Найти в Дзене
Никита Курынцев

,,Я хочу, чтобы знали правду!'' Эксклюзивное интервью с Рифкатом Сайфутдиновым, основателем ансамбля ,,Байрам'' Часть 1.

От автора: Ваш покорный слуга, 5 лет подряд занимается изучением Татарской культуры и эстрады. И столько же лет, занимается изучением биографии певицы, Народной Артистики Татарстана - Хании Фархи (1960 - 2017). Хания Фархи внесла большой вклад в татарскую культуру. Заслуги певицы бесценны. Но в биографии Хании - ханум есть белое пятно. Так, в официальной биографии сказано, что в период с 1989 года по 1991 год она — солистка ВИА ,,Байрам'' Московской областной филармонии. Меня заинтересовал московский период работы артистки в ансамбле. Также, просматривая многочисленные интервью певицы, я заметил, что она никогда не говорила о сотрудничестве с композитором Рифкатом Сайфутдиновым. И вообще про работу в Москве певица говорила вскользь. Например, электронной газете «Бизнес онлайн» в 2015 году, Народная артистка РТ сообщала так, про эти годы. ,,Бизнес Онлайн'' : - Вы упомянули московский ансамбль ,,Байрам''. Ведь ваша певческая деятельность началась как раз тогда, когда вы вышл
Оглавление

Московский композитор, аранжировщик, певец, основатель и  1 художественный руководитель ВИА ,,Байрам'' ( в 1986 - 1991 годах) -  Рифкат Сайфутдинов. Фото предоставлено автором.
Московский композитор, аранжировщик, певец, основатель и 1 художественный руководитель ВИА ,,Байрам'' ( в 1986 - 1991 годах) - Рифкат Сайфутдинов. Фото предоставлено автором.

От автора: Ваш покорный слуга, 5 лет подряд занимается изучением Татарской культуры и эстрады. И столько же лет, занимается изучением биографии певицы, Народной Артистики Татарстана - Хании Фархи (1960 - 2017).

Хания Фархи внесла большой вклад в татарскую культуру. Заслуги певицы бесценны. Но в биографии Хании - ханум есть белое пятно. Так, в официальной биографии сказано, что в период с 1989 года по 1991 год она — солистка ВИА ,,Байрам'' Московской областной филармонии. Меня заинтересовал московский период работы артистки в ансамбле. Также, просматривая многочисленные интервью певицы, я заметил, что она никогда не говорила о сотрудничестве с композитором Рифкатом Сайфутдиновым. И вообще про работу в Москве певица говорила вскользь. Например, электронной газете «Бизнес онлайн» в 2015 году, Народная артистка РТ сообщала так, про эти годы.

,,Бизнес Онлайн'' : - Вы упомянули московский ансамбль ,,Байрам''. Ведь ваша певческая деятельность началась как раз тогда, когда вы вышли на сцену в качестве солистки этого ансамбля... Хания Фархи: - Да. В 1988 году у меня возникла непредвиденная ситуация, не самая хорошая. Было очень плохо, и я не знала, что делать дальше, куда податься. А в Москве у меня был дядя, преподаватель политехнического института, профессор Фирдэвес Вафин. В итоге я ему позвонила, и он предложил мне приехать и устроиться конферансье в Московскую областную филармонию, в ансамбль ,,Байрам''. Ну я и поехала. И так получилось, что в первую же поездку ансамбля, а его участники преимущественно были русскоязычные, ребят отправили на гастроли в Актанышский район. Я не знаю, зачем тогда с собой в поездку взяла гармошку, но в итоге вышла на сцену, сыграла на ней, спела и с того момента практически утвердилась как певица.— Тогда все приходилось делать. Все всё делали. Я даже бабушкой наряжалась, выходила на сцену, представляла артистов. Кстати, как раз в то время я взяла себе псевдоним Фархи. На афишах первых концертов стояла моя девичья фамилия — Хания Халидуллина. Это ужасно злило экс-мужа. И после неприятного инцидента я решила фамилию сменить на Фархи. Это сокращенный вариант имени моего любимого отца Фархирислама. Среди татарских певцов я первая взяла псевдоним, до этого только у татарских писателей они были.

