Библейский сюжет о Ноевом ковчеге известен даже тем, кто не исповедует христианство и ни разу не открывал Ветхий Завет. Самый частый вопрос, до сих пор вызывающий яркое обсуждение в обществе, - существовал ли он на самом деле? Чтобы с уверенностью об этом утверждать, нужно сделать одну лишь вещь - найти тот самый знаменитый ковчег. Если вы думаете, что это звучит фантастически, то у меня для вас интересные новости: попытки отыскать священный корабль совершались неоднократно, а какие-то находятся в разработке и сегодня. Разбирать все из них мы сейчас не будем, но на одной из них заострим наше внимание. Оказывается, еще в 1916 году русский авиатор Владимир Росковицкий во время исследования турецкой границы увидел в восточной части Арарата замерзшее горное озеро, на краю которого он отчетливо увидел каркас гигантского корабля. Туда была отправлена научная миссия, занимавшаяся определением, может ли находка быть утраченным Ноевым ковчегом. Что же им удалось найти? И почему у этой истории не было громкого продолжения?
На самом деле, это далеко не единственный случай, когда различные исследователи прибывали на гору Арарат ради обнаружения ковчега. Самая древняя такая история датируется еще 4 веком. А официально запротоколированное восхождение впервые произошло в 1829 году. Однако никому так и не удалось стопроцентно идентифицировать ковчег, но многие уверенно заявляли, что видели нечто, напоминавшее его остатки.
В 1916 году русский пилот Владимир Росковицкий и его напарник проводили испытание самолета на больших высотах, при этом отслеживая границы турецкого государства. Думаю, не стоит напоминать, что происходило это в самый разгар Первой Мировой войны, так что такие действия были особо важными. И, конечно, максимально засекреченными.
В какой-то момент Росковицкий решил приблизиться к заснеженной вершине горы Арарат поближе. И вдруг на южном ее склоне мужчины заметили огромный объект (размером с целый городской квартал), одна часть которого находилась в озере, а другая - на берегу. По своим очертаниям неизвестный объект очень напоминал корабль, нос которого был наполовину разобран. Отчетливо виднелись основания двух обломанных мачт и плоский мостик. Также в судне существовал проем (около двадцати квадратных метров), который, кажется, когда-то был дверью.
Конечно, военные летчики были шокированы. Как потом они вспоминали, на базу они возвращались, побивая все рекорды скорости. Пилоты сразу же доложили о своей находке вышестоящему руководству. Многие однополчане, не поверив, принялись громко смеяться. И только командир авиагруппы вызвался лично отправиться на привлекшее внимание место и осмотреть его. По возвращению он утвердил, что вероятнее всего найденный объект - ничто иное как затерянный Ноев ковчег, и если предположение окажется правдивым, это будет самое грандиозное открытие из когда-либо сделанных.
Моментально был составлен соответствующий рапорт и отправлен в Петроград. Император Николай II, несмотря на то, что большая часть армии была задействована в военных действиях, приказал выслать к горе Арарат 150 солдат, разделенных на два отряда. Первый отряд прибыл спустя почти месяц и успел сделать необходимые замеры, чертежи и первые исследования объекта. Велась даже фотосъемка. Удалось и зайти внутрь. По словам того же Росковицкого, прибывшие на место солдаты обнаружили большое число помещений в полости корабля. В них, как было замечено, «все было густо расписано похожими на воск красками, уровень мастерства свидетельствовал о высокой цивилизации». В качестве материала, по мнению исследователей, использовался олеандр, который не подвержен гниению. Была осмотрена и гора чуть выше предполагаемого Ноева ковчега. На ней нашлись остатки обгоревших бревен и камни от какого-то разрушенного жилища. Все собранные документы, замеры и фотографии, а также список участников, которых следовали представить к государственным наградам, были отосланы в Петроград.
Николай II бумаги получил, но найти им достойное применение не успел. Случилась революция, и, видимо, новую власть занимали другие заботы, а не опознание какого-то ковчега. Остались лишь слухи, что исследовательские заметки как-то оказались в руках Троцкого. Но все они были утрачены. Или вовсе уничтожены.
Что нам известно о летчике Владимире Росковицком? На самом деле, немного. Кроме этой истории никаких упоминаний о нем не встречается, а в ряде источников упоминается, что и это имя было выдуманным. Якобы на самом деле фамилия авиатора была Заболоцкий. Он бывший лейтенант и военный летчик, взявший псевдоним после эмиграции из России. Уехав из России, Росковицкий обосновался в США, стал там православным священником и только спустя годы решил поведать о своем удивительном открытии.
Впервые рассказ Росковицкого (все-таки давайте остановимся на этом имени) был опубликован в американском журнале «New Eden» в 1939 году. В нем он рассказал и о некоторых деталях своей находки: «Ковчег содержал сотни мелких отсеков, и наряду с ними имелись особые очень большие помещения с высокими потолками». Делился Росковицкий и своим эмоциями, переживая их по-новой: «Странная конструкция! Как будто проектировщик ожидал, что через верхнюю палубу будут почти все время перекатываться волны, и сделал свое судно так, чтобы оно бултыхалось в море, как бревно, а короткие мачты с парусами лишь помогали держать его против волны».
