Найти в Дзене
На краю Ойкумены

Заметка про историю Каменного Яра: география и демография, ч.1. Начало

Заметки в этом цикле по селу Каменный Яр - это несколько переработанные и дополненные ранние заметки в моей странице на ОК. В данном конкретном случае, настоящая заметка - это логическое продолжение моих ранних заметок по населению Каменного Яра (например заметки ОК№ 50, где дается детальная информация о местах откуда прибыли государственные крестьяне и однодворцы в Каменный Яр). С тех пор данные несколько поменялись и обновились, и, по всей вероятности, этот процесс будет в определенной степени незаконченным. Более точно, в данной заметке я поговорю о разных категориях переселенцев в село Каменный Яр. Сразу отмечу, однако, что исследование истории того географического места, где образовалось поселение Каменный Яр не является моей непосредственной целью. Это остается малоисследованной областью до сих пор, отчасти в силу недостаточности интереса как академической науки (до- так и послереволюционной), так и со стороны энтузиастов-исследователей. Кроме этого существуют и объективные обст
Оглавление
Н. Н. Дубовской. На Волге (этюд, 1892, ГТГ)
Н. Н. Дубовской. На Волге (этюд, 1892, ГТГ)

Заметки в этом цикле по селу Каменный Яр - это несколько переработанные и дополненные ранние заметки в моей странице на ОК. В данном конкретном случае, настоящая заметка - это логическое продолжение моих ранних заметок по населению Каменного Яра (например заметки ОК№ 50, где дается детальная информация о местах откуда прибыли государственные крестьяне и однодворцы в Каменный Яр). С тех пор данные несколько поменялись и обновились, и, по всей вероятности, этот процесс будет в определенной степени незаконченным. Более точно, в данной заметке я поговорю о разных категориях переселенцев в село Каменный Яр. Сразу отмечу, однако, что исследование истории того географического места, где образовалось поселение Каменный Яр не является моей непосредственной целью. Это остается малоисследованной областью до сих пор, отчасти в силу недостаточности интереса как академической науки (до- так и послереволюционной), так и со стороны энтузиастов-исследователей. Кроме этого существуют и объективные обстоятельства, повлиявшие на этот пробел, например, сложно и в основном спорадически разбросанные первоисточники, а также частичное отсутствие материалов по истории села в 1810е - 1890е годы. Большая часть доступной мне информации была взята из открытых источников (в основном из архивных записей в ГААО или в исторических монографиях), отдельная небольшая (платная) часть была получена непосредственно из архива.

Итак, важно еще раз отметить, что
время (дата) основания самого села - понятие формальное, требующее отдельного и более глубокого исследования, и тут нет полной ясности до сих пор. Несколько раз на протяжении уже более полутора столетий предпринимались различные попытки датировок основания Каменного Яра, обычно упоминаются даты от 1750 до 1781 года. Основание поселения (хоть и, очевидно, очень важная тема для истории села как административного объекта) вовсе не обязательно связано с его нынешним коренным населением и часто имеет тенденцию к "удревлению" (это касается датировок вообще). Тут в пору наткнутся и на философские ответвления вроде вопросов - открывал ли Колумб Америку? если там и до него проживали вполне себе счастливо местные аборигены. Или, в чем разница, скажем, между древним Римом и Италией?... Даже такой важный материал как карты, часто несет много путаницы в силу их разных редакций в разное время и невозможности настоящей датировки. Ну и коллизии в том виде, как они сатирически описаны в рассказе Лукина "И гром не грянул", конечно же вносят изрядную долю скепсиса в такие вопросы (не говоря уже об альтернативной истории). Потому наши амбиции будут скорее умеренными и касаться в основном тех фактов, достоверность которых почти не вызывает сомнений.

Чтобы не обойти стороной и "человеческий фактор", я замечу, что есть масса примеров, от античности до современности – когда население данного географического места, его этнический состав, язык, и даже сама география менялись кардинально, оставляя лишь одно неизменным - территорию проживания, при этом, возможно, перетекая между формами аналогичными "городищу" или "селению".

