Найти в Дзене
Записки артистки балета

Т.Карсавина и её "Ballet Technique". Часть шестая

11 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОПЫ Об Эмме Ливри говорили, что она взлетала без усилий и опускалась мягко и грациозно. Существенным кажется то, что критики, современники великих танцовщиц классической школы Второй Империи должны были использовать слово “alight” при описании момента снижения танцовщицы после прыжка. Позднее в лексиконе появилось слово “To land” – приземляться. Хотя оба могут означать одно и то же действие, между ними существует громадная разница. В наше время так мало танцовщиц, которые выполняют “alight”, что непременно хочется раскрыть причину малочисленности этих ценных качеств – лёгкость и мягкость. Жёсткие туфли могут отчасти быть причиной жёсткого приземления, но основной причиной этого отсутствие эластичности самой стопы и неправильное использование подъёма. Функции стопы – поднять тело с пола при прыжке или releves и уменьшить удар его веса в момент соприкосновения с полом. Если движение вверх начинается с пятки и переходит через среднюю часть стопы к пальцам, используя так

11

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТОПЫ

Об Эмме Ливри говорили, что она взлетала без усилий и опускалась мягко и грациозно. Существенным кажется то, что критики, современники великих танцовщиц классической школы Второй Империи должны были использовать слово “alight” при описании момента снижения танцовщицы после прыжка. Позднее в лексиконе появилось слово “To land” – приземляться. Хотя оба могут означать одно и то же действие, между ними существует громадная разница. В наше время так мало танцовщиц, которые выполняют “alight”, что непременно хочется раскрыть причину малочисленности этих ценных качеств – лёгкость и мягкость. Жёсткие туфли могут отчасти быть причиной жёсткого приземления, но основной причиной этого отсутствие эластичности самой стопы и неправильное использование подъёма.

Функции стопы – поднять тело с пола при прыжке или releves и уменьшить удар его веса в момент соприкосновения с полом.

Если движение вверх начинается с пятки и переходит через среднюю часть стопы к пальцам, используя таким образом каждый мускул стопы, то вся сила ноги способствует прыжку. Неправильное использование стопы может быть особенно заметно в серии releves в arabesque на пальцах – выход в вальсе в «Сильфидах» («Шопениана»).

Если нога работает только частично, не используя все возможности стопы – то releves становятся отрывистыми, нога поднятая в arabesque поднимается и опускается, потому что нет полной опоры на рабочую ногу для удержания её веса на нужном уровне.

При снижении тот же процесс, что и при прыжке, протекает в обратном направлении. Первый контакт ноги, опускающейся на пол, должен проходить через высокое demi-pointe, затем опускается свод и только потом опускается пятка. Правильное использование стопы необходимо наработать в самом начале обучения элементарным упражнениям. Очень медленное battements tendus в ежедневном уроке даст значительно больше для достижения цели, чем словесные замечания во время прыжков. То есть, если выход из degage выполняется через всю стопу. Необходимо следить за тем, чтобы пятка не отрывалась от пола, до того как пальцы достигнут последнего предела degage. Только потом подъем выгибается дугой, ступня опирается на пальцы, а пятка поднимается. По завершении degage нога постепенно опускается на полную стопу, пятка твёрдо становится на пол в завершении позиции. Очень важно напрячь мышцы только при вытягивании пальцев и расслабить их, когда пятка опустилась на пол; недостаточное расслабление – это общая ошибка среди учеников при исполнении battements tendus. Недостаточное расслабление после напряжения может привести к так называемым условиям «чрезмерно развитой мускулатуры». Медленный подъём на demi-pointe и медленное опускание в нужное положение – это превосходное упражнение для стопы. Затем медленное опускание из demi-pointe в fondu en arabesque будет в большой степени способствовать укреплению эластичности и силы стопы. Не менее важно настаивать на полном вытягивании пальцев в момент прыжка.

Алан Картер (в центре), Джун Брей и Майкл Сомс
в балете «Арлекин на улице»
Алан Картер (в центре), Джун Брей и Майкл Сомс в балете «Арлекин на улице»
Прыжок, выполненный при полном использовании стопы.

