Искусствовед Анатолий Разуев о персональной выставке "Сфера любви" Скульптора Виктора Митрошина, проходившей в "Зале искусств" ЮУрГУ. г.Челябинск (2023-2024 г.г.)
В творчестве скульптора довольно много работ, имеющих в основе художественное изображение женской обнаженной натуры. При этом продолжая древнегреческую традицию, авторское "ню" выражает представление о красоте и эстетическом идеале совершенства.
******************************
Наиболее важными экспонатами выставки являются изображения Майи Плисецкой. Большой портретный бюст Майи Михайловны имеет значительную площадь полированной до зеркального блеска поверхности. Эта поверхность контрастирует с довольно грубой текстурой костюма и глубокой прорезкой области прически. Благодаря контрасту усиливается выразительность каждой фактуры.
На нарочито удлиненной шее Майя горделиво вскинула голову, сомкнула невероятно длинные ресницы-бабочки и замерла, словно прислушиваясь к звукам музыки и торжествующе улыбаясь.
При восприятии зритель видит в зеркальной поверхности свое отражение и отражение окружающей обстановки. Лишь лица балерины, устремленного в высшие сферы, не касаются эти отражения. Границы скульптуры растворяются в зеркальных бликах, визуально облегчая образ.
Майя Плисецкая так написала об этом бюсте в книге "Тринадцать лет спустя" (глава восьмая):
"Скульптурный портрет Виктора Митрошина "Майя" кажется мне одной из самых удачных работ современных художников за последнее прожитое мною тринадцатилетие. Я прочитываю в его работе свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на голову свою. Даже судьбу свою вижу. И балетное призвание... Словом, схожесть очевидна. Но очевиден и острый глаз скульптора. Его темперамент. Воля. Божий Дар".
******************************
С именем великой балерины так же связана скульптура "Майя-кармен", в небольшом размере воспроизводящая памятник на Большой Дмитровке в Москве. Прототипом для памятника выбрана скульптура, созданная при жизни Майи Плисецкой. Балерина запечатлена в памятнике в образе Кармен из балета "Кармен-сюита". Скульптура привлекает внимание изяществом исполнения, грациозными линиями силуэта и внутренним величием образа. Одна из ассоциаций ее раскинутых рук с тонкими пальцами - рога быка, противостоящего тореадору.
Фигура балерины изображена в очень сложном положении: фронтальное положение плеч, отведенная вправо голова, сильно развернутые бедра, выставленная вперед нога развернута вновь фронтально, а другая - отставлена назад, под углом 90 градусов к передней. Платье имеет сетчатую фактуру, что позволило скульптору за счет сжатия-растяжения ячеек и их высветления-затемнения показать напряжение мышечного корсета.
При взгляде на фигур в профиль можно отметить ее горделивую постановку, даже некоторый вызов и агрессию, а главное - стремительно сделанный шаг вперед.
По контрасту с вытянутым корпусом, его энергичной устремленностью вверх, красивое лицо балерины спокойно, тронуто ироничной улыбкой и овеяно легкой печалью. Ресницы, словно бабочки, на миг сомкнули свои крылья, но этот миг принадлежит вечности.
******************************
Виктор Митрошин прокладывает в искусстве свой путь. И потому так любит изображать героев - совершающих подвиги исследователей. Например, образ Колумба - дерзновенного первооткрывателя, уверенно летящего за горизонт на всех парусах, - читается словно символ научного поиска и открытий.
Еще более уверенно этот символ прочитывается в фигуре Аль-Фараби (870-951) - философа, математика, теоретика музыки, учёного Востока. Его одухотворенный образ вобрал в себя и поиск истины, и полёт мысли, и утверждение своей правоты. Клубящимся складкам его одежды, символизирующим бурление исследовательской мысли, противостоит спокойное, несколько отрешенное и самоуглубленное выражение лица и уверенный жест простертой вверх руки, словно утверждающий истину.
Еще один образ прорыва в работе "Космос", где современный Икар не боится обжечь крылья солнцем, а, напротив, использует его энергию. В нем можно усмотреть символ "80 звездных лет" - слогана дня рождения ЮУрГУ.
Кажется, что в этих образах скульптор воплотил и себя - неугомонного искателя красоты и гармонии. "Сфера любви" мастера создается благодаря таланту, огромному трудолюбию и влюбленности в свое занятие. Нам же, зрителям, предоставлена редкая возможность созерцать ее малую часть, восхищаться текучестью объёмов скульптуры, красотой силуэтов, уникальностью найденных решений.
Текст - искусствовед Анатолий Разуев.
(Статья была опубликована в газете "Танкоград" №2 (578) 30 января 2024г.)
Видео: «Эстетика бронзы: Сфера любви»