Если говорить уже более конкретно, то на сегодня хорошо известно, что на нынешней (однозначно особенной, как по своему привлекательному расположению, так и по природным ресурсам) территории Каменного Яра проживали или перманентно или в течение различных периодов времени разного рода человеческие популяции, от кочевых племен в доисторические или вполне исторические (например, средневековые) времена до рыбацких ватаг или казачьих постов в 1600-е и 1700-е годы. Многочисленные археологические находки и недалеко лежащие курганы тому прямое доказательство. Но как человеческие популяции, они видимо, исчезли без следа или мигрировали в другие места проживания, и хотя сама их история и связана с местом или данным ареалом, но никак не соотносится с нынешним коренным населением и более
современной историей Каменного Яра.

Еще небольшое замечание о географической идентификации села и его жителей. Часто приходится слышать, что кто-то родом из "Бундина" или "Грачей" (или иного хутора или места в окрестностях), а не совсем из Каменного Яра. В этой информации есть, несомненно, важный смысл о месте жительства. Однако, я употребляю понятие и топоним «Каменный Яр» скорее как единую административную единицу, которая воспринимается довольно четко в течении 19го столетия. Более точно - есть четкое понятие принадлежности – все кто были по переписям или административно причислены к селению Каменный Яр, и считались его населением. При этим не бралось в формальный расчет, что человек мог жить в Тамбовском хуторе (позже х. Бундин), или Грачах (и 6-7 Грачевских хуторах), или например, в хуторе Садковка, или в рыбачьей ватаге.

1780-1790: первопоселенцы

Не будет большой ошибкой взять за основное рабочее предположение, что эта самая "современная история" селения Каменского или Каменноярского ведет свое исчисление от дела "О предложении господина Бренчанинова о переходе крестьян разных селений в урочище Каменный Яр" от 27 июня 1790 года (фонд 476, опись 1, д. 70, ГААО). Как и полагается делам того времени, этот документ - почти полутораста страничная переписка в бюрократическом стиле о межевании, разделе земли и вод между Черноярским купечеством, рыбными ватагами и вновь прибывшими крестьянами. Вот его титульная страница

О предложении господина Бренчанинова о переходе крестьян разных селений в урочище Каменный Яр" от 27 июня 1790 года (фонд 476, опись 1, д. 70, ГААО)
О предложении господина Бренчанинова о переходе крестьян разных селений в урочище Каменный Яр" от 27 июня 1790 года (фонд 476, опись 1, д. 70, ГААО)

Этот документ требует отдельного обсуждения, и я приведу это в соответствующих заметках. Сейчас лишь отмечу очень кратко основные тезисы из Предложений, имеющих непосредственное отношение к теме настоящей заметки.

История первопоселенцев села Каменный Яр вкратце такова:
между 1781 и 1790 годами, довольно большое количество крестьян, из различных губерний и краев прибыли
сначала на разные места Черноярского и Енотаевского уездов, на карте ниже это чуть левее центра – это область между рекой Сал (левый приток Дона) и ее притоком ХараСал и речкой Елмата, идущей с Сарпинских озер от самой Отрады (ныне Бекетовка).

Карта Кавказского наместничества и Земли Войска Донского из атласа Горного Училища, 1792
Карта Кавказского наместничества и Земли Войска Донского из атласа Горного Училища, 1792

Как следует из "Предложений", крестьяне сразу оказались в тяжелой ситуации, места были не просто необжитые, но и полностью не пригодные для оседлого места, не было даже земли для хлеба или лугов для выпаса скота. Для кочевых нужд земля могла представлять же интерес. Крестьяне подают несколько прошений правителю края в Земской суд о переведении их на более благоприятные земли правого берега Волги. Тут следует разделить (приблизительно, но вполне корректно в контексте нашего дела) крестьян на три категории:

  1. монастырские, экономические, чернопашные, дворцовые крестьяне из Вятской и других северных губерний – сначала поселенные в Мокром Хара Сале
  2. государственные крестьяне поселенные изначально в Елмате (мордва) и Сухом Сале (чуваши)
  3. ясашные и служивые татары поселенные изначальнов Якшибай Сале

Судьба распорядилась так, что первая (и очень многочисленная) группа получит разрешение переселиться в районе форта-станции Каменской, которую затем будет переименована сначала в селение Сальниковское, потом в СолодниКовское.