Существует вариация из старинного балета, которую нельзя исполнить должным образом, если бы ноги не обладали эластичностью и чувствительностью, равными нашим рукам: вариация Золотой рыбки в балете «Конёк-Горбунок».

Выполняемая на размер 6/8, данная вариация начиналась с малого coupe и пяти ballonnes penches, с довольно большим продвижением. Затем следовали шесть arabesques ouvertes fondues, также с большим продвижением, так что всю длину сцены от последней кулисы справа (от зрителей) до первой кулисы слева танцовщица проходила повторяя комбинацию три раза. И ballonnes и arabesques fondues исполнялись при том же движении опорной ноги, что и мягкое releve на полупальцах: стопы не отрывались от пола, а предназначались для создания впечатления плавающего движения. Перемещение в прыжке достигается за счёт опорной ноги, толкающей вперёд для продления ballonee. Такая форма ballonee называется “penche” , поскольку тело полностью склоняется вперёд и в сторону к рабочей ноге. В целом, в старых балетах было больше разнообразных ballonees, чем теперь.

Антон   Долин в   превосходной пятой позиции
Антон Долин в превосходной пятой позиции

12

ЗАНОСКИ

Двумя основными факторами, определяющими хорошее исполнение заносок, являются превосходная выворотность и хороший прыжок. Рискуя казаться неортодоксальной, я считаю, что чрезмерная выворотность рабочей ноги в адажио не совсем целесообразна, поскольку это создаёт слишком большое напряжение для бедра опорной ноги, но по моему мнению нет такой вещи, как быть слишком выворотным en debhors при ударах ногами. Первым условием вертикального entrechat является то, что он должен быть ограничен в пространстве. Всё определяется быстротой и яркостью исполнения. Вертикальный entrechat должен начинаться и заканчиваться в совершенной пятой позиции. Открывание ног во время прыжка должно быть в стороны, а не вперёд и назад. Этот прыжок можно сравнить с приподнятым battement tendu во второй позиции, когда обе ноги работают одновременно, но более ограничены в исполнении degage, чем в battement tendu. Поэтому, логически следует, что работа над batterie может начинаться только, когда ученица сможет закрывать свои ноги в совершенную пятую позицию.

Во время моей учёбы, когда вечером мы занимались под наблюдением старшей девочки, мы становились лицом к стене, держась обеими руками за станок и довольно долго держали ноги в пятой позиции, втягивая нижнюю часть спины. Это, как мне представляется, является самой хорошей основой для batterie, какая только может быть.

Другим упражнением для batterie было следующее: из пятой позиции рабочая (стоящая впереди) нога открывается в сторону, чуть отрываясь от пола, но не поднимаясь, доходя до слегка открытой первой позиции, пальцы не вытянуты; затем нога закрывается в пятую позицию назад и упражнение повторяется, а нога ставится вперёд. Фактически это был основной рисунок в подготовке к entrechat quatre, четыре части движения должны быть сделаны на один счёт. Более сложной формой этого упражнения был основной рисунок entrechat six с точно таким же движением, как и в предыдущем упражнении. Следующий этап – это подъём в demi-pointe (на полупальцы) опорной ноги, когда рабочая нога идёт в сторону и возвращается в закрытую пятую позицию с небольшим fondu на обе ноги, в это время пальцы вытянуты.

Существует два направления (две школы), в изучении и исполнении entrechat. Одна школа рассматривает battement sur le cou-de– pied как упражнение для заносок, другая школа, как основу для этого берёт battement fondu. В первом случае одна нога слегка расслаблена в колене во время ударов, что делает battement sur le cou-de-pied, исполняемыми в воздухе ослабленными. Другой метод, который, я полагаю лучше, чем первый, исполняется с полностью вытянутыми ногами, и при выполнении ударов мышцы бёдер напряжены. Второй метод имеет преимущество в том, что даёт больше силы для толчка с пола: обе ноги одинаково способствуют выполнению прыжка.

