Найти в Дзене

Как и зачем писать синопсис?

Оглавление

Есть у меня мечта - чтобы мою книгу экранизировали. И поэтому последние дни я формировал сериальную заявку из своей книги "Поиск Анны". В заявку помимо прочего входит синопсис, он у меня был ещё со времен отправки книг в Эксмо. Но когда я его перечитал, то приуныл - такое отправлять матерым продюсерам и студиям никак нельзя! Я понял, что придётся переписывать.

Что же за зверь такой - синопсис, почему он так важен и что нужно сделать чтобы вашу книгу/сценарий прочли?

Синопсис - это краткий (на пару страниц) пересказ всей вашей книги. Издательства, продюсерские центры, жюри конкурсов - все сначала читают синопсис, и только если он вызывает интерес - тогда уже книгу. Понять их не сложно - им приходят сотни рукописей в день, и, конечно, это всё прочитать невозможно. И тут на помощь приходят аннотация (совсем краткое описание) и синопсис.

А это синапсы мозга - можно сказать синопсис нашей личности
А это синапсы мозга - можно сказать синопсис нашей личности

Итак, наша задача - заинтересовать условного получателя в нашей истории посредством ее краткого описания. Как это сделать? Для начала - написать интересную книгу! Слабую историю никаким синопсисом не скроешь. Но на этом моменте у многих авторов начинаются сложности. Одно дело написать книгу, а другое - кратко изложить весь сюжет, выделив главное и не потеряв смыслы, да так, чтобы читатель не уснул при чтении документа. И оказывается что это ой как непросто!

Т.к. я изначально учился сценарному мастерству, то синопсисы мне давались куда проще - потому что если писатель пишет синопсис после завершения книги, то сценарист - до начала работы над текстом сценария. Не буду сейчас вдаваться в подробности почему так, но вы уже поняли - сценаристам тут проще.

Я думал, что у меня всё хорошо с синопсисами! К примеру, синопсис моей первой книги Эксмо цитировало на курсе "как писать синопсисы" - это при том, что книгу в печать не взяли. Т.е. можно подумать, что я их пишу прям хорошо... но! Всегда есть пресловутое "но".

Фрагмент аннотаци к моей первой книге "Курьер: Темная ночь души"
Фрагмент аннотаци к моей первой книге "Курьер: Темная ночь души"

Синопсис к "Поиску Анны" я отправлял уже после того, как мою книгу одобрили для печати - вот так получилось. Поэтому признаюсь честно - я немного схалявил) Нет, я честно написал краткое изложение своей книги, но не сильно заморачивался - ведь книгу и так уже взяли! Поэтому, когда дело дошло до сценарной заявки, я понял, что его надо переписывать.

Что не так с синопсисом?

Перечитывая уже написанное, я понял, что оно абсолютно не цепляет! Читая свой синопсис, я не видел в нём ярких конфликтов, которые были в самом романе, не видел арок героев. А это должно быть! Потому что напомню - синопсис обычно читают первым. Мой же синопсис представлял собой просто описание действий - пошёл туда, там сделал то-то, понял то-то. Но синопсис должен цеплять! Да, хорошо когда смыслы книги становятся понятны из описания действий (а это очень не просто на самом деле), но этого бывает недостаточно.

Сложности добавляет то, что весь текст должен быть не длиннее двух страниц (обычно), в некоторых случаях - до пяти. Уместить 500-страничную книгу с параллельными ветками сюжета, многослойными персонажами и разными временными линиями - ох как не просто! Но необходимо.

Итак, как написать цепляющий синопсис?

Соблюсти баланс в мелочах.

Вам не хватит заявленного лимита страниц, если вы начнете описывать каждую мелочь. Поэтому стандартный совет при написании синопсиса - пишите широкими мазками. Но! Вся суть и красота зачастую именно в деталях! Поэтому отдельные элементы указать можно (если они жизненно важны для вашей книги). Например, я люблю активно использовать символику. Не буду спойлерить что это означает, но в моей книги очень важные элементы это светлячки, фиалки, летучие мыши и мягкая игрушка в виде плюшевого зайца - все это несёт в себе важные идеи, которые раскрываются по мере движения сюжета, и я решил указать это отдельно. Но здесь важно не перегрузить этими самыми деталями!

Итого: сосредоточьтесь на главном, но не забывайте добавлять нужные штрихи.

Краткость - сестра таланта.

Забудьте про описания природы и подобных элементов! Можно упомянуть это только если погода/природа играет важный элемент в сюжете. В "Поиске Анны" дело происходит дождливой осенью в лесах Карелии - это создаёт атмосферу, плюс указывает на локацию, что важно - региональный сеттинг сейчас в тренде.

Персонажи и центральные конфликты.

Их можно и нужно выделить - можно даже вывести в отдельный пункт. Заодно вместе с арками персонажей - кем они были и кем стали. Помните: персонаж - важнейший двигатель сюжета, ради его истории вашу книгу и будут читать! Не пренебрегайте этим элементом! Например, в сценарной заявке персонажей часто описывают отдельно от синопсиса.

Для сценарных заявок - описывайте действия.

Это особенно важно для кино, потому что оно искусство визуальное, и что там думает ваш герой надо ещё умудриться на экране показать. Поэтому для сценарных заявок особенно важно грамотное описание действия.

Здесь сразу выделю важный момент, который надо освоить ещё на этапе написания книги: в синопсисе желательно описывать действия с помощью "но".

Герой идёт купить хлеб, НО вдруг ему на голову падает НЛО. Героиня хочет поцеловать любимого, НО он говорит ей, что любит другую.

В каждом действии есть конфликт и усугубление этого действия. Если вы научитесь так писать - от вашей книги читатель не оторвётся!

Я ещё не раз вернусь к этой теме, но пока - всё, а то и так лонгрид получился! Всем успехов в написании ваших синопсисов!