Вторая группа получит разрешение на поселение непосредственно в Каменном Яру. Однако третья группа - татары, испросив вначале поселить их либо вблизи «умета» (станция или постоялый двор) поблизости от станицы Грачевской Енотаевского уезда на дачных землях инженера полковника Фрейганга или, как альтернатива, вблизи Волги в районе селения Ступино (на землях полковника Персидского, но еще не закрепленные за ним) – получат другое решение – их поселят для ровного счету к мордве и чувашам в Каменный Яр. Причина до конца не ясна, но – на мой взгляд – первые две альтернативы было бы сложнее уладить с уже имевшие на места виды более влиятельных землевладельцев.

Из тех же Предложений следует, что Каменный Яр был (как бы уже знаем) заселен ватагой Черноярского купца Василия Костромина, однако - это важно - без надела земли, где имелось целых 17 жилых построек для проживания и нужд самой ватаги. Видимо эти постройки будут постепенно исчезать или перезаселяться, так как крестьяне Каменного Яра позже постараются также получить рыбные ловли вдоль Каменного яра себе.

Вот такая получилась вкратце история. Отмечу, что история становления Каменного Яра связана, таким образом и с историей рядом лежащего села Солодники, однако история заселения последнего села выглядит еще более сложной и ее нужно описывать отдельно.

Перепись 1795г.

Основной документ для первопоселенцев Каменного Яра - это ревизские сказки по 5-й переписи 1795 года. Само дело храниться в Астраханском архиве. Есть как минимум два дела, которые содержат несколько отличающиеся друг от друга копии:

  • ГААО, фонд 422, оп2, д282
  • Ревизские сказки о купцах города Черного Яра за 1795 г., ГААО, фонд 498, оп1, д494 (файлы 143-226)
-4

Поскольку данная заметка носит краткий характер, я лишь остановлюсь на основных фактах, которые можно почерпнуть из данной переписи. А именно, согласно переписи 1795 года

(Всего на 1795 год 545 человек, 326 мужск. и 219 женск.).

Крещенная мордва (всего 105дворов)
из 
Пензенского наместничества:

  • с. Старые Пичуры (Кецыны, Данилловы, Илькунины, Карповы)
  • с. Самаевка (Плешаковы, Веляевы, Самарские, Тимофеевы, Челдышевы, Шушлины)
  • с. Валгапино (Музюковы, Таракановы, Семеновы, Степановы, Савельевы, Назаровы, Пискуновы)
  • с. Кимляй (Никифоровы, Антоновы, Демины, Сафроновы)
  • с. Гумны (Терентьевы, Сарайкины, Большебрюховы)
  • с. Баранчеевка (Ермошкины, Бикеевы, Сайкины, Пятибратовы)
  • с. Киретинка (Тютюновы)
  • с. Ежовка (Кусковы, Филипповы)
  • с. Сазоновка (Харьковы, Леонтьевы, Павельченковы, Сяткины, Каменьшиковы, Обмановы, Бабановы)
  • Гордищенская округа с. Ручим (Васюковы, Тимофеевы)
  • с.Садовка (Грачевы)

Казанского наместничества

  • Спасской округи деревни Мордовского Юркули (Козловы, Палаткины, Ефимченковы-Антоновы). Отмечу, что Антоновых в Каменном Яру было два разных "корня".

Симбирского наместничества

  • Ставропольской округи деревни Старого Уреня (Захаровы)
  • Сызранской округи села Богородицкое, Киваки тож (Горбачевы)
  • Сызранской округи село Архангельское, Аделево тож (Ивановы, Масины)

Затем этого идет довольно большой список (нужно подробно разбираться, но в целом картина ясна) - это чуваши из Казанского наместничества Цивильской округи (56 дворов номера 106-162). Но из них почти никого не осталось с Каменном Яру - как я упоминал выше, все чуваши в 1797 году переселились в село Сасыколи уже по левому берегу реки Волги (чисто теоретически, несколько женских имен, вероятно могли выйти замуж и остаться в Каменном Яру). Кроме того, подавляющее число чуваш-мужчин записано как умершие или бежавшие в 1792-1797 годах. 