Как и в других прыжковых движениях для исполнения batterie необходимо культивировать два метода толчка от пола – мягкое и быстрое plie. Для примера можно взять changements de pieds, как это обычно делается в конце занятий. Сначала медленно, когда усилие идёт в основном от колен, а затем быстро толчок идёт от стоп и сухожилий, при этом расслабляются только колени. Быстрый толчок от пола облегчает исполнение entrechats и делает прыжки более эффективными. С другой стороны, часто необходим более медленный прыжок из plie, если этого требует ритм музыки и череда движений. Для того чтобы более чётко представить разницу, рассмотрим два случая исполнения entrechat six. Первый, который исполняется при чётко определённом ритме 3/4 (возможно rubato) может быть таким: начинается с правой ноги, спереди entrechat six из temps de cote-de-pied, arabesque ourerte a deux bras suate на пальцах при лёгком движении вперёд. Подготовительное temps de cote-de-pied и entrechat six оба исполняются на «И» перед ударом, entrechat закрывается на счёт раз, arabesque sautee на пальцах удерживается на счет два. Данная комбинация, выполняется с переменой ног и продвижением по прямой линии из глубины сцены вперёд и если её повторить 12 или 16 раз, то выглядит очень эффектным. Её использовали в Sylvia. Это для быстрого толчка.

Для медленного подъёма из глубокого plie в качестве примера может служить комбинация из Раймонды. Исполнение на размер 6/8. Она начинается в верхнем правом углу сцены (от зрителей) и перемещается по диагонали вниз: в ходе всей комбинации сохраняется epaulement croisee. Она исполняется следующим образом: developpe во второй позиции на пальцах левой ноги (раз, два, три), руки а couronne; являются превосходная выворотность и хороший прыжок. Рискуя казаться неортодоксальной, я считаю, что чрезмерная выворотность рабочей ноги в адажио не совсем целесообразна, поскольку это создаёт слишком большое напряжение для бедра опорной ноги, но по моему мнению нет такой вещи, как быть слишком выворотным en debhors при ударах ногами. Первым условием вертикального entrechat является то, что он должен быть ограничен в пространстве. Всё определяется быстротой и яркостью исполнения. Вертикальный entrechat должен начинаться и заканчиваться в совершенной пятой позиции. Открывание ног во время прыжка должно быть в стороны, а не вперёд и назад. Этот прыжок можно сравнить с приподнятым battement tendu во второй позиции, когда обе ноги работают одновременно, но более ограничены в исполнении degage, чем в battement tendu. Поэтому, логически следует, что работа над batterie может начинаться только, когда ученица сможет закрывать свои ноги в совершенную пятую позицию.

Во время моей учёбы, когда вечером мы занимались под наблюдением старшей девочки, мы становились лицом к стене, держась обеими руками за санок, и довольно долго держали ноги в пятой позиции, втягивая нижнюю часть спины. Это, как мне представляется, является самой хорошей основой для batterie, какая только может быть.

Другим упражнением для batterie было следующее: из пятой позиции рабочая (стоящая впереди) нога открывается в сторону, чуть отрываясь от пола, но не поднимаясь, доходя до слегка открытой первой позиции, пальцы не вытянуты; затем нога закрывается в пятую позицию назад и упражнение повторяется, а нога ставится вперёд. Фактически это был основной рисунок в подготовке к entrechat quatre, четыре части движения должны быть сделаны на один счёт. Более сложной формой этого упражнения был основной рисунок entrechat six с точно таким же движением, как и в предыдущем упражнении. Следующий этап – это подъём в demi-pointe (на полупальцы) опорной ноги, когда рабочая нога идёт в сторону и возвращается в закрытую пятую позицию с небольшим fondu на обе ноги, в это время пальцы вытянуты.

Существует два направления (две школы), в изучении и исполнении entrechat. Одна школа рассматривает battement sur le cou-de– pied как упражнение для заносок, другая школа, как основу для этого берёт battement fondu. В первом случае одна нога слегка расслаблена в колене во время ударов, что делает battement sur le cou-de-pied, исполняемыми в воздухе ослабленными. Другой метод, который, я полагаю лучше, чем первый, исполняется с полностью вытянутыми ногами, и при выполнении ударов мышцы бёдер напряжены. Второй метод имеет преимущество в том, что даёт больше силы для толчка с пола: обе ноги одинаково способствуют выполнению прыжка.

