Искусствовед Анатолий Разуев о персональной выставке "Сфера любви" Скульптора Виктора Митрошина, проходившей в "Зале искусств" ЮУрГУ. г.Челябинск (2023-2024 г.г.).
Инопланетяне в городе! Знакомство горожан с творчеством ныне прославленного мастера началось с "Космических зверюшек", расположившихся возле Дворца пионеров и школьников им. Крупской. В уголке парка Алое поле, где они с конца 1980-х годов с любопытством взирали на прогуливающихся челябинцев, царила необыкновенная атмосфера свободы от еще актуальных тогда идеологических норм, атмосфера фантазии и радушия.
Сейчас отсутствие идеологической составляющей уже не удивляет, но творческая составляющая, играючи воплощенная в камне, осталась необыкновенным явлением в монументальной пластике Челябинска.
Персональная выставка Виктора Митрошина в 2000 г. в Челябинском оперном театре и открытие монументально-декоративной композиции "Сфера любви" показали многим ценителям искусства все грани его таланта. Еще одну выставку в родном городе скульптор провел в 2004 г. Текущая - третья выставка в Челябинске - открылась в Зале искусств ЮУрГУ после почти двадцатилетнего перерыва. В этом жесте - своеобразный подарок мастера университету на 80-летие.
Названа выставка символично - "Сфера любви". Каждой своей работой наш прославленный скульптор создает и расширяет сферу любви - к искусству и творчеству, к жизни и человеку.
******************************
В анималистической скульптуре Виктор Митрошин умеет точно подметить характерные черты персонажа, воплотить задуманные и "врожденные" качества животного. Мастерство скульптора, умение по одной детали создать цельный образ раскрываются в работе "Рыба": раковина, ставшая пастью рыбины, её форма и размеры определили очертания, особенности и хищный вид "существа из неведомых глубин Океана жизни".
У скульптуры есть внутренний объём, который просматривается сквозь боковые прорези и усложняет восприятие. Грубо-фактурная поверхность "Рыбы" имеет сложную структуру, взгляд "цепляется" за нее и боковым зрением хвост и плавники кажутся движущимися.Зелёная патина на бронзе наводит на мысль о глубинном обитании "Рыбы", а значит её не омывают суетные волны повседневности.
******************************
Сонно-уютный медвежонок, грациозно изогнувшийся львенок или хищно распахнувшая крылья сова - все обитатели немного сказочного авторского животного царства вызывают живой эмоциональный отклик зрителей.
******************************
В разделе интерьерной скульптуры различных жанров скажем о скульптуре "Клоун". Фигура обладает открытой композицией, направленной на максимально возможный охват пространства, динамичностью и кажущейся неустойчивостью. Главное ощущение, которое возникает, глядя на нее, - это атмосфера "дурачества", несерьезности. За счет худобы персонажа, его нестабильного состояния и сосредоточения динамики в верхней части скульптуру, происходит "облегчение", "развеществление" фигуры, что также "работает" на несерьезность сцены.
Но, воспринимая при этом сложное, колеблющееся положение фигуры, способность изображенного человека балансировать на опоре в виде шляпы, ногой управлять кольцом, а руками - жестикулировать и удерживать груз, становится понятно, насколько трудна и в общем-то далека от безоглядной радости эта профессия. В целом образ кажется противоречивым - он демонстрирует неординарные способности человека, создающего при этом весьма несерьезную атмосферу.
******************************
Другая работа "Символ ЮНЕСКО" тоже обладает свойством быть "не тем, чем кажется". Но сначала поясним, почему она так называется. в 2000 году в посольстве России в Париже состоялась персональная выставка мастера, о котором высказался Пьер Карден:
"Он меня притягивает своей исключительно индивидуальной манерой, То, что он создал - это глубоко выразительно. Это настоящее художественное творение. И это, конечно, имеет огромный успех в Париже".
Ко времени следующей персональной выставки в Париже В. Митрошин создал скульптуру, которая должна была стать частью фонтанной группы у здания ЮНЕСКО. Эта персональная выставка 2003 года открылась в штаб квартире ЮНЕСКО в присутствии белее 200 гостей, в том числе послов из 50 стран, а также Майи Плисецкой, Родиона Щедрина и Пьера Кардена. Скульптуру "Символ ЮНЕСКО" в малом размере Виктор Фёдорович вручил генеральному директору организации Коитиро Мацууро.
Сюжет работы - обнаженная девушка держит на пальцах руки бабочку. Бабочка поднята выше головы и девушка как бы поднимает на нее свой взгляд. Эротизм образа здесь отступает на второй план в силу трактовки прически как неких языков пламени и применения удлиненных пропорций фигуры, которые привносят условность и даже сказочность в восприятие. На первом плане - впечатление хрупкости и беззащитности, девушка сопоставляется с трепетной, красивой, но уязвимой бабочкой. Пряди волос, как образ хаоса, противостоят бабочке, воплощающей идею гармонии.
Одна из миссий ЮНЕСКО, как учреждения, способствующего решению проблем образования, науки и культуры, - это сохранение культурного наследия. Хрупкая красота, которую символизирует статуэтка девушки с бабочкой, нуждается в защите. Чем не символ ЮНЕСКО?
Композицию работы нельзя назвать однозначно "закрытой" или "открытой". Хотя взгляд девушки и бабочка направлены друг на друга, движение руки, за которым устремлена девушка, словно принимая бабочку, либо, напротив, отправляя ее в полет, создают мнимое движение вне воображаемых границ композиции. Ладонь второй руки поднята в защитном жесте.
Хрупкость и трепетность образа девушки подчеркнуты использованием полированной до зеркального блеска бронзы. В этом "зеркале" отражается обстановка, а любое движение зрителя "вибрирует" на поверхности и, таким образом, фигурка дематериализуется, отчасти растворяясь в отражениях.
Текст - искусствовед Анатолий Разуев.
Продолжение во 2-й части..
Видео: «Эстетика бронзы: Сфера любви»
(Статья была опубликована в газете "Танкоград" №2 (578) 30 января 2024г.)