Затем, по переписи 1795 года идут татарские дворы: служивые татары (номера дворов 163-231) и ясашные татары (номера дворов отдельным списком 1-92) по местам прибывшие из

Казанское наместничество Спасской округи

  • дер. Новые и  Старые Челны (12 дворов)
  • дер. Бибаевские Челны (9 дворов)
  • дер. Стар. Алпарово (10 дворов)
  • дер. Тохтал (8 дворов) Тетюшеской округи 
  • дер. Курляровой (6 дворов)
  • дер. Кильдуразовой (1 двор)
  • дер. Ябухтиной (13 дворов)
  • дер. Аметьево (13 дворов)
  • дер. Кугушево приписанных к Адмиралтейству (1)

Фамилии тут я не выписываю по следующей причине: как по мордве, так и по чувашам и татарам за редчайшими исключениями - в списках есть только имена и отчества. Фамилии мною были установлены из Розеттского камня (метафора, то есть из последовательного сопоставления переписей 1795, 1811, 1816 и 1835 годов - и только в последней из которых появились фамилии). Однако исследования по татарскому населению нужно проводить имея более тонкие навыки для чтения и точного сопоставления. Часть работы мною проделана недавно и записана в одной из заметок в ОК.

Примечание.

Справедливости ради, стоит отметить, что существуют и некоторые документы, которые оттеняют описанную выше мною историю. Моя особая благодарность тут - Лидии Плешаковой-Линьковой, передавшей в свое время мне часть материалов из краеведческого музея села Каменный Яр.

А именно, один из немногих таких источников заслуживает определенного внимания, хотя часть его и опирается на свидетельства "старожилов". Речь идет о заметке "Село Каменный Яръ" в Астраханских Губернских Ведомостях за номером 37 от 14 сентября 1847 года, стр. 249-251 (ссылка на полный документ тут). Вот часть этого описания:

Астраханские Губернские Ведомости, №37 от 14 сентября 1847 года, стр. 250
Астраханские Губернские Ведомости, №37 от 14 сентября 1847 года, стр. 250

Приведу для удобства текстовую версию ниже:

Вначале на этом месте на берегу Волги была рыбопромышленная ватага гражданина Костромина. Она существовала и при нападении бунтовщика Пугачева на село Солодники, отстоящее отсюда в 15 верстах (*). Здесь же как утверждают старожилы, ограничилось и остановилось вторжение бунтовщиков в Астраханскую губернию.

Вскоре после сего обстоятельства, замечательного для Исторических записок о действиях Пугачева, в отношении пределов здешнего края, к месту Костроминной ватаги присоединилось несколько Малороссиян и хохлов, но они в скором времени выселились в село, на противной стороне Волги - Саратовской губернии - Владимировку. В последствии времени, при бывшем Военном Губернаторе Тенишеве пришли сюда из Казанской губернии Чуваши и Мордвы. А в 1792 году число жителей, как видно из плана сочиненного в этом году, состояло из 244 душ новокрещенной Мордвы, из 126 душ Чуваш новокрещенных, переселившихся потом в село Сасыкольское и Селитерное, и из 176 душ Татар Казанской губернии, или всего 546 человек.

Из плана же, сочиненного в 1845 году видно что крестьянских дворов с хуторами состоит в селе Каменном Яру 275, в них крестьян Татар и Русских по 8й ревизии 919 муж. пола и 976 женского пола. Русские состоят из переселенцев из Московской, Воронежской и Тамбовской губерний. В последние годы особенно более сюда переселяются из верховых губерний хохлов или малороссиян.
(*) Сноска: Предание говорит, будто Костромин из опасения, чтобы рыбопромышленные его заведения не подверглись разорению шайки бунтовщиков, приказал, уезжая с ватаги, напечь для удовлетворения бунтующих хлеба и калачей. И потому нападения со стороны разъезжающих казаков не сделали для сего места никакого вреда.