Найти в Дзене
Найти всех

Андроник Иванович

Эту главу по моей просьбе написала внучка Андроника Ивановича – Елена Владимировна Некрасова, я позволила себе внести лишь небольшие правки по тексту и дополнительные материалы из интернета.

***
…Начну с 30 годов.

Андроник узнал, что в поселке будет собрание, на котором будут объявлять о раскулачивании семей, и решил не дожидаться этого: взял жену, минимальные пожитки, документы и решил бежать из поселка. Направились они к станции Полевская. Город Полевской и станция Полевская – это и сейчас отдельные населенные пункты, а тогда тем более. Сейчас станция входит в округ Полевского.

На станции у бабушки Пани (Прасковьи Григорьевны) жили родственники. Бабушка была из семьи староверов, и у нее там жил дядя, который держал молельный дом для староверов, был староверским священником, и на первое время они решили остановиться у него.

По приезду, через некоторое время по приезду дедушка устроился работать на криолитовый завод.

Но поработал недолго на нем Андроник. Был объявлен призыв на строительство Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), туда отправляли комсомольские бригады. И хотя Андроник не был комсомольцем, но его тоже отправили на эту грандиозную стройку.

Строительство Челябинского тракторного началось 10 августа 1930 года, когда в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цеха.

Первые строители ЧТЗ столкнулись с большими трудностями: отсутствие техники, жилья и квалифицированной медицинской помощи. Обеспеченность кадрами в 1930 году составила всего 60 процентов к плану, местная кооперация оказалась не в состоянии обслуживать рабочих. Не хватало стройматериалов. К концу 1930 года резко сократилось финансирование строительства. Всё это обусловило большую текучесть кадров. Только за 1930 год на "Челябтракторострой" прибыли 43 тысячи работников, но 38 тысяч человек, или почти 90%, к концу года уехали. Стройка оказалась под угрозой срыва.

11 мая 1931 года руководители "Челябтракторостроя" были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что Челябинский тракторный завод находится под особым наблюдением Центрального Комитета ВКП (б). Вождь просил передать рабочим и административно-техническому персоналу, что "…ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта". Видимо, тогда и началась массовая отправка молодежи на стройку.

На строительстве Челябинского тракторного завода развернулось движение за ускоренные темпы работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57% от общего числа рабочих, то накануне пуска завода их стало почти 90 процентов. Высокие темпы строительства позволили уже к 1932 году перейти к развернутому монтажу производственного оборудования.

15 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы собравшихся заводчан первый сошедший с конвейера ЧТЗ трактор С-60 "Сталинец" выехал из ворот механосборочного корпуса. До конца месяца намечали собрать 12 тракторов, но комсомольцы завода вышли с почином сделать свой, 13-й трактор, и слово сдержали.

1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск "Челябинского тракторного завода имени Сталина".

Пока Андроник трудился в Челябинске, моя будущая бабушка Поля родила старшую дочку Галю. И поскольку у нее не было работы и средств к существованию, она была вынуждена вернуться к своей матери, которая тогда уже переехала из Симинчей в Манчаж. Андроник приехал в Манчаж, имея уже профессию сварщика, и всю оставшуюся жизнь проработал сварщиком.

После возвращения Андроника семья вернулась в Полевской, и он продолжал работать на криолитовом заводе уже сварщиком. Сначала жили в бараке. Там то ли дали комнату, то ли они сами снимали жилье. Именно там родилась дочь Любовь и сын Владимир, мой будущий отец.

«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!» — объявил 22 июня 1941 года по радио диктор Юрий Левитан.
Во время войны Андроника, как и других работников завода, на фронт не призвали, поскольку криолитовый завод являлся предприятием стратегического назначения. На нем готовили сырье для производства алюминия, а алюминий – это самолеты. Без полевских фторсолей в стране в годы войны не взлетел бы ни один самолет (Информационный портал города «Полевской
24.рф» Чёрно-белая весна Победы 08.07.2020).

Полевской криолитовый завод был единственным в стране предприятием, обеспечивавшим фтористыми солями (криолитом) алюминиевую промышленность.

Коллектив криолитового завода внёс в Фонд обороны 1 млн 246 тыс. руб., в том числе на строительство авиазвена штурмовиков «Криолитовец» – 325 510 руб., за что получил благодарственную телеграмму от председателя Государственного комитета обороны И. Сталина. В телеграмме было написано: «Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим, собравшим 325 510 рублей на строительство авиазвена штурмовиков «Криолитовец» мой братский привет и благодарность Красной Армии».

Об этой телеграмме я знала с детства, мне про нее рассказывали. Пыталась ее найти. На сайте криолитового завода написано, что она хранится в заводском музее.

После войны Некрасовы сняли дом недалеко от криолитового завода, поскольку семья уже была большая, с желанием впоследствии выкупить этот дом. И тут произошла интересная история. Семья, естественно, копила деньги. Деньги прятали в какой-то коробочке или баночке в подвале. Весной случилось половодье, и подвал затопило. Конечно, все деньги намокли. И Зинаида Андрониковна вспоминала, что, когда ей было лет шесть, по всему дому были натянуты веревки и на них развешаны для просушки денежные купюры – деньги, на которые планировалась покупка дома.

