Известно, чmo абсолютное большинство российских серебряных рублевиков, чеканившихся в 1897, 1898 и 1899 годах по заказу правительства Российской империи на Брюссельском монетном дворе миллионными тиражами, имеет на гурте в конце надписи («ЧИСТАГО СЕРЕБРА 4 ЗОЛОТНИКА 21 ДОЛЯ») условный знак этого монетного двора — две перевернутые пятиконечные звездочки (рис. 1). На монетах Бельгии знак Брюссельского монетного двора конца XIX века представляет собой изображение головки ангела.
Но в начале 1980-х годов коллекционер-нумизмат из Барнаула А.А. Прокопьев впервые обратил — внимание на рублевик 1897 года, у которого в конце гуртовой надписи вместо звездочек были помещены два знака неопределенной конфигурации, названные позднее (для удобства) «птичками» (рис. 2). А через несколько лет (видимо, в конце 1980-х) другим коллекционером (фамилию которого автор, к сожалению, не зафиксировал) был найден рублевик того же 1897 года с комбинированным знаком — перевернутой звездочкой и «птичкой» (рис. 3). С того времени коллекционеры-нумизматы обнаружили не менее полутора десятков рублей 1897 года как с двумя «птичками», так и с одной «птичкой» и звездочкой, хотя вторые встречаются значительно реже.
Что же такое эти загадочные «птички»?
Одним из чрезмерно интересных аспектов, касающихся «птичек», является вопрос об их происхождении и предназначении. При изучении этого явления следует учитывать, что нумизматика — это не просто коллекционирование монет, но и своего рода искусство, связанное с историей, технологиями и культурой. Обсуждение «птичек» не является изолированным случаем, а отражает более широкие тенденции и практики, характерные для эпохи. В целостной картине нумизматического наследия России конец XIX века демонстрирует множество уникальных изменений в технологии чеканки, а также в дизайнерских решениях, которые зачастую могут быть не полностью зафиксированы в исторических документах.
Исследование «птичек» необходимо рассматривать в контексте нумизматической практики того времени, когда на мировых монетных дворах преобладала волна экспериментов и внедрения новшеств. Это было время, когда многие страны стремились усовершенствовать производственные процессы, что могло отразиться и на рублевиках, поддерживаемых российским правительством. В этой связи нельзя не отметить, что наличие альтернативных знаков на гурте может свидетельствовать о переходных периодах, когда традиции и новые веяния переплетались.
Сравнение с парижскими монетными дворами, которые, как упоминалось ранее, использовали стандартный знак в виде звезды, открывает интересные параллели. Эти знаки, возможно, служили для идентификации производителей и могли носить символическую нагрузку. Та же самая функция могла быть и у «птичек», особенно в период, когда уход от традиционного могло настигать рынок. То есть в такой ситуации знак «птички» могло быть необходимо для обозначения технологических изменений или даже для исправления ошибок, произошедших в процессе чеканки.
Также стоит отметить, что в тех случаях, когда число найденных «птичек» увеличивается, это может означать, что интерес коллекционеров к ним возрастает не случайно. Объекты, которые кажутся странными или неясными, часто привлекают внимание и становятся предметом дальнейших исследований. Это может приводить к неожиданным открытиям и новым теоретическим предположениям о нумизматической практике, которая изменила международные стандарты чеканки монет той эпохи.
Однако такая активность не всегда сопровождается консенсусом в научной среде, что порождает разнообразные интерпретации и личные мнения. К примеру, существует мнение, что «птички» могли быть просто случайными ошибками, возникающими в процессе производства, однако данная точка зрения может быть опровергнута увеличением предметов коллекционирования и сопровождающим их интересом. Каждый новый вызов — это возможность для оживленной дискуссии, и вновь обсуждаемая тема открывает горизонты для новых теорий и предположений.
Понимание природы и значения «птичек» представляет собой сложный процесс, где каждая деталь имеет значение. Чтобы продвинуться дальше в этом изучении, важно рассматривать не только сами монеты, но и культурные, технологические и экономические контексты, в которых они существовали. Поэтому следующим шагом в нашем исследовании должно стать более углубленное изучение коллекций и архивов, чтобы воспринять полное представление о времени, о цвете, о символике и о наследии, оставленном теми, кто чеканил рублевики с «птичками».