А ведь именно Рифкат Сайфутдинов, вывел молодую актрису театра имени Карима Тинчурина — Ханию Халидуллину на эстраду! И именно он написал первый хит, песню ,, Сагынам сине Питрәч. А стихи написала сама, тогда Хания Халидуллина. Через годы Хания Халидуллина, она же Фархи, станет легендой татарской эстрады. Да и многие в Татарстане, вообще считают, что группа Хании Фархи ,,Байрам'', основана самой Фархи. Но это не так! Возглавила она группу лишь в 1991 году, после ухода Сайфутдинова. А вот по какой причине он ушёл из ансамбля - непонятно? С этими и многими другими вопросами, я обратился к создателю ансамбля. Рифкат Имамович решил дать мне интервью, но с условием, что его слова не будут искажены. Восполняя, если можно выразиться пробел, в воспоминаниях покойной артистки.

Предлагаю Вашему вниманию 1 часть интервью. И хочу подчеркнуть, что газета ,, Республика Татарстан'', а также журнал ,, Сююмбике'' и интернет - газета ,, Интернат'', никто не проявил внимания к этому материалу! Как будто эта тема запретная. С моей строны, я заявляю, что не желаю очернить память Хании Фархи. Мной проделана большая работа, а в том, что каждое слово Рифката Сайфутдинова - правда, сомнений нет. Готов держать ответ за каждое слово! Получилось у меня? Решать Вам! И если вы будете пересылать этот материал - буду благодарен Вам!

Предисловие :

Понимаете, Никита. Какой мне смысл обманывать? Жизнь моя в принципе, подходит к своему логическому завершению. Поэтому хочется рассказать всю правду. У меня брала интервью журналистка из Набережных Челнов. Но она все мои воспоминания неправильно трактовала. Не записывала с моих слов. Потом читать было не очень приятно. Поэтому очень Вас прошу не заниматься обманом.

,,Профессию композитора я не выбирал''.

Н. К : - Рифкат Имамович, здравствуйте! Давайте начнём разговор с того, когда вы родились? Кто ваши родители? Как вы решили посвятить себя музыке?

Р. С : - Никита, здравствуйте! Родился я в 1948 году, 19 октября, в Москве. Родители мои родом из Татарстана. Отец — военный. Мама из деревни Новый Изюм. Находится она в Арском районе. Отец родился в Апастовском районе. Мама до войны работала по линии образования. Ликвидировала безграмотность. Отца призвали в армию, он попал в десантные войска, в Колпино под Ленинградом. На них отрабатывали парашютные системы. Отец потом перебрался в Москву. Мои родители встретились и поженились в Казани. Было это до войны. Буквально перед войной.

Профессию композитора я не выбирал. Родители в 4 классе отправили меня учиться в музыкальную школу, по классу скрипки. Но мне это не нравилось. Я увлекался авиамоделизмом. Это дело я очень полюбил. После 8 класса, я поступил в авиационный техникум. Но я довольно также неплохо играл на аккордеоне. И в итоге, любая песня подбиралась мной на слух. А потом появился уже небольшой репертуар. Очень хорошо помню 1962 год. Мы с семьёй переезжаем в квартиру в Химках. Семья наша состояла из 4 человек. Это было счастье! Я иду учиться в другую школу. На школьных вечерах я пел и играл на аккордеоне. У нас был дружный коллектив в школе. Ходил в спортивную секцию. А когда мы сдали школьные экзамены, то поехали на Красную Площадь и там встречали рассвет. Взял с собой свой инструмент. Сели у Кремлёвской стены и начали петь песни.

Летом 1963 года, я усиленно готовился к поступлению в Авиационный техникум имени Годовикова. Успешно сдав экзамены, в сентябре у нас началась учёба. У нас была прекрасная традиция проводить студенческие вечера. Было это по — моему, 7 ноября. Меня пригласили принять участие в концерте художественной самодеятельности. За кулисами ребята дали аккордеон « Красный Партизан». Меня спросили, что я буду играть? Я ответил : «пьесу Флик — фляк». После исполнения были многочисленные овации, переходящие в бис. Меня это поразило. На следующий день меня вызывают в комитет комсомола. Стояло два пианино. За фортепиано сидел студент 4 курса — Виталий Шиманков. Впоследствии, он стал моим близким другом. ,, Старик! Да ты прославился!'' - сказал мне он. Он попросил меня взять аккордеон. Просил меня то это, то другое. А Виталий играл джазовую музыку. И тут меня переклинило! Я не мог думать об учёбе, думал только о музыке. У нас с Виталиком началась дружба. Он мне давал ноты. Предложил мне взять кларнет в техникуме. Начал учиться на нём играть. И началась совершенно другая жизнь!

