Цирк и блокада Ленинграда – вещи несовместимые? Только на первый взгляд. Фронтовой цирк был создан в городе, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Именно он помогал ленинградцам и тем, кто спасал его долгие годы блокады, не пасть духом и поверить, что город выстоит.
Когда говорят пушки, цирк не может молчать
В мае 1941 года, по окончании зимнего сезона, в Ленинграде цирк закрылся, а затем на несколько лет замолчал из-за войны – но не окончательно, его артисты активно выступали на фронте, в агитбригадах.
В конце 1942 года в Доме Красной Армии начали готовить первое блокадное цирковое представление – в нем участвовали все артисты, оставшиеся в городе. Сложностей хватало, например коверный Павел Алексеевич Алексеев показывал номер «Музыкальный бокс», в котором по сценарию после сильного «удара» он проверял целостность своих зубов, а они один за другим падали на пол. Для этого нужна была белая фасоль, которую в блокадном Ленинграде достать было практически невозможно – но 100 граммов все-таки удалось получить. Представление прошло на ура, и на следующий день Политуправление фронта предложило организовать фронтовой цирк.
Фронтовому цирку быть!
Фронтовой цирк появился в Ленинграде в январе 1943 года по решению Военного совета Ленинградского фронта при Доме Красной армии на Литейном проспекте (ныне Дом офицеров). Необходимых исполнителей разрешили
отзывать из частей, в целом штатный состав цирка предполагал 40-50 человек. Нужно было собрать труппу, джаз-оркестр и балет – не меньше!
Фронтовой цирк возглавил Евгений Гершуни, бывший художественный руководитель Ленинградского и Киевского цирка, а руководителем труппы стал музыкальный эксцентрик и конферансье Александр Ругби, знаменитый своими номерами со скрипкой, балалайкой, частушками и куплетами. Оба они вернулись из фронтовых агитбригад.
Блокадная премьера фронтового цирка
23 февраля 1943 года, в годовщину образования Красной армии фронтовой цирк открыл свой первый сезон. На прозрачном занавесе художница-сценограф Татьяна Бруни изобразила веселого клоуна, которому неведомы уныние и отчаянье. Шпрехшталмейстером стал конферансье Константин Гузынин. Позже он рассказывал в своих воспоминаниях, что на фронте выступать было безопаснее, чем в городе, потому что в Ленинграде во время тревоги приходилось залезать на крышу концертного зала в сценическом фраке с галстуком-бабочкой, хватать зажигалки за хвост и избавляться от них.
Найти дрессированных животных в Ленинграде было невозможно – пробовали показать медведя из Зоологического сада, но успехом эта попытка не увенчалась. Тогда решили подготовить классическое антре с «лошадкой», которую изображали две балерины, одетые в чехол – номер имел успех!
Цирковые удалые
На протяжении всех фронтовых лет цирковые удивляли своим мастерством и самоотверженностью зрителей, которые иногда буквально сразу же после представлений шли в атаку.
- Павел Алексеев оказался свидетелем ситуации, когда полковник Якутович отчитывал солдат, испугавшихся непогоды. Он увидел, как тот снимает перед ними гимнастерку, показывая собственным примером образец стойкости, и за ним следует другой командир. Не мешкая, Павел Алексеевич сбросил клоунский наряд и остался стоять рядом с командирами в трусах. «Этот выход Павла Алексеевича дороже всего циркового представления», - сказал полковник позже, после выступления артистов.
- Перед выступлением акробатической пары Сони Лакони и Михаила Степанова командир сообщил, что скоро люди, пришедшие на представление, пойдут в бой на прорыв блокады и надо бы показать им что-то совсем необычное. Соня в одном блестящем сценическом купальнике, а Михаил в одних плавках на 30-градусном морозе показали бойцам свои потрясающие трюки. Многие из них потом говорили, что если артисты так могут, то и у бойцов все получится.
Фронтовой цирк почти ежедневно выступал как в городе, так и перед боевыми частями: на Невской Дубровке, в Рыбацком, где стояла 55-я армия, в Осиновой Роще, где была 23-я, в Ораниенбауме – там находилась Приморская оперативная группа, на правом берегу Невы, где располагалась Невская оперативная группа. Для перемещений артистам выдали велосипеды, получался своеобразный парад-алле, когда они приезжали к месту назначения.
Артисты Фронтового цирка впоследствии вошли в состав труппы Ленинградского цирка на Фонтанке, который открылся осенью 1944 года. В первом послеблокадном представлении участвовал легендарный клоун и фронтовик Михаил Румянцев, знаменитый Карандаш со своей собачкой Кляксой – тогда он показал весь свой военный репертуар.