Найти в Дзене
Рыбалка в Поволжье

"Паровоз" - это тандем из двух чертиков и мормышек

Для начала определим, что такое «паровоз». Часто говорят, что «паровоз» — это сочетание двух «чёртиков». Это действительно самый распространённый вариант. Однако, на мой взгляд, понятие «паровоз» гораздо шире. К нему можно отнести различные комбинации из нескольких приманок, привязанных друг к другу: «чёртик» — «чёртик», «чёртик» — мормышка, мормышка — мормышка и т. д. Я остановлюсь на наиболее распространённых и универсальных «паровозах». Основная причина уловистости «паровоза» заключается в том, что в работе находятся несколько приманок одновременно. Это, безусловно, как-то влияет на рыбу. Более точный ответ могли бы дать серьёзные научные исследования, но я попробую выделить несколько факторов, которые, на мой взгляд, делают «паровоз» привлекательным. Преимущества: Воздействие на хищнические инстинкты рыбы: «один убегает, другой догоняет». Тем более что хищнические наклонности и «дух соперничества» свойственны самым мирным рыбам. Возможность облавливать сразу несколько водных горизо

Для начала определим, что такое «паровоз». Часто говорят, что «паровоз» — это сочетание двух «чёртиков». Это действительно самый распространённый вариант. Однако, на мой взгляд, понятие «паровоз» гораздо шире. К нему можно отнести различные комбинации из нескольких приманок, привязанных друг к другу: «чёртик» — «чёртик», «чёртик» — мормышка, мормышка — мормышка и т. д. Я остановлюсь на наиболее распространённых и универсальных «паровозах».

Основная причина уловистости «паровоза» заключается в том, что в работе находятся несколько приманок одновременно. Это, безусловно, как-то влияет на рыбу. Более точный ответ могли бы дать серьёзные научные исследования, но я попробую выделить несколько факторов, которые, на мой взгляд, делают «паровоз» привлекательным.

Преимущества:

Воздействие на хищнические инстинкты рыбы: «один убегает, другой догоняет». Тем более что хищнические наклонности и «дух соперничества» свойственны самым мирным рыбам. Возможность облавливать сразу несколько водных горизонтов. Считается, что в этом и есть истинное предназначение «паровоза». В некоторых регионах используют три и более приманки, привязывая их на большом (1–1,5 м) расстоянии друг от друга. Определённый смысл в этом есть, особенно на водоёмах, где рыба (преимущественно окунь) часто кормится в толще воды. В Подмосковье я с таким сталкивался нечасто, в основном по последнему льду.
Возможность одновременного использования разных по виду («чёртик», мормышка и т. д.) и размеру приманок. В этом случае мы предоставляем рыбе возможность выбрать кормовой объект, к тому же более крупная приманка может играть роль раздражителя, провоцируя поклёвку на более «вкусную» мелочь. Специфическое изменение игры приманок. Находясь в одной связке, приманки воздействуют друг на друга, меняя собственную игру. Это очень важно, поскольку игра приманок в процессе безмотыльной ловли имеет огромное значение. Не менее важно и расстояние между приманками, которое влияет на их игру. В моём варианте оно составляет около 20–25 см. После некоторых экспериментов я пришёл к выводу, что с увеличением расстояния количество поклевок несколько снижается. При дальнейшем увеличении расстояния поклевок становится ещё меньше, но не критично. А при уменьшении расстояния между приманками, особенно меньше 10 см, поклёвки практически прекращаются, возможно, влияние приманок друг на друга становится слишком сильным, что полностью сбивает их игру. Здесь есть много нюансов: масса приманок, их расположение на леске (какая из них выше, а какая ниже), толщина лески и даже манера игры рыболова. Всё может иметь значение, поэтому дать какие-то универсальные рекомендации невозможно. Всё определяется на практике и опытным путём.

-2

*Банальное любопытство, свойственное рыбам. Такая вещь, как «паровоз», не может не привлечь внимание рыбы. Вспоминаю характерный случай. Ловил я тогда на Рузское водохранилище, в Акатово. Дело было в понедельник, и я решил посвятить выезд хождению по «старым» лункам с «паровозом». Нижней приманкой в «паровозе» был достаточно крупный «чёртик» с бисером, а верхней — средняя мормышка с жёлтой коронкой и кусочком чёрной «микропорки» на крючке. На одной из лунок поклевок сначала не было. Примерно на десятой проводке, во время стандартной её задержки в самой верхней точке, произошла поклёвка. Кивок еле заметно вздрогнул, и после подсечки я ощутил, что рыба попалась немаленькая. Борьба была напряжённой, и, лишь вытащив рыбу на лёд, я понял почему. Лещ больше 1 кг был подбагрен «чёртиком» под грудные плавники. Посчитав это случайностью, я продолжил облавливать лунку, и через несколько проводок ситуация повторилась. Верхняя точка проводки, пауза и еле видное вздрагивание кивка. Только сопротивление в этот раз было заметно сильнее. Подвёл рыбу к лунке и увидел в ней здоровенного леща, подбагренного под грудные плавники.

Недостатки:

В рыбалке не бывает идеальных приманок и оснасток. У «паровоза» тоже есть очень большой недостаток — зацепы верхней приманкой за лёд. Рыболовы выработали некоторые приёмы, позволяющие отчасти её решать.* Уменьшить количество крючков, заменив верхний «чёртик» на мормышку. Число зацепов сразу идёт на убыль.
Аккуратно заводить рыбу в лунку. Правда, этот способ работает только по относительно тонкому льду, когда приманку можно контролировать визуально. Вместо верхней приманки использовать обычный крючок с бисеринкой, кембриками или с подобием мушки.