Найти в Дзене

Всё, что вы всегда хотели знать о советских боевых самолётах времён Второй мировой войны, но боялись спросить.

Интервью с автором книги "Российские самолеты времен Второй мировой войны: Техническое руководство" Эдвардом Уордом. по материалам сайта www.Hush-Kit.net
Какой самый распространённый миф или заблуждение о советской авиации во Второй мировой войне? «На Западе распространено несколько мифов, в основном из-за недостатка информации во время холодной войны, когда было политически целесообразно очернять советскую технику в целом, даже в историческом плане. В то же время советские власти преуменьшали заслуги западных самолётов, служивших в СССР, по той же причине. Впоследствии правда вышла наружу, но старые мифы живучи. Хорошим примером является P-39 Airacobra — самолёт, от которого отказались Королевские военно-воздушные силы Великобритании и который не любили Военно-воздушные силы США. Впоследствии в большинстве справочных изданий утверждалось, что P-39 добился определённых успехов на Восточном фронте в качестве штурмовика благодаря своему тяжёлому вооружению. Теперь мы знаем, что «Аэрокоб

Интервью с автором книги "Российские самолеты времен Второй мировой войны: Техническое руководство" Эдвардом Уордом.

по материалам сайта www.Hush-Kit.net

Р-39 Airocobra взято из откытых источников
Р-39 Airocobra взято из откытых источников


Какой самый распространённый миф или заблуждение о советской авиации во Второй мировой войне?

«На Западе распространено несколько мифов, в основном из-за недостатка информации во время холодной войны, когда было политически целесообразно очернять советскую технику в целом, даже в историческом плане. В то же время советские власти преуменьшали заслуги западных самолётов, служивших в СССР, по той же причине. Впоследствии правда вышла наружу, но старые мифы живучи. Хорошим примером является P-39 Airacobra — самолёт, от которого отказались Королевские военно-воздушные силы Великобритании и который не любили Военно-воздушные силы США. Впоследствии в большинстве справочных изданий утверждалось, что P-39 добился определённых успехов на Восточном фронте в качестве штурмовика благодаря своему тяжёлому вооружению. Теперь мы знаем, что «Аэрокобра» никогда не использовалась в качестве штурмовика и применялась только для завоевания превосходства в воздухе, в чём она преуспела. Он был настолько хорош, что заменил «Спитфайр» в нескольких подразделениях, что привело бы в ужас британских и американских пилотов. Причина такого расхождения в опыте заключалась в том, что P-39, по большей части случайно, оказался идеально подходящим для боевых условий, в которых он использовался. Основным недостатком P-39 была низкая манёвренность на больших высотах. На Востоке это не имело значения, так как большинство боёв проходило на средних и малых высотах, а на этих высотах «Аэрокобра» была быстрой и хорошо управляемой. Не случайно P-39 выиграл первый послевоенный трофей Томпсона, обойдя гораздо более престижные «Мустанги», «Тандерболты» и «Лайтнинги». Он был очень надёжным и прочным, простым в управлении, а его трёхколёсное шасси хорошо подходило для взлётов и посадок на неровных полях, с которых ему приходилось летать. Советские пилоты считали его равным или превосходящим современные модели Bf 109 и Fw 190 в воздушных боях. Григорий Речкалов сбил 48 самолетов из 54 на P-39, что является самым высоким показателем среди пилотов, летавших на самолётах американского производства во время Второй мировой войны. Уменьшительное прозвище «Кобрушка» «Маленькая Кобра» даёт представление о том, какую любовь он вызывал. До недавнего времени все это не было широко известно ”.

ПО-2 фото взято из открытых источников
ПО-2 фото взято из открытых источников

Каковы были три наиболее важных советских типа и почему?