Вообще, за годы моей творческой деятельности, я работал и с Ринатом Ибрагимовым и с Альбертом Асадуллиным, и другими коллективами. Ильхам Шакиров — великий татарский певец, добрые слова обо мне написал. Так что не надо думать, что я только «Байрам» создал. Продолжительный опыт моей работы берёт начало с 1963-го, выступления на ЦТ-Останкино с 1967-го, звукозапись авторских песен с 1979-го на Всесоюзном радио, ВСГ "Мелодия". Исполнители моих песен : Римма Ибрагимова, Равиль Харисов, Хания Фархи, ВИА "Эврика", ВИА "Орфей", Евгений Головин. Поэты: Гарай Рахим, Роберт Миннуллин, Ренат Харис, Владимир Харитонов, Андрей Деменьтьев. Каждый из вышеуказанных мной людей, внесли большой вклад в нашу эстраду.

,,Байрам создан мной!''

Н. К : - Давайте поговорим с Вами, о главном. Как был основан ансамбль ,,Байрам''? Каким образом вы набирали музыкантов?

Р. С : - В 1986 году, Московская областная филармония, предложила мне создать татарский ансамбль. Я принялся за эту работу.

Сначала нашёл музыкантов из рок-группы. Потом к нам пришла певица Неля Фатехова. С первых дней со мной работал Заслуженный артист России — Мирсаит Сунгатуллин. Я нашёл, ныне покойного баяниста — Тимура Таерова. Пришла в ансамбль гобоистка — Гульфира Саитова. Из оркестра Анатолия Кролла в наш состав влился и Равиль Харисов. Состав у нас сперва был большой — 15 человек. Назвал я свой ансамбль ,,Байрам'' ( в переводе с татарского ,, Праздник'' - прим автора). Какие города только не встречались на на нашем пути! Были в Казани, Астрахани, Донецке, Уфе, Салавате и других городах нашей Родины. В 1988 году, мы стали дипломантами конкурса ,,Татарская Песня — 1988''.

Диплом фестиваля "Татарская песня - 1988". Фото из личного архива Рифката Сайфутдинова.
Диплом фестиваля "Татарская песня - 1988". Фото из личного архива Рифката Сайфутдинова.

А в 1989 году, летом в наш состав вошла актриса театра имени Карима Тинчурина — Хания Халидуллина.

Состав «ВИА Байрам» 1988 год. Гульфира Саитова крайняя слева — гобоистка. На полу сидит Владислав — басист. Сидит с баяном — Тимерша Таиров. С мандолиной стоит слева — Равиль Харисов. С клавишными в центре — Рифкат Сайфутдинов ( худрук ансамбля). Справа сидит Сергей — гитарист. Рядом с Равилем Харисовым, играет на дудке — Мирсаит Сунгатуллин. С Сунгатуллиным рядом — танцовщица Ирина Пузанкова. С Пузанковой рядом — барабанщик Владимир Романовский. Из личного архива Рифката Сайфутдинова.
Состав «ВИА Байрам» 1988 год. Гульфира Саитова крайняя слева — гобоистка. На полу сидит Владислав — басист. Сидит с баяном — Тимерша Таиров. С мандолиной стоит слева — Равиль Харисов. С клавишными в центре — Рифкат Сайфутдинов ( худрук ансамбля). Справа сидит Сергей — гитарист. Рядом с Равилем Харисовым, играет на дудке — Мирсаит Сунгатуллин. С Сунгатуллиным рядом — танцовщица Ирина Пузанкова. С Пузанковой рядом — барабанщик Владимир Романовский. Из личного архива Рифката Сайфутдинова.

Я тогда приехал в Казань на 2 дня. До сих пор не знаю, как она на меня вышла?

Н.К : Что было дальше?

Р. С : И пришла она ко мне в гостиницу "Волга". в которой я всегда останавливался и жил, когда приезжал в Казань из Москвы. Пришла она с гармошкой в белом, красивом платье. ,,Рифкат — абый! Возьмите к себе в группу!'' - сказала она. Мне она сообщила, что она замужем, есть дочь. Вместе с Фанавилем, так звали мужа, они работали в Тинчуринском Театре (речь идёт о Фанавиле Галиеве, 1 муж артистки, Народный Артист РТ, актёр, режиссёр, драматург. К сожалению, в 2012 году, он ушёл из жизни - прим. автора).