Почему же он ждал так долго? Боялся осуждения скептиков? Или придумал все это для заработка и минуты славы, оказавшись потерянным в чужой стране?
Так или иначе, вся приведенная выше информация является плодом творчества именно Росковицкого. Других подтверждений, если не считать слова некоторых знакомых с ним солдат, найдено не было. Исчезли ли они в пожаре революции, были намерено скрыты или вовсе не существовали - вопрос спорный. В Советском Союзе заявление Росковицкого никак не комментировали, его вообще оставили без внимания. Впервые об этом заговорили только в 1994 году, когда в журнале «Наука и религия» был опубликован перевод американской статьи.
Сразу же после этого в редакцию издания пришло письмо от некоей Лошадкиной. Она сообщала, что ее дед, Федор Батов, был одним из участников экспедиции на Арарат. Он якобы рассказывал те же истории своим детям, когда был еще жив (скончался он в 1969 году). По его словам, в отряды тогда отбирали только асы-альпинисты (удивительно в реалиях масштабной войны), но это не помогло им избежать гибели от сходивших лавин. Добравшись до цели, они смогли внимательно рассмотреть удивительный объект. Увиденное настолько въелось в память, что даже спустя годы уже пожилой мужчина мог зарисовать его и объяснить, где что находилось. По словам Батова, ковчег был «похож на огромный коробок с отверстиями вверху для вентиляции». Проверить правдивость его слов возможным уже не представлялось.
В следующий раз про Росковицкого вспомнил исследовать Эрил Каммингс, который на протяжении многих лет занимался именно изучением тайны Ноева ковчега. Как-то в Нью-Йорке он встречался с полковником Александром Коором, написавшем в 1945 году в одной из эмигрантских газет заметку, где рассказывал, что в 1916 году был командирован к Арарату для защиты перевала. И, находясь там, он слышал расходившиеся по полку слухи о найденном поблизости Ноевом ковчеге. Коор подтвердил уже имевшуюся информацию и даже сказал, что в отряде, занимавшемся изучением объекта, был его друг по фамилии Руянский. Дополнил он своей рассказ тем, что на полу ковчега находили явные следы ржавчины. Коор также утверждал, что на Арарате им были найдены клинописные надписи, описывающие историю Потопа. При этом никакого Росковицкого он так и не вспомнил.
И добавлю совсем не являющиеся доказательством показания, которые, однако ж, не могу не упомянуть. В одном из своих интервью Анна Андерсон, называвшая себя спасенной Анастасией Романовой, говорила, что «ее отец нашел на Арарате Ноев ковчег, а ее мать носила нательный крестик, сделанный из дерева, полученного там».
Подтвердить или опровергнуть слова Росковицкого и остальных свидетелей может только новая тщательно продуманная экспедиция, но на данный момент посещение горы запрещено в целях безопасности (по крайней мере, так гласит официальная версия). Вопросов к написанной бывшим русским летчиком статье очень много. Например, он писал, что документы были отправлены царю, но не использованы, так как власть перешла в руки большевиков. Но ведь, как мы знаем, после свержения Николая II во главе государства встало Временное правительство. Также в своей статье Росковицкий упоминает парашюты и кислородные баллоны, что не применялось во время описываемых им событий. Да и само существование летчика Владимира Росковицкого было поставлено под сомнение. По итогу к 1942 году вышли две статьи, опровергающих слова мужчины, а напечатавший ее даже принес извинения. Но люди продолжали воспринимать их как истинные и начали с новой силой верить в возможность обретения святыни. А место, где она находилась, с того момента стали называть «Араратская аномалия».
Любопытно, что и после 1916 года предпринимались попытки восхождения на вершину Арарата. И многие вновь заводили разговор о покоящемся там ковчеге. Например, в 1953 году американец Джордж Грин, пролетая на вертолете над тем же самым местом, увидел часть огромного судна, вмерзшего в лед, и даже сделал 6 фотоснимков. Только вот после его смерти все кадры куда-то исчезли.
Была и испанская экспедиция 1955 года, участникам которой даже удалось забрать несколько досок для исследований. Но полученные данные оказались слишком противоречивыми. Пришедшие на помощь американские ученые выявили, что возраст объектов - около 1500 лет. Испанцы же настаивали, что возраст находки 5000 лет, что и совпадало с Писанием. Проведенная в 1974 году очередная экспертиза (уже другой экспедиции) подтвердила, что обнаруженный объект появился около 4-5 тысяч лет назад.
Но почему-то ни одно из этих исследований так и не попало в какой-либо официальный источник. Сведений недостаточно? Или всё намеренно замалчивается?
Конечно, гора Арарат - далеко не единственное место, где предположительно может находиться Ноев Ковчег. Версий настолько много, что перечислить все, к сожалению, не получится. Например, йеменцы абсолютно уверены, что Ноев Ковчег окаменел вместе со своим капитаном, сыном Ноя, на территории их страны из-за того, что тот отказался переходить в мусульманство. Другим предполагаемым местом нахождения ковчега считается окрестность стратовулкана Тендюрек. Обнаруживали якобы остатки корабля и в Иране. Но все это лишь домысли, пока не имеющие никаких стоящих подтверждений.