«Трудно сказать однозначно, но я бы выбрал истребители Як, штурмовик Ил-2 и По-2. Як был самым важным типом истребителей на Восточном фронте, его постоянно совершенствовали на протяжении всего срока службы и производили в огромном количестве (около 40 000). Ил-2 стал символом советской авиации в такой степени, что дал название (очень хорошему) «Лётный симулятор» в XXI веке, а также идеальная демонстрация того, как СССР зациклился на авиации как тактическом дополнении к своим сухопутным войскам. U-2/По-2 — самый производимый биплан всех времён. Он был не только отличным учебным самолётом и машиной общего назначения по типу Tiger Moth, но и, что более важно, советским «лёгким бомбардировщиком». Беспокоящий постоянно противника, нанося небольшой материальный ущерб, он постоянно действовал над немецкими позициями по ночам, был практически неуловим и его приближение невозможно было обнаружить (подлёты обычно совершались с выключенным двигателем, то есть практически бесшумно). Немецкие солдаты редко могли нормально выспаться, и его психологический эффект невозможно переоценить. Для шовинистически настроенной немецкой армии тот факт, что многие из этих ужасающих атак совершались женщинами, был почти невероятным и привёл к тому, что их прозвали Nachthexen — «ночными ведьмами». Немцы также скопировали советскую тактику с помощью собственных учебно-тренировочных самолётов-бипланов. Позже эти же самолёты стали печально известны как «Чарли-разведчик» во время Корейской войны, на этот раз нарушая сон американцев.

Каков стереотипный образ советского самолёта времён Второй мировой войны и насколько он соответствует действительности?

«Западный стереотип, я полагаю, заключается в том, что это плохо сконструированный, примитивный, вероятно, устаревший самолёт, который может добиться успеха в борьбе с гораздо более совершенными немецкими машинами только за счёт численного превосходства. Это не так, хотя, как и в большинстве стереотипов, в его основе лежит доля правды, которая была сильно преувеличена. Дело в том, что советским самолётам, особенно в начале войны, действительно не хватало многих усовершенствований, которые были у сопоставимых современных самолётов. Например, на ранних МиГ-3 даже не было указателя уровня топлива. Кроме того, при описании той же технологии, используемой русскими, а не западными союзниками, явно прослеживается предвзятое отношение времён холодной войны. Например, использование композитной деревянной конструкции на самолёте de Havilland Mosquito обычно преподносится как нечто совершенно потрясающее, в то время как использование композитной деревянной конструкции (по тем же причинам) на советских истребителях обычно преподносится как доказательство их примитивности. Например, бойцы Лавочкина использовали «дельта-древесину» — композитный деревянный материал, состоящий из слоёв берёзовой фанеры, скреплённых бакелитовой плёнкой. Этот материал был значительно прочнее любой необработанной древесины и огнеупорным. И крыло, и фюзеляж были покрыты бакелитовой фанерой, что позволило свести к минимуму использование стали и алюминия в конструкции. В начале войны в СССР, в частности, ощущался огромный дефицит стали».

Ла 7 фото взято из открытых источников
Ла 7 фото взято из открытых источников

Какой советский истребитель был лучшим во время войны и как он сравнивался с немецкими/британскими/американскими аналогами?

«Это выбор между поздними Як-9 и Ла-7, учитывая, что один из них — лёгкий истребитель с рядным двигателем, а другой — более тяжёлый истребитель с радиальным двигателем. Это отражает ситуацию в Германии с Bf 109 и Fw 190, а также с американскими P-51 и P-47. Есть общая корреляция с изящным «Спитфайром» и тяжёлым «Тайфуном»/«Темпестом». Если рассматривать их с статистической точки зрения, то все советские истребители были заметно меньше и намного легче своих современников, особенно Як-3. Оба типа самолётов получили очень высокие оценки за управляемость как от советских пилотов, так и от лётчиков-испытателей из других стран, даже немцы хорошо отзывались о них в этом отношении. Что касается характеристик, то, скажем, в середине 1944 года и Ла-7, и Як-3 начали выпускаться в больших количествах и по своим характеристикам значительно превосходили лучшие мировые образцы. Ла-7 развивает скорость 680 км/ч на максимальной высоте, а Як — 710 км/ч. Для сравнения, максимальная скорость Tempest V составляет 683 км/ч, Spitfire XIV — 717 км/ч, P-47D — 685 км/ч, а P-51D — 689 км/ч. С другой стороны, 109G-10 может развивать скорость 688 км/ч, а Fw 190D-9 — 700 км/ч, так что все они примерно в одном диапазоне скоростей, хотя и достигают их на разной высоте. «Темпест», вероятно, был лучшим истребителем западных союзников на малой и средней высоте, так что его можно считать наиболее сопоставимым. Советские истребители не могут сравниться с другими по высотным характеристикам, но это не имеет значения для условий их эксплуатации. С точки зрения вооружения, вероятно, самое большое различие заключается в том, что у Ла-7 есть две 20-миллиметровые пушки ШВАК, а у Як-3 — только одна, дополненная двумя 12,7-миллиметровыми пулемётами БС. Советские истребители всегда имели вооружение, которое другие страны считали недостаточным. По дальности полёта оба советских типа уступают своим союзникам, хотя специальный дальний Як-9ДД был разработан для сопровождения с дальностью полёта 1300 миль, это соответствует дальности полёта P-51D (с подвесными баками), истребителя, известного своими Якбольшими крыльями.

