Найти в Дзене

Большой театр и Ковент-Гарден

Оглавление

Во время оперы Моцарта «Женитьба Фигаро». Это было в Лондоне, в легендарном здании «Королевской оперы», в знаменитом районе Ковент-Гарден. Идя по вечернему Лондону, вспомнил многое, в том числе события уже далекого прошлого. Воспоминания о минувшем совпали с недавними яркими впечатлениями, и мне захотелось поделиться ими с читателями газеты.

Творческая встреча с Родионом Щедриным

Это было в филармонии Нижнего Новгорода (тогда он назывался Горьким) в начале 80-х. Я хорошо помню этот замечательный вечер. Сначала Родион Щедрин исполнил недавно написанный третий концерт для фортепиано с оркестром, а потом долго отвечал на вопросы из зала.

За несколько минут до начала представления я искал наши места в четвертом ряду партера. Кстати, нам повезло: места были очень удобными. И вдруг… увидел Майю Плисецкую. Она неторопливо шла между креслами, а потом свернула на пятый ряд. Ее место оказалось прямо за нами. Во второй части представления, когда композитор отвечал на вопросы из зала, Майя Плисецкая несколько раз обращалась к своей спутнице. Я навсегда запомнил неповторимую интонацию ее голоса.

Вечер произвел на меня огромное впечатление. Стоит отметить, что далеко не все композиторы исполняют собственные произведения. И что далеко не все вопросы из зала, на которые отвечал композитор, были мягкими и комплиментарными. Некоторые носили иронично доброжелательный характер.

Например, одна девушка заметила, что великие композиторы часто были недовольны собственными произведениями и даже сжигали их партитуру, и поинтересовалась, испытывает ли что-то подобное Щедрин. Тот рассмеялся и сказал, что, конечно, бывает, когда он недоволен своими произведениями, но он их не сжигает, поскольку очень боится устроить пожар.

Слушатели позволяли себе и куда более резкие высказывания. Например, одна женщина заявила, что концерт ей очень не понравился, в частности, «грубые, циничные звуки». В ответ Родион Щедрин вспомнил высказывание выдающегося литературоведа Виктора Шкловского, который однажды в пылу полемики сказал:
«Я не хочу, чтобы меня любили все».

Впрочем, разговор со зрителями был очень интересным. Запомнились рассуждения композитора об итальянской опере, современной поэзии и даже о персональных компьютерах, которые тогда только появлялись. Позднее я не только с огромным интересом слушал произведения Родиона Щедрина, но и читал его интереснейшие статьи о музыке. Например, о творчестве и трагической судьбе австрийского композитора Антона Веберна, о сложных отношениях Томаса Манна и Арнольда Шенберга.

А однажды с большим удивлением прочитал предисловие Родиона Щедрина к журнальной публикации романа Владимира Орлова «Альтист Данилов».

«Чайка» в Большом театре

В те годы мы часто бывали в театрах и на концертах, но, пожалуй, едва ли не самым сильным впечатлением было посещение Большого театра, где мы увидели балет «Чайка» на музыку Родиона Щедрина. Должен сказать, что перед представлением у меня были определенные сомнения. Чехов – один из моих любимых писателей. Я несколько раз был в Мелихово, впервые в отроческом возрасте. Я хорошо помню дом, сад, комнаты, в которых жил Чехов. Пьеса «Чайка» – одно из сложнейших и загадочных произведений мировой драматургии. И я не мог представить ее сложных героев танцующими на сцене.

Но, увидев балет, был очарован. Это яркое, интересное представление. Но больше всего меня потрясло искусство Майи Плисецкой. В балете «Чайка» она не только танцевала главную партию, но и выступила в качестве хореографа. Ей удалось почти невозможное: она воплотила на сцене утонченную сложность и драматизм чеховских героев. Можно сказать, что, посмотрев балет «Чайка», я заново открыл безмерный мир Чехова.

Майя Плисецкая была человеком разнообразных дарований и безграничных возможностей. Будучи гениальной балериной и выдающимся хореографом, она обладала и незаурядным даром драматической актрисы. В 1967 году она сыграла роль Бетси Тверской в кинофильме Александра Зархи «Анна Каренина».