Первая гастрольная поездка Хании с нами была в Актаныш, это было сразу после нашей первой встречи в гостинице "Волга". Нас поселили на берегу реки Ак-Идель, Хания приехала к нам дня на 3-4 позже. Надо сказать, что я в то время сотрудничал с недавно созданной казанской концертной организацией, директором которой был Марат Тазетдинов ( Марат Тазетдинов. В 1973 - 1988 годах, возглавлял татарскую филармонию в Казани. В годы повествования нашего героя , Марат Тазетдинов был директором театра-студии ,, Песня и Милосердие''. В 2002 году, скоропостижно скончался - прим. автора). Мы ещё раньше заключили договор с моей московской филармонией и отлично поработали несколько месяцев. Администратором был Марат - отличный парень! Всё делал чётко и у меня с ним не было никаких проблем. Поселили нас в палаточном городке, где раньше был пионерский лагерь. Стояло жаркое лето и во время нашего пребывания не было ни одного дождя. Каждый разместился по своему желанию -мест хватило всем с избытком. Музыканты отдельно, девчонки отдельно. Румия Закирова и Ира Пужанкова, Равиль Харисов даже уже и не помню где, а мы: Я, Марат Тазетдинов и Тимур Таеров наш баянист, в самой крайней палатке. Мы на горе, внизу широкая река, блестящая на солнце, вокруг лагеря молодые сосны со смешанным запахом благоухающих трав. Красота! Не работа, а дом отдыха! Я конечно сразу побежал купаться, это моя страсть, в любом новом месте, где есть водоём или, тем более, река, я должен искупаться -это у меня такая чудная привычка. И вот, через несколько дней приезжает Хания, такая радостная, заходит к нам в палатку. Она ещё не отдышалась с дороги, а Марат ей говорит : - Ну вот и хозяйка приехала! Теперь есть кому убраться, бельё постирать... Хания, конечно юмор поняла, но глядя на неё меня разобрал смех. Тимур тоже что-то добавил к этой шутке, но с юмором у него всегда было плохо, и я конечно её успокоил: -Ты, говорю, привыкай, у нас тут все шутники, скоро и я с ними клоуном стану. Показал, где она будет жить. Через полчаса, велел быть на репетиции. Хания пришла, и я ей всё рассказал и показал движения в нашей главной песне.

- Это наш джингл, Хания - сказал я.

- А что такое джингл? — спросила она.

- Ну, Хания это как музыкальный символ - говорю я.

- А... Понятно - ответила Хания.

Вот и начали работать с ней. Она писала замечательные стихи! Она была самородком! Очень трудолюбивой и исполнительной. Никакой работы не чуралась. Конечно, вокальные данные Хании были скажем, не так сильны, как у Румии Закировой, но она брала зрителя харизмой и обаянием.

Хочу ещё раз повторить! Я не преследую цель САМОРЕКЛАМЫ, а лишь хочу донести до общественности те песни, которые могли затеряться в музыкальной рутине огромного количества татарских песен, исполненных в 1991-2024 гг. За эти годы я сочинял другую музыку-ведь прошло тридцать лет, Побывал вторично в Бельгии, Турции, работал на Кипре, во Вьетнаме, Италии, Испании, Франции, Англии, два раза с гастролями в США: Нью-Йорк, Филадельфия, Лос-Анжелес, Сан-Франциско и много раз в Германии. С глубокой скорбью я воспринял известие о том, что Хании не стало. Хания в своих интервью об этом почти ничего не упоминала, а это ведь целых два года её творческой деятельности в московском ансамбле "Байрам".

И ещё. Ансамбль, который я создал, был уникален тем, что певцы: Равиль Харисов, и я с Ханиёй исполняли только мои песни, кроме Мирсаита Сунгатуллина, исполнявшего народные песни.

И спрашивается. Зачем Хания врала о том, что в 1988 году она работала у нас? Какую цель она преследовала? Я предоставил Вам фото, которое показывает ёё обман. Где Хания? Её не было в тот период. В жизни руководствуюсь правилом : "О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды". И так будет всегда!

Продолжение следует...

При подготовке статьи использованы материалы Деловой газеты ,, Бизнес - Онлайн'', личные фотографии из архива Рифката Сайфутдинова.

Никита Курынцев. 29 августа 2024 года, с правками от 16 - 17 января 2025 года. Казань.

© Copyright: Никита Курынцев, 2025

Хания Фархи: «У татар говорят: «Даже после смерти дел на три дня остается»

dzen.ru/id/643845b419c01e7b0b927b7c?donate=true