотора и ощущалась незначительная вибрация крыльев. Пикирует самолет устойчиво. Тенденций к сваливанию на крыло и затягиванию на большие углы пикирования не наблюдалось.
В итоге скорость пикирования ограничена (до 625 км/ч) из-за недостаточной прочности и жёсткости капотов.
Тут конечно явная ошибка Владимира Потапова, что он как авиаспециалист не поправил в этом вопросе Бориса Юлина и не разъяснил, что помимо ограничения максимальной скорости по числу М, вызванного как раз проблемами с устойчивостью и управляемостью при наступлении волнового кризиса, существует еще и ограничение максимальной скорости по скоростному напору, вводимое из условий обеспечения прочности и жёсткости конструкции.
Ла-5 и звуковой барьер. Испытания 1944 года.
Через месяц с небольшим Владимир выпустил видео "Где начинается звуковой барьер? Как летчик Анохин достиг его на поршневом истребителе Ла-5"
Тут он рассказал об одном интересном отчете 1944 года "О возможных перегрузках при выходе из пикирования", написанном по результатам обработки семнадцати выходов самолета Ла-5 из пикирования на высотах до 8000 м и индикаторных скоростях до 550 км/ч.
В самом начале этого видео Владимир уже кстати сообщает о том, что по РЛЭ скорость пикирования Ла-5 ограничивалась 625 км/ч по прибору. Далее он рассказывает о различиях приборной и истинной скоростей, про проблемы, сопутствующие достижению звукового барьера и в целом описывает результаты, полученные в отчете. Завершает он рассказ об испытаниях так:
"Максимальная скорость пикирования на самолете Ла-5 на больших высотах ограничивалась именно началом развития волнового кризиса. Вот почему летчик Анохин даже и не собирался развивать на высоте 8000 м максимально разрешенную казалось бы по прибору 625 км/ч. Т.е. можно совершенно корректно сказать, что летчик Анохин подошел вплотную к этому самому звуковому барьеру. Для самолетов с прямым крылом звуковой барьер начинался с отметки приблизительно 0,7М."
В общем и целом этот рассказ и это видео можно было бы признать вполне себе нормальным, если бы не одно но... Оказывается это видео Владимир записал с целью ответа на тот самый пост Олега Киселева в фейсбуке "а ты знал, что Ла-5 не имел ограничений по скорости пикирования и мог разгоняться почти до скорости звука? Вот и Михаил Тимин не знал. Хорошо, что Борис Витальевич знает и может нам рассказать!"
Надо сказать, что попытка оправдать Бориса Юлина получилась максимально нелепой. Владимир пустил в эфир ту самую фразу Юлина про "Ла-пятый, у которого ограничений серьёзных по скорости пикирования никаких не было. Правильно? То есть можно было ну почти до скорости звука разгоняться на пикировании", а потом выдал свой комментарий:
"Борис Юлин, несмотря на то что затронул вопрос лишь мимоходом, тем не менее демонстрирует абсолютное знание предмета. Действительно, Ла-5 как ни один другой самолет не имел особых ограничений по скорости пикирования. У него не развивался высокоскоростной бафтинг, отмечалось даже отсутствие тенденции к затягиванию в пикирование. Выражение "почти до скорости звука" несколько неоднозначное, согласен. Но это живая речь без шпаргалки, а не лекция по конспекту"
О том какое абсолютное знание предмета демонстрирует Борис Витальевич можно было видеть в комментариях прямо под этим роликом. Под тем самым роликом, в котором Владимир объяснял различие между приборной и истинной скоростью, Юлин их успешно спутал, нахамив при этом Олегу Киселеву
Владимир же, продолжая свой комментарий, жаловался, что недоброжелатели в лице Киселева просто не дослушали Бориса Юлина до конца и запустил в эфир продолжение фрагмента видео. Дождавшись, когда Борис Витальевич заявил "Ну, ограничение у них было только одно по сути - звуковой барьер", Владимир радостно с возгласом "Всё верно!" остановил фрагмент и начал рассуждать на тему какой Киселев плохой и вообще не авиаспециалист. И вовремя остановил, поскольку далее там шла фраза "ограничение было для всех самолётов в общем то одинаковое в то время. Для всех поршневых самолетов это вот скорость звука"
Что тут можно сказать. Во первых фраза "разгоняться почти до скорости звука" со стороны Юлина была, что признал даже Владимир. И как мы видим прозвучала она не один раз.
Во вторых, даже если согласиться с доводами Владимира о том, что Юлина не дослушали и не так поняли, то все равно мы приходим к заявлениям типа "Ла-5 не имел ограничений по скорости пикирования" и "ограничение по сути одно - звуковой барьер". Учитывая, что сам же Владимир в видео про Ла-5 сообщает нам об ограничении в РЛЭ скорости пикирования 625 км/ч по прибору, фраза Юлина продолжает оставаться такой же нелепой. Особенно если вспомнить, что в видео про двухмоторные истребители речь вообще не шла про полеты Ла-5 на высоте 8 км. Наоборот говорили про тактику немецких охотников на Восточном фронте, где основная зона воздушных боев была на высотах до 4 км.
Заключение
Ла-5 имел ограничение по скорости пикирования. Это ограничение не только звуковой барьер. В РЛЭ скорость пикирования Ла-5 ограничена (до 625 км/ч) из-за недостаточной прочности и жёсткости капотов. Юлин и Потапов в этом вопросе были неправы, а Потапов толи малокомпетентен в вопросах эксплуатационных ограничений, толи просто непорядочный человек, готовый нести ерунду даже в своей профессиональной области, лишь бы поддеть оппонентов.
"В авиации учат свои ошибки признавать" (с) В. Потапов