В итоге дом выкупили, но поселок находился очень близко от завода, и то ли его решили ликвидировать, то ли завод расширялся, но этот Первомайский поселок решили расселить. И людям, которые там жили, всем дали землю, где начали строить дома. Таким образом, образовался новый поселок в черте города Полевского.

В 60-е годы дети все выросли, все разъехались кто – куда.
Бабушка Паня с дедушкой Андроником остались жить в этом доме. А внуки, и дети приезжали туда только в гости – на каникулы, в отпуска. Дочери Любовь и Зинаида по контракту отработали на Чукотке почти по 20 лет, и в 80-е вернулись. Любовь Андрониковна стала жить в этом доме с родителями. Когда родителей не стало, она одна жила там с мужем, но в 2022 году не стало и их.

А дом этот до сих пор существует. В нем выросли дети и внуки, но сейчас он, к сожалению, принадлежит другой семье.

Отец мой Владимир уехал в Волгоград. Мы жили в Волгограде. Там тоже сейчас уже никого нет.

(Текст главы написан со слов Некрасовой Елены Владимировны)

***
Я написала в центральную городскую библиотеку г. Полевского имени А.А. Азовского с просьбой помочь найти телеграмму Сталина или сведения о ней. Заведующая информационно-библиографическим отделом А. А. Бушланова сделала мне подборку материалов по интересующей теме и сообщила, что по сведениям, имеющимся в этих материалах, телеграмма хранится в музее криалитового завода, который с июля 2018 года расположен в Центре культуры и народного творчества г. Полевского. Но, к сожалению, ее следы утеряны.

У Андроника Ивановича и Прасковьи Григорьевны родилось четверо детей: Галина, Владимир, Любовь и Зинаида и растут четыре внучки: Людмила, Елена, Иультина и Ирина.

Году примерно в 1962-63 в Полевское к Андронику в гости приезжал двоюродный племянник Николай Андреевич Некрасов из г. Сталинска (ныне Новокузнецк). В то время у Владимира Андрониковича очень болела жена, и Николай рассказал, что мать его отчима обладает способностями исцелять людей. К ней записываются на прием заранее. И Владимир повез свою супругу Нину Семеновну в Сибирь. Жили они у моих родителей Августы Андреевны и Михаила Васильевича Иванюта. Целительский дар тогда не помог, Нина умерла в больнице и похоронена где-то на кладбище Новокузнецка. Владимир женился во второй раз, и они с Раисой Александровной воспитывали дочь от первого брака Елену вместе.

Отдельно хочу написать о необычном имени Иультины, появившемся в Некрасовском роду. Выше уже упоминалось, что дочери Андроника Любовь и Зинаида долгое время проработали на Чукотке. А точнее в рабочем поселке, а затем городе, который назывался Иультин. В память о том чудесном времени и красивейшем месте Зинаида и назвала свою дочь Иультиной.

На Чукотке в Иультине было открыто богатое месторождение олова. Горно-обогатительный комбинат (ГОК) был огромным. Если вы в детстве играли с оловянными солдатиками, с высокой вероятностью вы играли с иультинским оловом. Там добывали не только олово, это было мультиметаллическое месторождение, тут также «выкапывали» вольфрам и молибден – стратегические металлы, крайне необходимые промышленности СССР.

Иультинский процветал, и поселок активно рос и развивался вплоть до лихих 90-х. Люди жили очень состоятельно по советским временам, средняя зарплата в Иультине составляла 700-800 рублей, при средней по стране 120.

ГОК просуществовал до 1994, в 1995 город Иультин и ГОК были закрыты руками тогдашнего губернатора Назарова (который, к слову, был награжден орденом «За заслуги перед отечеством»). Сказать, что его не сильно любят на Чукотке – ничего не сказать, население округа за время его губернаторства сократилось с почти 300 тысяч до чуть более 40. Причиной закрытия населенного пункта стала экономика, добывать полезные ископаемые стало невыгодно.

В середине девяностых было принято решение лед на реке Амгуэма во время весеннего паводка не взрывать, что привело к разрушению ледоходом одного из самых длинных деревянных мостов в Евразии, соединяющих Иультин и остальную страну. Иультин мгновенно оказался в чрезвычайной ситуации. Выживание на Севере всегда зависело от поставок с материковой части страны, и население пришлось немедленно эвакуировать. Теоретически, можно было поддержать Иультин запуском через Амгуэму регулярного сообщения баржами, но в этом уже не было большого смысла, а главное – государственной воли на то. Граждане спешно уезжали, буквально бросая все, от посуды и мебели до автотранспорта.

Сегодня это заброшенный мертвый город, куда проводят экскурсии бывшие жители. Труднодоступность населенного пункта обеспечила его исключительную сохранность, путешественников здесь бывает не больше десятка в год. Там не гуляли охотники за цветметом, не бомжевали асоциальные личности, не было вандалов и прочих лишних людей. Город замер, словно кто-то только что здесь был, ненадолго вышел и вот-вот вернется. Там в полной мере ощущается настоящий, а не постановочный дух СССР. Там можно прогуляться по улицам, где когда-то бегали дети, шумели машины, проходили первомайские демонстрации и праздники. Количество удивительных артефактов поражает, а размеры ГОКа впечатляют, ведь все это находится за Полярным кругом.