Как и в других прыжковых движениях для исполнения batterie необходимо культивировать два метода толчка от пола – мягкое и быстрое plie. Для примера можно взять changements de pieds, как это обычно делается в конце занятий. Сначала медленно, когда усилие идёт в основном от колен, а затем быстро толчок идёт от стоп и сухожилий, при этом расслабляются только колени. Быстрый толчок от пола облегчает исполнение entrechats и делает прыжки более эффективными. С другой стороны, часто необходим более медленный прыжок из plie, если этого требует ритм музыки и череда движений. Для того чтобы более чётко представить разницу, рассмотрим два случая исполнения entrechat six. Первый, который исполняется при чётко определённом ритме 3/4 (возможно rubato) может быть таким: начинается с правой ноги, спереди entrechat six из temps de cote-de-pied, arabesque ourerte a deux bras suate на пальцах при лёгком движении вперёд. Подготовительное temps de cote-de-pied и entrechat six оба исполняются на «И» перед ударом, entrechat закрывается на счёт раз, arabesque sautee на пальцах удерживается на счет два. Данная комбинация, выполняется с переменой ног и продвижением по прямой линии из глубины сцены вперёд и если её повторить 12 или 16 раз, то выглядит очень эффектным. Её использовали в Sylvia. Это для быстрого толчка.

Для медленного подъёма из глубокого plie в качестве примера может служить комбинация из Раймонды. Исполнение на размер 6/8. Она начинается в верхнем правом углу сцены (от зрителей) и перемещается по диагонали вниз: в ходе всей комбинации сохраняется epaulement croisee. Она исполняется следующим образом: developpe во второй позиции на пальцах левой ноги (раз, два, три), руки а couronne; entrechat six на стадии подготовки из закрытого developpe в пятую позицию devant (четыре, пять, шесть), руки опускаются в bras bas. Так как мы имеем здесь три удара для выполнения entrechat, то очевидно, что plie до и после должно быть таким же как в grand changement de pied и отличное от толчка.

Музыку вариации, в которую Петипа включил эту, требующую довольно больших усилий комбинацию, можно найти в переложении партитуры для пианино в «Раймонде», Вариация 2 на странице 93. Эта комбинация длится 12 последних тактов и заканчивается coupe и pose в arabesque a terre в заключительных аккордах.

13

ЗАНОСКИ – Продолжение

В предыдущей главе я рассматривала только вертикально исполняемые batterie. В прыжках с продвижением, таких как: brisee и некоторых видах cabrioles чёткость исполнения заносок и лёгкость движения в большой степени зависят от положения тела. Как часто ученикам говорят: «Неси свой вес с собой в направлении движения. Не оставляй его сзади.» Это означает, что в brisee тело должно быть чуть-чуть наклонено вперёд к рабочей ноге, когда она находится в degage. Вес тела распределённый таким образом способствует движению вперёд и достижению чётко выполненного приземления. Оставление тела сзади, полностью на опорной ноге, всегда создаёт впечатление хромоты. Действительное закрытие brise не происходит на две ноги одновременно, всегда есть доля секунды между закрытием ног в пятой позиции.

Всегда хорошо пробовать brise сначала у станка в медленном темпе. Стоя лицом к палке выполнить degage назад на счёт один при более глубоком fondu на опорной ноге, чем это было бы при фактическом прыжке; подняться в releve из fondu на полупальцы опорной ноги, ударить сверху рабочей ногой и закрыть назад в fondu на счёт два. Хотя в этом упражнении у станка продвижения brise быть не может, но с другой стороны можно легко корректировать наклон тела. И такое чёткость исполнения заносок и лёгкость движения в большой степени зависят от положения тела. Как часто ученикам говорят: «Неси свой вес с собой в направлении движения. Не оставляй его сзади.» Это означает, что в brisee тело должно быть чуть-чуть наклонено вперёд к рабочей ноге, когда она находится в degage. Вес тела распределённый таким образом способствует движению вперёд и достижению чётко выполненного приземления. Оставление тела сзади, полностью на опорной ноге, всегда создаёт впечатление хромоты. Действительное закрытие brise не происходит на две ноги одновременно, всегда есть доля секунды между закрытием ног в пятой позиции.

