Найти в Дзене

"Сфера любви" Виктора Митрошина. Часть 1.

Искусствовед Анатолий Разуев о персональной выставке "Сфера любви" Скульптора Виктора Митрошина, проходившей в "Зале искусств" ЮУрГУ. г.Челябинск (2023-2024 г.г.). Инопланетяне в городе! Знакомство горожан с творчеством ныне прославленного мастера началось с "Космических зверюшек", расположившихся возле Дворца пионеров и школьников им. Крупской. В уголке парка Алое поле, где они с конца 1980-х годов с любопытством взирали на прогуливающихся челябинцев, царила необыкновенная атмосфера свободы от еще актуальных тогда идеологических норм, атмосфера фантазии и радушия. Сейчас отсутствие идеологической составляющей уже не удивляет, но творческая составляющая, играючи воплощенная в камне, осталась необыкновенным явлением в монументальной пластике Челябинска. Персональная выставка Виктора Митрошина в 2000 г. в Челябинском оперном театре и открытие монументально-декоративной композиции "Сфера любви" показали многим ценителям искусства все грани его таланта. Еще одну выставку в родн

Искусствовед Анатолий Разуев о персональной выставке "Сфера любви" Скульптора Виктора Митрошина, проходившей в "Зале искусств" ЮУрГУ. г.Челябинск (2023-2024 г.г.).

Афиша персональной выставки  скульптур "Сфера любви" Виктора Митрошина. "Зал искусств" ЮУрГУ, г.Челябинск (2023-2024 г.г.)
Афиша персональной выставки скульптур "Сфера любви" Виктора Митрошина. "Зал искусств" ЮУрГУ, г.Челябинск (2023-2024 г.г.)

Инопланетяне в городе! Знакомство горожан с творчеством ныне прославленного мастера началось с "Космических зверюшек", расположившихся возле Дворца пионеров и школьников им. Крупской. В уголке парка Алое поле, где они с конца 1980-х годов с любопытством взирали на прогуливающихся челябинцев, царила необыкновенная атмосфера свободы от еще актуальных тогда идеологических норм, атмосфера фантазии и радушия.

Сейчас отсутствие идеологической составляющей уже не удивляет, но творческая составляющая, играючи воплощенная в камне, осталась необыкновенным явлением в монументальной пластике Челябинска.

"Космические зверюшки" в сквере Алое поле г. Челябинск (1980-е годы)
"Космические зверюшки" в сквере Алое поле г. Челябинск (1980-е годы)

Персональная выставка Виктора Митрошина в 2000 г. в Челябинском оперном театре и открытие монументально-декоративной композиции "Сфера любви" показали многим ценителям искусства все грани его таланта. Еще одну выставку в родном городе скульптор провел в 2004 г. Текущая - третья выставка в Челябинске - открылась в Зале искусств ЮУрГУ после почти двадцатилетнего перерыва. В этом жесте - своеобразный подарок мастера университету на 80-летие.

Декоративно-монументальная композиция "Сфера любви" скульптор Виктор Митрошин.    
 Фото А. Соколов г.Челябинск
Декоративно-монументальная композиция "Сфера любви" скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов г.Челябинск

Названа выставка символично - "Сфера любви". Каждой своей работой наш прославленный скульптор создает и расширяет сферу любви - к искусству и творчеству, к жизни и человеку.

******************************

В анималистической скульптуре Виктор Митрошин умеет точно подметить характерные черты персонажа, воплотить задуманные и "врожденные" качества животного. Мастерство скульптора, умение по одной детали создать цельный образ раскрываются в работе "Рыба": раковина, ставшая пастью рыбины, её форма и размеры определили очертания, особенности и хищный вид "существа из неведомых глубин Океана жизни".

"Рыба" Бронза, раковина, гематит, позолота. 6Х12Х8 см. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. соколов.
"Рыба" Бронза, раковина, гематит, позолота. 6Х12Х8 см. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. соколов.

У скульптуры есть внутренний объём, который просматривается сквозь боковые прорези и усложняет восприятие. Грубо-фактурная поверхность "Рыбы" имеет сложную структуру, взгляд "цепляется" за нее и боковым зрением хвост и плавники кажутся движущимися.Зелёная патина на бронзе наводит на мысль о глубинном обитании "Рыбы", а значит её не омывают суетные волны повседневности.

******************************

Сонно-уютный медвежонок, грациозно изогнувшийся львенок или хищно распахнувшая крылья сова - все обитатели немного сказочного авторского животного царства вызывают живой эмоциональный отклик зрителей.