А в 1976-м Анатолий Эфрос снял интереснейший фильм-фантазию по повести Тургенева «Вешние воды». Майя Плисецкая играла и танцевала в этом фильме главную роль. Вместе с великой балериной в этом фильме играл Иннокентий Смоктуновский.

Балет закончился, и началась овация. Мне захотелось спуститься вниз, в зал и подойти к сцене. И мы побежали по бесконечным лестницам. К моему удивлению, возле сцены собралось большое количество людей. Бурные аплодисменты и крики «браво» продолжались еще долго.

Волшебный Ковент-Гарден

Это один из старейших районов Лондона. Недавно, во время археологических раскопок, здесь нашли предметы, относящиеся к эпохе Древнего Рима. За свою долгую историю Ковент-Гарден пережил много разных событий, но сейчас этот район прежде всего связан с театром, являясь центром культурной жизни Лондона.

Первая опера была поставлена в 1734 году по произведению Георгия Фридриха Генделя. И называлась «Верный пастух». История нынешнего театра началась 20 февраля 1946 года постановкой балета Чайковского «Спящая красавица». А в следующем году была поставлена опера Бизе «Кармен». Атмосфера праздничного представления живет не только на сцене знаменитого театра.

Бродя по Ковент-Гарден, постоянно встречаешь акробатов, клоунов и фокусников, которые творят настоящие чудеса, а толпа зрителей неистово аплодирует.

«Откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»

Это строки Пушкина. Они звучат в его маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». И произносит их Сальери в очень сложном контексте. Но с годами эти строчки стали жить собственной жизнью как блистательный афоризм, характеризующий творчество Бомарше. Кстати, одним из первых слушателей «Женитьбы Фигаро» был, как это ни странно, будущий наследник престола Павел Первый. Он тогда путешествовал по Европе под псевдонимом графа Северного, и Бомарше читал ему свою комедию.

С тех пор «Женитьба Фигаро» покорила зрителей разных театров мира. В нашей стране многие помнят замечательную постановку Валентина Плучека в Театре сатиры, где главную роль Фигаро исполнил блистательный Андрей Миронов. Комедия Бомарше и сегодня не сходит со сцены, но, может быть, самое главное в другом. Его творение вдохновило Моцарта на создание одноименной оперы.

Моцарт на все времена

Над этой оперой Моцарт работал пять месяцев. Премьера состоялась 1 мая 1786 года в Вене. Интересно, что первыми двумя исполнениями композитор дирижировал сам, сидя за клавесином. И вот мы вошли в Королевский театр. Он чем-то похож на наш Большой. Открылся занавес. И меня захватило то, что я видел, и то, что услышал. Мне казалось, что смотрю не на сцену, а погружаюсь в сложный, многомерный мир, где одновременно живут разные времена. Это давняя и очень трудная проблема: «Как ставить классику?». Иногда режиссеры пытаются скрупулезно восстановить прошлое – это касается костюмов, моды, одежды, интерьера, мебели.

Есть примеры, когда это получается, но чаще создается условный, придуманный, а точнее, надуманный мир. У Осипа Мандельштама есть такая фраза: «Оперные мужики». Существует и другой подход, когда герои иных времен переносятся в современность. Они носят современные костюмы и их окружают предметы нынешнего мира. Это по-своему любопытно, но есть такая пословица: «Не фотографируйтесь в слишком модных костюмах – пройдет несколько лет, и вы будете смешно выглядеть на фотографиях».

В данном случае произошло нечто удивительное. Условное прошлое совпало с живым, полным страсти, эмоций и чувств настоящим. В опере участвовали знаменитые певцы из разных стран: Швеции, Италии и Китая. Но на меня самое большое впечатление произвел исполнитель главной партии Фигаро – итальянский певец Лука Мичелетти. Это молодой, но уже очень знаменитый исполнитель.

Помимо этого, он актер и режиссер. Мичелетти изучал театр Возрождения в Милане и Венеции, кроме того, имеет докторскую степень в области искусствознания. В своих режиссерских работах неоднократно обращался к творчеству Федора Достоевского.

Мне показалось, что в опере очень сильно прозвучал мотив прощения и примирения, мудрости и доброты. Когда завершилось представление, началась бурная овация, и я вспомнил давний вечер в Большом театре.

Напомним, спектакль «Маленький принц» открыл новый сезон в Дзержинском театре драмы.

Анатолий МОВШЕВИЧ