Начиная с 1807 года, процесс чеканки российских монет предполагал использование гуртильных вереек с выпуклым шрифтом и декоративными элементами на гурте. Эти верейки получали свои формы от маточников, где буквы и символы выбивались углубленно с помощью отдельных пунсонов. Это создавало уникальные гуртовые надписи, которые стали отличительным знаком качественного производства монет.
Если предположить, согласно версии В.В. Казакова, что «птички» возникли из-за повреждения гуртильного инструмента, важно учесть несколько нюансов. Во-первых, все известные экземпляры монет с двумя вариантами знака (например, на рис. 2 и 3) демонстрируют одинаковую конфигурацию «птичек». Это позволяет исключить рядовые повреждения гуртильных вереек, так как маловероятно, что повторяющиеся дефекты на нескольких верейках возникли бы одновременно. Следовательно, речь идет о повреждении пунсона, который был использован при создании маточника для одной из вереек, в то время как другой маточник, изготовленный с применением неповрежденного пунсона, дал разнообразие в дизайне (см. рис. 3).
Во-вторых, повреждение закаленного стального пунсона, как и гуртильной верейки, проявляется в виде откола или скола выпуклого изображения, что также стоит учитывать при анализе. Такой дефект не мог остаться незамеченным на этапах контроля качества, включая процесс изготовления маточников и собственно чеканку монет. Особенно это важно для второго маточника (рис. 3), где одновременно использовались как дефектный, так и исправный пунсоны для разных партий монет. В связи с тем, что эти произведения изготавливались по заказу иностранного государства, применение неисправного инструмента в процессе могло вызвать не только санкции, но и серьезное ударение по репутации Брюссельского монетного двора на международной арене.
Итак, на основании проделанного анализа, можно утверждать, что влияние дефектов инструментов на качество чеканки монет не только заметно, но и критично для обеспечения стандартов производства. Следует отметить, что внимание к этим нюансам подчеркивает важность тщательного контроля на всех этапах, начиная от создания маточников и заканчивая итоговым результатом — монетами, которые остались в истории как культурное и нумизматическое наследие.
Что касается последствий частичного разрушения пунсона, важно отметить, что именно те участки, где должен был находиться скол части выпуклой звездочки, вызвали бы образование неровностей на гурте монеты около «птичек». Эти дефекты, скорее всего, имели бы значительное заглубление и не могли быть устранены даже при чеканке монеты в гладком печатном кольце. Однако на практике гурт монет с изображением «птичек» демонстрирует ровную и гладкую поверхность на всем протяжении. Кроме того, когда мы совмещаем контуры звездочки и «птички» (см. рис. 5 и 6), становится очевидным, что в случае предполагаемого повреждения пунсона, в результате которого звезда трансформировалась в «птичку», не только исчезают отдельные участки звездочки (показанные на рис. 5), но и появляются новые выпуклые элементы пунсона, которые не имеют никакого отношения к первоначальному изображению, но находятся в симметричном сочетании с ним (такие элементы затемнены на рис. 6). Очевидно, что механическое воздействие на закаленный стальной пунсон не могло привести к подобным результатам.
Таким образом, можно утверждать, что на Брюссельском монетном дворе был изготовлен специальный пунсон с изображением «птички», который предназначался для размещения условного обозначения этого двора на гурте рублей Николая II. Предполагаемые варианты такого обозначения изготавливались Брюсселем, и, вероятно, они передавались на утверждение заказчику. Для более объективной оценки изготавливались небольшие партии монет, каждая из которых имела свои варианты знака. Это подтверждается наличием в русском денежном обращении небольшого количества рублевиков Николая II, чеканенных в Брюсселе, с неутвержденными вариантами знака (см. рис. 2 и 3). Можно с уверенностью сказать, что вариант знака, изображенный на рисунке 1, был утвержден на самом раннем этапе массовой чеканки, так как неутвержденные варианты (рис. 2 и 3) обнаруживаются только на монетах, выпущенных в 1897 году.
Нельзя также не упомянуть, что утвержденный знак Брюссельского монетного двора на рублевиках Николая II (рис. 1) фактически имеет одно основание со знаком Парижского двора (рис. 4) на рублевиках и 50-копеечниках этого же царя, которые также чеканились на Парижском дворе примерно в одно и то же время. Эти нюансы подчеркивают важность тщательного анализа каждого элемента, поскольку детали способны рассказать свою собственную историю о традициях и практиках своего времени.
Царские монеты с актуальными рыночными ценами
Узнайте стоимость редких монет Российской империи. Наш каталог – ваш гид в мире нумизматики.