Як 3 фото взято из открытых источников
Як 3 фото взято из открытых источников

Каковы были самые большие сильные и слабые стороны советских конструкций самолетов?

«Как и большинство стран, Советский Союз производил различные самолёты, которые обладали как сильными, так и слабыми сторонами, но в одной области они несколько отставали — в технологии производства двигателей. Например, двигатель Климова М-105, установленный на всех истребителях Як, по сути, был усовершенствованной версией Hispano-Suiza 12Y, и его мощность была сравнительно скромной по сравнению с Merlin, хотя оба двигателя изначально относились примерно к одному классу мощности. К 1945 году самые совершенные двигатели Климова развивали мощность около 1300 л. с., в то время как Merlin выдавал 2000 л. с. и более. Советские рядные двигатели никогда не могли сравниться по надёжности с западными двигателями из-за более низкого качества сборки. Радиальные двигатели были лучше, но поскольку все они были разработаны на основе американских моделей 1930-х годов (например, Швецов «Аш-82» был создан на основе «Райт Циклона»), нельзя не думать, что они немного схитрили. В отличие от них, советская наука об аэродинамике, возможно, была лучше западной. СССР так и не нашёл применения P-47, которые были присланы по ленд-лизу, считая их аэродинамически примитивными, но они были поражены качеством сборки, а конструкция силовой установки была тщательно изучена. Советские конструкторы с удовольствием копировали лучшие образцы самолётов других стран — они купили Ju 88 и Dornier 215 в Германии до вторжения Гитлера, и Ju 88, в частности, оказал значительное влияние на конструкцию Ту-2»

ЛаГГ -3 фото взято из открытых источников
ЛаГГ -3 фото взято из открытых источников

Повлиял ли советский дизайн самолетов на дизайн самолетов других стран?

«Если честно, то не очень. По крайней мере, не напрямую. Можно утверждать, что впечатляющие успехи Поликарпова И-16 в Испании послужили толчком к быстрой и очень успешной разработке Мессершмитта 109, но тот факт, что это был первый в мире свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси, по-видимому, остался практически незамеченным, когда он появился в начале 30-х годов. Честно говоря, советские самолёты не пользовались особой популярностью. Позже Як-3 продемонстрировал достаточно впечатляющие боевые характеристики, чтобы спровоцировать появление в Люфтваффе общей директивы «избегать» боя с ним на высоте ниже 5000 метров (что более или менее исключало все бои на Восточном фронте), но немцы никогда не пытались подражать русскому самолёту, даже если он и производил на них впечатление. Япония получила ЛаГГ-3, но не придала ему большого значения, что было вполне разумно, поскольку ЛаГГ был довольно ужасным самолётом».

МиГ 3 фото взято из открытых источников
МиГ 3 фото взято из открытых источников

Почему на Восточном фронте было так много боев на малых высотах?

«Простой ответ заключается в том, что ни одна из сторон не была особенно заинтересована в стратегических бомбардировках (хотя обе немного в них участвовали), а воздушная война на Востоке представляла собой столкновение двух величайших тактических военно-воздушных сил, которые когда-либо видел мир. Напротив, основной целью воздушных сил союзников на западе от Битвы за Британию до дня «Д» были стратегические бомбардировки. Эффективная противовоздушная оборона вынуждала бомбардировщики подниматься всё выше и выше, чтобы выжить, и поэтому это был относительно высокогорный театр военных действий. Но если вы посмотрите на то, что 9-я воздушная армия и 2-я воздушная армия делали на западе после высадки в Нормандии, то увидите, что ситуация была такой же, как и на востоке: много тактических истребителей-бомбардировщиков на малых высотах и на коротких дистанциях, а также активное использование средних бомбардировщиков. Не случайно самым многочисленным бомбардировщиком, поставленным Советскому Союзу по ленд-лизу, был Douglas A-20. Однако это было не то, чего ожидали советские проектировщики, о чём свидетельствует крупномасштабное производство МиГ-3, специализированного высотного перехватчика. Бедняга МиГ заработал себе плохую репутацию, поскольку использовался почти исключительно в боевых действиях на высоте, для которой он не был предназначен, что кажется довольно несправедливым».

