Так интересно иногда бывает прочитать, что в каком-нибудь условном городке Зальцфондершнее уже 500 лет каждый год проводят фестиваль в честь того, что местный барон Гуго Толстопятый однажды на рыночной площади наступил на ногу маркизу Жильмону Тонконогому, а тот не стерпел и врезал в ответ. Ну а после знатной аристократической драки они пошли в местную харчевню и выпили бочку медовухи, вместо того чтобы устроить войнушку лет так на пятнадцать.. И с тех пор все радостно раз в году собираются на рыночной площадёнке, топчутся друг другу по ногам и пьют медовуху от местных производителей.
Дальше абсолютная болтология, можно время не тратить
Что заставляет людей организовывать такие из года в год повторяющиеся действия? Не только фестивали и прочие общественные мероприятия. Но и более мелкие по масштабу вещи. Например, семейные традиции, когда из года в год семья собирается вместе для чего-то не являющегося жизненной необходимостью.
Вот у моих прабабушки и прадедушки было принято всю домашнюю работу заканчивать к шести вечера. После - только ужин, гигиенические процедуры и отдых: новости по телевизору, лото, домино. Мама говорила, что так у них было заведено всегда. Вечер - для отдыха. И никакой работы по хозяйству, кроме самой необходимой, типа кур покормить в воскресенье. Только это традиция - или просто образ жизни?
Других повторяющихся ритуальных действий которые можно трактовать как традиции ни в одной ветви семьи я не припомню. (Общенародное типа кутьи на Рождество, убрать на кладбище перед Пасхой я не считаю, это не семейное, это национальное). Единственной нашей с родителями семейной традицией, можно считать лишь то, что папа утром в воскресенье варит кофе на всех. Теперь он - тот человек, который утром в воскресенье заправляет и включает кнопку на кофемашине.
Или вот личные традиции. Откуда они берутся? Это просто привычки в красивой упаковке? Или вовсе лёгкая степень ОКР?
Есть же люди, которые, например, каждую субботу вечером ходят гулять в городской парк. Из года в год. В один и тот же парк. По одним и тем же аллеям. И и крошат булку уже ...надцатому поколению уток в пруду.
А вообще, сколько повторений достаточно для того, чтобы то или иное событие или поступок стали считаться традиционными?
У меня вот, например, была привычка каждое лето в августе перечитывать первую часть "Хранителей". У бабушки, непременно лёжа в доме на кровати. Под шум дождя и запах мокрого летнего яблоневого сада. Класса со второго по десятый я это делала. А потом вышло так, что стала приезжать всего на несколько дней и это прекратилось само собой, ведь в Луганске в августе практически не бывает дождей.
Итак, восемь лет - это уже традиция, или нет?
А если бы я продолжала перечитывать "Хранителей" из года в год, но только сидя под кондиционером, то это бы считалось аутентичной традицией? Или может адаптацией к новым условиям искусственной прохлады и запаху пыли и амброзии? Или вовсе новой традицией?
Если старшеклассники встречаются уже целых три месяца и каждый четверг вместе прогуливают физкультуру, потому что это последний урок и гуляют эти 45 минут по ближайшему ТЦ, где едят мороженое и снимают тиктоки, то это уже традиция? Ведь они уже говорят друзьям: "Мы ВСЕГДА здесь тусим по четвергам".
Всё относительно. Мы с моим супругом года три до рождения ребёнка любили гулять по вечерам. Покупать чай или кофе и пить его на лавочке в Сквере Пограничников "у Феликса Эдмундовича". (Там стоит памятник Дзержинскому). У нас даже была лавочка, которую мы считали "своей". Думаю, раз сто, не меньше, мы там успели посидеть. Если судить так, то это, пожалуй, была традиция. А если просто сказать, что года три-четыре назад мы, бывало, сиживали у Феликса с чайком, то это звучит совсем не серьёзно.
Или традиция, это всё же как у моих пра-: из года в год, всю жизнь, неизменно, в любой сезон, пока cмepть не прекратит это.
Считается, что традиции дают чувство стабильности. Когда мир упорядочен и предсказуем, человеку легче живётся и проще справляться со стрессами. Столкнувшись с неприятной неожиданностью (например, на работе произошла авария, есть пострадавшие, и производство перешло в авральный режим, график поменялся, когда всё станет по прежнему - неизвестно), всегда можно найти точку опоры в виде привычного образа действий: да, на работе бардак, но по пути домой ты всё равно купишь булку с изюмом, а дома заварить чай и съешь это перед сном, читая "Спортивные известия".
Или, вот например, внезапно скончалась любимая бабушка. А бабушка эта по воскресеньям пекла яблочный пирог на ужин. И внучка теперь тоже печёт воскресные яблочные пироги, потому что это помогает ей таким образом с отдавать дань памяти бабушке, а с другой стороны на вкус и запах этого пирога прочно завязана масса позитивных эмоций, что тут просто срабатывает условный рефлекс: пирог - есть - радоваться, и горе чисто физиологически под влиянием выброса гормонов позитива немного отступает.
Так-то да, механизм понятен. Но всё же непонятно главное: откуда берутся традиции?
Вернёмся к началу: чем так восхитила драка Толстопятого и Тонконогого жителей Зальцфондершнее, что они стали из года в год устраивать фестиваль? Мало ли аристократических разборок бывало в феодальной Европе?
С моими пра- в принципе понятно: 1) они сами - наследники традиций своих семей, которые жили в девятнадцатом веке при свечах. Какая работа может быть впотьмах? В сумерках поужинали, посидели вместе, отдохнули и на боковую. Свечи и керосин были дороги, как ни крути, для сельских священников (они оба из церковных семей), чтоб жечь их до позна. Воскресенье - тем более день богослужения и отдыха.
С кофе у моих родителей всё более, чем понятно, папа жаворонок, мама - сова. На работу уходят с разницей в час. Воскресенье - единственный день, когда они завтракают вместе. И папа, как более бодрый и проснувшийся, варит кофе. А без кофе день - не день, они оба жёсткие кофеманы. То есть, эта традиция сложилась сама собой просто из их режима дня.
С парком и утками посложнее, почти как с фестивалем. Вечер субботы - понятно, можно погулять, завтра выходной-отсыпной. Но один и тот же парк с одним и тем же базовым маршрутом? Я бы не смогла.
От моего дома до школы шла прямая дорога. Десять минут вдоль проезжей части. И мне было скучно. Я ходила то по одной стороне дороги, то по другой. А то и вовсе шла уже внутри квартала мимо домов, стоявших параллельно дороге. Или пример с булкой с изюмом. Любое, даже самое любимое лакомство надоест через какое-то время.
А я знаю семью, где отец каждое воскресенье жарил блинчики. И делал это даже в самые голодные времена - на воде, без яиц, но блинчики на столе должны были быть.
В общем - не понимаю. С удовольствием наблюдаю со стороны, могу принимать участие при необходимости, если это чужая традиция но... Я, если можно так сказать антитрадиционный человек.
Всё, что не вбито в гены (как оливье и шуба на Новый год), не приживается.
Хм, может потому и штормит меня всё время? Нету стабилизатора?
Следующая история: