Денис Давыдов как то сообщил в своем стихотворении "Блаженной памяти мой предок Чингисхан" графу Петру Строганову, что является потомком самого Чингизхана. По "мнению" Давыдова, его род происходит от мурзы Минчака, сына мурзы Косая, потомка Чингисхана.
Выдумал поэт и воин или нет?
Что характерно, но сам Давыдов в стихотворении рисует странного татаро-монгола Чингизхана. Судите сами:
Блаженной памяти мой предок Чингисхан
Грабитель, озорник с аршинными усами,
На ухарском коне, как вихрь перед громами,
В блестящем панцире влетел во вражий стан
И мощно рассекал татарскою рукою
Все, что противилось могучему герою.
Ну разве могут у монгола быть аршинные усы или тот же панцирь на монголе выглядит, как на корове седло. Эта атрибутика явно европейская. Хотя Денис Давыдов в стихотворении отмечает, что у Чингизхана была не монгольская, а татарская рука? Но куда деть мнение официальной историографии о том, что Чингизхан был монголом, который решил извести, по легенде, всех татар и извел их, кроме детей, которые были ростом ниже размера колеса.
О какой тогда татарской руке Чингизхана писал Давыдов? Известно, что 1920 году в нынешнем Татарстане не было никаких татар. Там жили булгары или болгары, которые себя точно также и называли. Выходит, Давыдов писал о Чингизхане не как о предке нынешних татар, которые на самом деле были в его время пока еще булгарами. Но тогда о какой татарской руке Чингизхана может идти речь?
Кстати, русские летописцы, как минимум до конца 16 века тоже считали, что в Казани и в окрестностях жили булгары-болгары, но не татары. Так, в "Повести о честном житии царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси" сказано, что его отец Иван Грозный:
"град великий Казань взят/л/, пределы их Казанские все поплени и многое множество ...болгар погуби...".
Ну а с родословной Давыдова было все просто. Минчак Косай - это просто Михаил Косой, переделанный в 17-м веке Романовыми в "татарина". Тут все очевидно. Романовы и их "дпузья" любили придумывать новые истории родословных. В тот раз все у них и вышло.
По легенде, именно в 15-м столетии предок Давыдова и перешел к русским на службу. И назвался Семеном.
Считается, что Денис тем самым не соврал ни против легенды, ни против правды. Только какая она, правда, то есть?
Ну да, был Чингизхан, был. Только почему то светловолосый?
Оказывается, все довольно просто. Он принадлежал к древнему роду "Борджигинов", вот и был, поэтому таким.
Ведь само название "Борджигин" означает не иначе как "синеглазый". Эти все Борджигины были высоки ростом, а волосы у них были достаточно светлыми, чтобы не считаться не только монголами, но и вообще азиатами.
Прямо не знаю, верить или нет персу Рашид ад-Дину? Но он в своем труде «Сборник летописей» отметил, что Чингизхан был-таки светловолосым. Что характерно, глаза у него тоже были не темные, а светлые.
А вот Марко Поло в "Книге о разнообразии мира" на миниатюре "Венчание Чингизхана на царство" изображал предка Дениса Давыдова таким:
Так вот, оказывается, каким "татарином" представлялся для Давыдова Чингизхан. Все сразу становится на свои места.
Но если Марко Поло жил в 13-м веке, то живший в 18 - 19-м века художник Пьер Дюфло изображал Чингизхана и его жену тоже явно не в монгольском обличии. Судите сами:
А вот жена Чингизхана, по имени Hyu-Chen:
Но я помню, что по легенде Увар был братом Давыда. Получается Уваровы тоже еще те потомки "татарина" Чингизхана, как и Давыдовы?
Во время Бородинского боя Кутузов приказал, чтобы казаки Платова и гвардейцы Уварова атаковали французскую пехоту и итальянскую кавалерию у реки Колочи. Да, там, у села Беззубово, было много работы. Гвардию Наполеон не вел тогда в бой. А вдруг русские введут в рейд еще какие-то части?
Сообщают, что этот рейд всего на два часа отразил главный удар Наполеона. Русские сделали перегруппировку сил. Был усилен центр и левый фланг.
Казаки Платова, почему то были жадны? Так, историк К. Краснов считал, что:
"...едва увидев богатства наполеоновского обоза, казаки забыли о цели операции и начали делить добычу...".
По мнению этого исследователя, основная цель рейда не была достигнута.
Французские силы в эпицентре битвы на целых два часа были введены русским рейдом в стопор. Русские передохнули и перегруппировали силы.
В результате рейда была отброшена кавалерийская бригада Орнано, а итальянская дивизия Дельзона только благодаря построению в каре избежала той же участи. Обоз и колонны бежали. Вице-король Италии чуть было не попал в плен.