Насколько важна была советская авиация для разгрома Германии?

“Короткий ответ - очень. Было ли это так же важно, как авиация Запада? Трудно сказать. Обычно считается, что Восточный фронт поглотил примерно 80% всех военных усилий Германии, но это неравномерно распределено между воюющими силами. Если вы посмотрите на статистику потерь немецкой авиации, то, хотя в зависимости от того, что происходит в любой момент времени, есть пики и спады, общее правило таково, что потери делятся (очень) примерно пополам между востоком и западом. Советские военно-воздушные силы изначально находились в качественном и количественном проигрыше, но производственные мощности по выпуску самолётов в СССР были огромными (немецкая разведка катастрофически недооценила их), огромное количество западных самолётов поставлялось в СССР фактически бесплатно, а подготовка лётного состава значительно улучшилась по сравнению с мрачными днями 1941 года в течение следующих четырёх лет. К 1945 году Красная армия, возможно, была самой эффективной общевойсковой боевой силой в мире, и нельзя отрицать, что авиация сыграла решающую роль в её окончательной победе.

ДБ 3Т фото вызято из открытых источников
ДБ 3Т фото вызято из открытых источников

Россия бомбила Берлин? Что это за история?

«Как и все остальные в межвоенную эпоху, СССР одновременно восхищался и ужасно беспокоился о потенциале дальних бомбардировок. В начале 1930-х годов Советский Союз разработал впечатляющий Ту-3, стратегический бомбардировщик, опередивший своё время, но затем, казалось, в значительной степени забыл о стратегических бомбардировках. ТБ-3 всё ещё находился на вооружении в 1941 году, но уже явно устарел, и миссия по бомбардировке Берлина, хотя и находилась в пределах досягаемости ТБ-3, вероятно, была бы самоубийственной для неповоротливого туполевского самолёта с неподвижным крылом. Тем не менее в первые месяцы Великой Отечественной войны было решено, что Берлин нужно бомбить, чтобы поднять боевой дух и доказать немцам, что Советский Союз может нанести ответный удар в ответ на бомбардировки Москвы Люфтваффе. Как ни странно, первыми это сделали военно-морские торпедоносцы Ильюшин ДБ-3Т Краснознамённого Балтийского флота. Командующий советской морской авиацией С. Ф. Жаворонков предложил нанести бомбовый удар по Берлину и в июле 1941 года разработал план. Адмирал Кузнецов одобрил план, и 7 августа 1941 года пятнадцать ДБ-3Т вылетели с балтийского острова Эзель у побережья Эстонии. Пять самолётов бомбили Берлин, остальные атаковали второстепенные цели. Немецкое радио объявило, что налёт совершили британские самолёты, и сообщило, что пять самолётов были сбиты. На самом деле ни один самолёт не был потерян (один самолёт разбился при посадке). В последующие недели были совершены ещё несколько налётов, и в течение августа экипажи двух военно-морских эскадрилий совершили 86 боевых вылетов, 33 раза бомбили Берлин, сбросив 311 бомб общим весом 36 050 кг. 10 августа 1941 года четырёхмоторный бомбардировщик Пе-8 впервые посетил Берлин, и советские войска регулярно бомбили столицу Германии и другие города на протяжении всей войны. Потери были поразительно низкими по современным меркам — в 1942 году на каждые 106 вылетов приходился один потерянный Пе-8 (позже ситуация ухудшилась), но количество задействованных самолётов было ничтожным: в любой момент времени в строю находилось не более 30 Пе-8, а действия советских бомбардировщиков в остальных странах были практически неизвестны до сравнительно недавнего времени".