Найти в Дзене
Main Draft

Каппадокия без шаров. 1200 км по Турции за три дня

До этой поездки я даже не думала, насколько большая страна Турция. Три дня мы ехали, ехали, ехали, и… наконец приехали к южному побережью. Расскажу про то, как прошли дни в дороге и какие турецкие особенности отметили для себя. Заехали в Турцию мы 13 декабря. Через сухопутную границу Сарпи, доехали до Трабзона, затем Самсун, ночевка там, затем дорога до Каппадокии, ночевка и дорога до Мерсина. Про Трабзон и жуткую погоду по дороге в Самсун я рассказывала в предыдущей статье. Ночь в Самсуне прошла отлично: мы выспались, позавтракали, немного посмотрели в компьютеры, а затем снова засобирались в дорогу. Следующий пункт Каппадокия. Сотни летающих воздушных шаров на рассвете – вот что мы мечтали увидеть там. Добрались отлично, припарковались в самом сердце Каппадокии – в посёлке Гёреме. Доехали до места, когда стемнело, поэтому оценить красоту места удалось лишь на следующее утро. Проснулись в невероятном окружении! Ночевали мы там с 14 на 15 декабря. И к этой дате в эту часть Турции зима

До этой поездки я даже не думала, насколько большая страна Турция. Три дня мы ехали, ехали, ехали, и… наконец приехали к южному побережью. Расскажу про то, как прошли дни в дороге и какие турецкие особенности отметили для себя.

Заехали в Турцию мы 13 декабря. Через сухопутную границу Сарпи, доехали до Трабзона, затем Самсун, ночевка там, затем дорога до Каппадокии, ночевка и дорога до Мерсина.

Про Трабзон и жуткую погоду по дороге в Самсун я рассказывала в предыдущей статье.

Ночь в Самсуне прошла отлично: мы выспались, позавтракали, немного посмотрели в компьютеры, а затем снова засобирались в дорогу. Следующий пункт Каппадокия. Сотни летающих воздушных шаров на рассвете – вот что мы мечтали увидеть там.

Добрались отлично, припарковались в самом сердце Каппадокии – в посёлке Гёреме. Доехали до места, когда стемнело, поэтому оценить красоту места удалось лишь на следующее утро. Проснулись в невероятном окружении!

На рассвете в Каппадокии
На рассвете в Каппадокии

Ночевали мы там с 14 на 15 декабря. И к этой дате в эту часть Турции зима уже потихоньку наступила: на улице ночью было до -4, утром -1. Наш отопитель работал всю ночь без остановки, чтобы поддерживать тепло в автодоме.

Я не знала, в какое время запускают шары, прочитала в интернете, что время зависит от рассвета: зимой обычно с 6 до 7 утра. Посмотрела, во сколько солнце планировало встать 15 декабря – 7.54.

Поставила свой первый будильник на 7 утра.

Проснулась я, правда, раньше. Почему-то не спалось. На часах было 4 утра, я встала, попила воды, на всякий случай выглянула на улицу, проверить, не начали ли они шоу без нас. На улице была полная темнота, я вернулась в кровать и задремала.

Следующим встал Данил, в 6 утра. Ему тоже по какой-то причине не спалось, он решил не терять времени и сел поработать. Сквозь сон я попросила его выглянуть на улицу, проверить, нет ли шаров. На улице было темно, шаров не было.

В семь начало светать, я встала и оделась. Проверяла каждый 10 минут улицу – ничего. В 7.50 вышла и пошла гулять по округе, предполагая, что мы можем стоять в неудачном месте, где шаров не видно. Но… нет. Шаров не было ни в 4, ни в 6, ни в 8, ни в 10 утра. Их не запускали в этот день. К сожалению, так бывает.

Согласитесь, очень красиво?
Согласитесь, очень красиво?

Я сильно расстроилась нашему невезению, но не теряю надежды увидеть шары в следующий раз, на обратном пути.

Как я сказала выше, и ночью, и утром было прохладно, по этой причине задерживаться в Каппадокии не хотелось. 15 декабря, позавтракав, мы снова засобирались в дорогу. Долго думали, взять курс сразу на Анталью или сначала на Мерсин, чтобы дальше двигаться по побережью, и выбрали второй вариант. До Мерсина была возможность доехать чуть быстрее.