Всегда хорошо пробовать brise сначала у станка в медленном темпе. Стоя лицом к палке выполнить degage назад на счёт один при более глубоком fondu на опорной ноге, чем это было бы при фактическом прыжке; подняться в releve из fondu на полупальцы опорной ноги, ударить сверху рабочей ногой и закрыть назад в fondu на счёт два. Хотя в этом упражнении у станка продвижения brise быть не может, но с другой стороны можно легко корректировать наклон тела. И такое упражнение, выполнение releve у палки, позволяет улучшить исполнение многих прыжков, так как releve из fondu, используемое в таких упражнениях, увеличивает силу мышц задействованных в прыжках, а именно: связки и икры.

Я помню весьма очаровательную коду для танцовщика. Перемещение из конца сцены к началу по диагонали, когда каждое движение из счёта на четыре это небольшой быстрый удар. Кода начинается с правой ноги сзади в epaulement effasee (левое плечо); jete batu devant с тем же epaulement (один); cabriole devant с левой ноги (два); cabriole fouetté en tournant, которое заканчивается croise (правое плечо)(три); jette battu dessus с переходом в исходное положение epaulement effasee (левое плечо)(четыре). Она выглядит замечательно при быстром исполнении и перемещении по диагонали. Такая повторяющаяся последовательность коротких ударов одинаково подходит и женщине.

В заносках больших прыжков, таких как glissade назад и cabriole devant эффект полёта достигается лучше, если акцент этого движения сделан в конце cabriole, а не в начале. Здесь необходимо пояснить. Cabriole devant, поскольку чаще всего оно исполняется в epaulement efface и линия тела должна быть сохранена как в developpe в том же epaulement efface в adagio: тело слегка отклонено назад на опорной ноге. Для сохранения такой линии тела, когда оно находится в воздухе важно, чтобы degage рабочей ноги в воздухе не было высоким. Как мы знаем, первым условием исполнения хорошего cabriole является то, что опорная нога поднимается для удара о рабочую ногу, а не наоборот. Что происходит, если degage выполняется на слишком высоком уровне? Опорная нога должна взлететь высоко, чтобы ударить снизу и тогда тело неизбежно сложится вперёд в виде булавки для волос. Поэтому удары должны выполняться только на умеренной высоте, высшая точка движения – это когда рабочая нога открывается в высоком degage после удара.

С другой стороны, при исполнении cabriole derriere из pose или pas de bourree couru тело должно быть наклонено вперёд по отношению к опорной ноге, но только чуть меньше, чем в arabesque в adagio. При исполнении такого cabriole абсолютно выворотное положение ног в en dehors, особенно опорной ноги, необходимо в большей степени, чем в любом другом движении. Без хорошей выворотности (en dehors) удар нельзя сделать икрами, удар получается голенью. Это опасно, а также безобразно.

Хорошей подготовкой к правильному исполнению cabriole derriere будет включение прыжка в исполнение комбинации в несколько замедленном темпе. Pose с хорошо вывернутой ногой, два temps leves sautés в arabesque, pas de bourree dessous и возобновление движения по диагонали вперёд. Следует настоятельно требовать, чтобы нога в положении en arabesque, находясь в temps leves sautes поддерживалась бы на одном уровне, а не качалась вверх или вниз. Прыжок temps leves тогда будет полностью зависеть от высоты опорной ноги. Это также хорошее укрепляющее упражнение для всех видов прыжков.

К этому я должна добавить, что при выполнении данного cabriole тело наклоняется вперёд над опорной ногой, спина должны быть сильно прогнута, чтобы предотвратить тяжёлое приземление и сохранить изгиб корпуса таким, каким он должен быть, когда подъём в воздух должен предполагать движение вперёд, а также вверх.

Серж Головин и Кэтлин Горхэм в “L’ANGEGRIS”
Серж Головин и Кэтлин Горхэм в “L’ANGEGRIS”
Данное упражнение иллюстрирует основные моменты cabriole derriere, корпус впереди опорной ноги, спина выгнута, икры встречаются в правильной позиции.

Эмма Ливри (фр. Emma Livry), урожд. Эмма-Мари Эмаро, (фр. Emma-Marie Emarot; 24 сентября 1842 — 26 июля 1863) — артистка балета, солистка парижской Императорской Оперы в 1858—1862 годах; одна из последних балерин эпохи романтического балета. Её карьера, а затем и жизнь оборвались в результате несчастного случая, произошедшего в театре в ноябре 1862 года во время репетиции.