"Зайчик" Бронза, яшма. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов.
"Зайчик" Бронза, яшма. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов.

"Дракончик" Бронза, яшма, жемчуг. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов
"Дракончик" Бронза, яшма, жемчуг. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов

******************************

В разделе интерьерной скульптуры различных жанров скажем о скульптуре "Клоун". Фигура обладает открытой композицией, направленной на максимально возможный охват пространства, динамичностью и кажущейся неустойчивостью. Главное ощущение, которое возникает, глядя на нее, - это атмосфера "дурачества", несерьезности. За счет худобы персонажа, его нестабильного состояния и сосредоточения динамики в верхней части скульптуру, происходит "облегчение", "развеществление" фигуры, что также "работает" на несерьезность сцены.

"Клоун" Бронза, яшма. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов.
"Клоун" Бронза, яшма. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов.

Но, воспринимая при этом сложное, колеблющееся положение фигуры, способность изображенного человека балансировать на опоре в виде шляпы, ногой управлять кольцом, а руками - жестикулировать и удерживать груз, становится понятно, насколько трудна и в общем-то далека от безоглядной радости эта профессия. В целом образ кажется противоречивым - он демонстрирует неординарные способности человека, создающего при этом весьма несерьезную атмосферу.

******************************

Другая работа "Символ ЮНЕСКО" тоже обладает свойством быть "не тем, чем кажется". Но сначала поясним, почему она так называется. в 2000 году в посольстве России в Париже состоялась персональная выставка мастера, о котором высказался Пьер Карден:

"Он меня притягивает своей исключительно индивидуальной манерой, То, что он создал - это глубоко выразительно. Это настоящее художественное творение. И это, конечно, имеет огромный успех в Париже".

Ко времени следующей персональной выставки в Париже В. Митрошин создал скульптуру, которая должна была стать частью фонтанной группы у здания ЮНЕСКО. Эта персональная выставка 2003 года открылась в штаб квартире ЮНЕСКО в присутствии белее 200 гостей, в том числе послов из 50 стран, а также Майи Плисецкой, Родиона Щедрина и Пьера Кардена. Скульптуру "Символ ЮНЕСКО" в малом размере Виктор Фёдорович вручил генеральному директору организации Коитиро Мацууро.

Коитиро Мацуура генеральный директор ЮНЕСКО в 1999—2009 годах. Скульптор Виктор Митрошин. Штаб квартира ЮНЕСКО в Париже 2003 г.
Коитиро Мацуура генеральный директор ЮНЕСКО в 1999—2009 годах. Скульптор Виктор Митрошин. Штаб квартира ЮНЕСКО в Париже 2003 г.

Сюжет работы - обнаженная девушка держит на пальцах руки бабочку. Бабочка поднята выше головы и девушка как бы поднимает на нее свой взгляд. Эротизм образа здесь отступает на второй план в силу трактовки прически как неких языков пламени и применения удлиненных пропорций фигуры, которые привносят условность и даже сказочность в восприятие. На первом плане - впечатление хрупкости и беззащитности, девушка сопоставляется с трепетной, красивой, но уязвимой бабочкой. Пряди волос, как образ хаоса, противостоят бабочке, воплощающей идею гармонии.

Одна из миссий ЮНЕСКО, как учреждения, способствующего решению проблем образования, науки и культуры, - это сохранение культурного наследия. Хрупкая красота, которую символизирует статуэтка девушки с бабочкой, нуждается в защите. Чем не символ ЮНЕСКО?

"Символ ЮНЕСКО" Бронза, яшма, стекло. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов.
"Символ ЮНЕСКО" Бронза, яшма, стекло. Скульптор Виктор Митрошин. Фото А. Соколов.

Композицию работы нельзя назвать однозначно "закрытой" или "открытой". Хотя взгляд девушки и бабочка направлены друг на друга, движение руки, за которым устремлена девушка, словно принимая бабочку, либо, напротив, отправляя ее в полет, создают мнимое движение вне воображаемых границ композиции. Ладонь второй руки поднята в защитном жесте.

Хрупкость и трепетность образа девушки подчеркнуты использованием полированной до зеркального блеска бронзы. В этом "зеркале" отражается обстановка, а любое движение зрителя "вибрирует" на поверхности и, таким образом, фигурка дематериализуется, отчасти растворяясь в отражениях.

Текст - искусствовед Анатолий Разуев.

Продолжение во 2-й части..

Видео: «Эстетика бронзы: Сфера любви»

«Эстетика бронзы: Сфера любви»

(Статья была опубликована в газете "Танкоград" №2 (578) 30 января 2024г.)