В целом, на протяжении всего пути было очень живописно! И горы в снегу, и красивые закаты – насмотрелись всего!

По пути в некоторых местах даже лежал снег
По пути в некоторых местах даже лежал снег

Дальше пара особенностей, которые мы заметили в Турции.

Во-первых, в Турции очень хорошие дороги! От самого Сарпи до Мерсина мы ехали только по бесплатным дорогам, и большую часть времени это четырёх- или шестиполосные дороги с отбойником, разделяющим встречные потоки: просторно и безопасно. Качество асфальта тоже почти везде было неплохим.

На наш взгляд, платной дорогой стоило воспользоваться только на одном небольшом участке по дороге из Каппадокии в Мерсин, т.к. бесплатная в этом месте – узкая, горная дорога, комфортная скорость там была не больше 30-40 км/час, а протяженность участка около 30 км. Этот час по плохой дороге можно было сократить по платной, но мы ещё пока не знаем, как оплачивать платные дороги в Турции и не узнавали, какие у них расценки.

Кстати, если вы знаете, как это тут устроено – поделитесь своим опытом в комментариях. Возможно, в следующий раз выберем платную дорогу.
Ровная дорога и красивый закат! ❤️
Ровная дорога и красивый закат! ❤️

Во-вторых, в Турции другой скоростной режиме в населённых пунктах и подход к определению его нарушения. В населённых пунктах можно развивать скорость до 50 км/час. Нарушением скоростного режима является превышение скорости на 11% и больше. В этом главное отличие: не фиксированное количество км как в России или в Грузии, а в процентах. Забавно же?

Размер штрафа за превышение скорости в Турции в 2024 году:

  • превышение на 11-30% - 1 506 лир (≈4 500 рублей);
  • превышение на 31-50% - 3 136 лир (≈9 400 рублей);
  • превышение >51% - 6 440 лир (≈19 300 рублей).

И есть ещё один большой штраф – 3 136 лир (≈9 400 рублей) – за непредоставление пешеходам права прохода.

И это караул!

Непонятно, как соблюдать это правило в Турции. Здесь очень много нерегулируемых пешеходных переходов, дороги многополосные, широкие, привычки пропускать пешеходов у местных жителей – нет. И вот едешь ты в центре города в потоке со скоростью больше 50 км/час (чтобы не тормозить поток, т.к. это опасно), и проезжаешь один пешеходный переход, второй, третий. Ни одна машина никого не пропускает, водители даже не притормаживают. Если это начнёшь делать ты, велика вероятность, что автомобиль сзади тебя догонит. Как соблюдать тут правила? Ну вот как?

А это уже парковка в Мерсине
А это уже парковка в Мерсине

В-третьих, забавно наблюдать, как от страны к стране отличаются сложившиеся традиции на дорогах. Например, в России:

  • Если вас кто-то случайно подрезал, встроился в ваш ряд или вы умышленно пропустили другого водителя на дороге, а он после этого включил аварийку, вы же тоже понимаете, что это – извинения или благодарность?
  • А хорошо известный способ предупредить о том, что впереди ДПС – моргание дальним светом встречному потоку, вам же это знакомо?

Такие традиции есть в России, и, мне кажется, все или большинство водителей их понимают. А в другой стране другие традиции.

Например, ни в Грузии, ни в Турции не благодарят аварийкой, когда водитель пропускает их на дороге. Зато в Грузии включают аварийку, когда останавливаются на нерегулируемом пешеходном переходе: так предупреждают водителя сзади, мол, торможу, и дают сигнал пешеходу: «Проходи».

А в Турции заметили такое: на многополосной дороге, когда мы ехали в правой полосе, водитель сзади, движущийся по левой полосе со скоростью больше нашей, моргал дальним светом, тем самым предупреждая: «Я еду, не перестраивайся в левый ряд».

Такое интересно замечать. Может быть, я о чем-то забыла? Какие традиции на дороге вы знаете в России и в других странах?
-7

В общем-то, на сегодня это всё. Больше тысячи километров и три дня дороги позади. Остановимся в Мерсине на пару дней. Расскажу о том, как пройдут дни тут в следующих статьях)