Наполеон, не зная количества русских, участвовавших в рейде, собрал резервную гвардейскую кавалерию и вместе с артиллерией сам лично отправился исправлять ситуацию. А войска Уварова и Платова были отведены обратно за реку. Такую оценку боя дал военный историк из Канады Джордж Тейлор Денисон. Наша же историография имеет совершенно иную точку зрения. Отечественные историки считают рейд провалившимся, так как ни Уваров, ни Платов не были удостоены наград.
Левый фланг французов состоял из войск, которыми командовал сын первой жены-любовницы Наполеона Жозефины.
Это был вице-король Италии Эжен де Богарне. Под его руководством находился 4-й корпус, состоящий из 13-й и 14-й пехотных дивизий. Кроме того, в его распоряжении были еще две пехотные дивизий 1-го корпуса, а также две кавалерийские дивизий 3-го кавалерийского корпуса.
Итальянская гвардия, имевшаяся в составе 4-го корпуса, хотела идти в бой, дабы решить судьбу при штурме батареи Раевского. Но...
На левом фланге Великой Армии появились русские кавалеристы. После того, как Богарне узнал об отступлении войск Дельзона и Орно за реку Войну, вице король собрал кучу народа для исправления ситуации. С ним отправилась вся итальянская гвардия. А это ни много ни мало, целых три пехотных полка, два драгунских и эскадрон почетной гвардии. В придачу к этому также была предоставлена в помощь и 11 бригада легкой кавалерии Готрена.
Но что, же там происходило? Уваров с корпусом прибыл на левый фланг французов и сразу же с ходу атаковал 84-й и 92-й линейные, а также 8-й кроатский полки. Была также атакована и баварская кавалерия. Некоторые утверждают, что Уваров совершил ошибку, когда приказал гвардейцам атаковать французские каре в лоб.
Условия для кавалерийской атаки оставляли желать лучшего (овраг, речка, подъем, в лесу пехота врага). Но высокий уровень боевой выучки русских сделал свое дело.
В тот день в бой пошли 4 гвардейских полка: Казачий, Драгунский, Гусарский и Уланский. Им в помощь также были отряжены Нежинский драгунский и Елисаветградский гусарский полки.
Средь бела дня вся имевшаяся там французская артиллерия была захвачена, но вывезти ее не удалось. Русская конная артиллерия тогда хорошо поработала.
Под прибывшим к месту русского рейда Богарне была убита лошадь. Он спасся от русских сабель, только спрятавшись в каре 84 линейного полка. Русские пушкари в результате обстрела убили командира 1 бригады из дивизии Дельзона генерала Юар де Сент-Обен.
Вообще тогда без личного участия Наполеона ситуацию могли и не разрулить. Так, секретарь Наполеона барон де Фэн, например, писал:
"...Наполеон тотчас сел на лошадь и поехал туда, где опасность требовала его присутствия".
Полковник французского Генштаба Пеле отмечал о Наполеоне следующее:
"Взоры его часто обращались к Колоче. Он заметил атаки Уварова, отступление наших эскадронов, пальбу батальонов, бегство некоторых экипажей. Он тотчас же сел на лошадь и поспешил на другой берег ручья. Узнав о последствиях этого нападения и отступлении русской кавалерии, он вскоре возвратился к центру".
Пока гвардейцы Уварова осуществляли лобовую атаку французских каре, казаки Платова зашли в тыл к французам в районе деревни Валуевой, что на Новой Смоленской дороге. Донцами были атакованы баварцы, которые имели явное численное превосходство. Но отступили баварцы, а не донцы.
Казаки намеревались захватить обоз 4-го корпуса, но, увы, пришедшая итальянская гвардия им этого сделать не дала.
Поведение казаков Платова ругают, потому что они якобы были пьяны и присоединились к рейду позже гвардейцев Уварова. А Уварова обвиняют в том, что он якобы осуществил атаку в непростом рельефе местности. В тот момент не было времени выбирать идеальный рельеф. Пусть бы эти историки встали с дивана и сами бы поискали идеального рельефа для кавалерийской атаки. Сидя в кабинетах, ругать легко. Но главное, что такое мнение сложилось только потому, что Кутузову, видите ли, не понравился малый результат атаки.
Уваров считал, что рейд удался не в полной мере:
"...по невыгодному месту для кавалерии совершенного успеху эта атака не имела".
А вот Кутузов, докладывая Александру Первому, обвинял во всем казаков Платова. Вот что он писал в рапорте: "Уваров… не мог совершить того, как бы ему желалось, потому что казаки, кои вместе с кавалерийским корпусом должны были действовать… в сей день, так сказать, не действовали".
Да, два часа. Но какие два часа! Русские в итоге произвели перегруппировку. Да, батарея Раевского все же была захвачена французами, но позже. В битве при Бородино была уничтожена большая часть французской кавалерии. А Наполеон больше никогда не смог восстановить ее прежний уровень.