Во время Второй мировой войны принцессы Елизавета и Маргарет большую часть времени проводили в Виндзорском замке, вдали от Лондона, который бомбили. И каждый год, с 1941 по 1944, под Рождество здесь устраивали благотворительные спектакли-пантомимы.
А началось все годом ранее, на Рождество 1940 года, со скромной рождественской пьесы, которую принцессы разыграли с детьми, эвакуированными из Лондона. Принцесса Маргарет тогда спела гимн «Кроткий нежный Иисус» настолько трогательно, что ее отец заплакал.
Когда гувернантка принцесс, мисс Мэрион Кроуфорд, предположила, что девочки могут попытаться в следующем году поставить что-то более амбициозное, то младшая, Маргарет, ухватилась за эту идею.
«С этого момента, - писала позже гувернантка, - у меня не было ни секунды покоя. Маргарет меня постоянно преследовала и по дюжине раз в неделю обращалась ко мне со словами: «Кроуфи, ты же обещала, что…».
Девочка была так увлечена, что сама начала разрабатывать костюмы и декорации и уговаривала отца до тех пор, пока он не дал разрешение на подготовку масштабной постановки пантомимы.
Но и старшая сестра, Елизавета, обычно более сдержанная и серьезная, с энтузиазмом окунулась в подготовку рождественских спектаклей. «Я никогда не видела Лилибет более оживленной. В ней появилась какая-то искра», - писала Мэрион Кроуфорд.
При этом в трех из четырех спектаклей принцесса Елизавета играла роли юношей, и они ей отлично удавались.
Роль домашнего театра играл Зал Ватерлоо Виндзорского замка. Там делали сцену и расставляли стулья для зрителей.
В разные годы спектакли посещали от 300 до 600 человек. Вход не был бесплатным. Средства от продажи билетов передавали Королевскому домашнему шерстяному фонду, который поставлял вязаную шерсть для изготовления одеял солдатам на фронте.
Сценаристом и режиссером всех четырех пантомим стал Хьюберт Таннар, директор Королевской школы в Большом Виндзорском парке, а среди исполнителей были местные дети, в том числе эвакуированные из Лондона, и друзья принцесс.
Костюмы были поставлены фирмами H&M Rayne и L&H Nathan, а грим и парики – фирмами Leichner и Nathanwigs. Кроме того, принцессы надевали и собственную одежду, включая платья, созданные легендарным Норманом Хартнеллом.
А теперь давайте познакомимся с каждой пантомимой поближе. Сразу прошу прощения за качество фото: так как они изначально не слишком четкие, я не стала подгонять их по одинаковому размеру.
Золушка, 1941 год
Первой пантомимой в 1941 году стала «Золушка», где принцесса Елизавета играла принца Флоризеля, а принцесса Маргарет – Золушку.
Королева-мать то ли наставляет, то ли настраивает актеров перед спектаклем.
А зрители получали вот такую программку.
Спящая красавица, 1942 год
На следующий год давали «Спящую красавицу».
В этот раз главная роль досталась некоей Мэри Морсхэд.
Будущая королева исполняла роль принца Сальвадора, а ее младшая сестра – роль феи Чертополох.
Аладдин, 1943 год
Зимой 1943 года принцессы обратились к сказкам «Тысячи и одной ночи» и поставили «Аладдина».
В заглавной роли блистала принцесса Елизавета, а ее младшая сестра предстала в роли принцессы Роксаны.
Кстати, в тот день среди гостей был молодой принц Филипп Греческий, который «катался по проходам от ужасающих шуток».
Два года назад в Виндзорском замке проводилась выставка, посвященная знаменитым пантомимам. На ней были представлены и костюмы принцесс.
Вот костюм Аладдина. Листайте карусель, чтобы посмотреть на детали.
А вот костюм принцессы Роксаны.
А это костюм Абаназара, которого играл некий Джеймс Кокс.
Да, как вы уже поняли, согласно оригинальному либретто Хьюберта Таннара, Аладдина каким-то образом занесло в Китай.
Старая матушка в красных сапогах для верховой езды, 1944
И, наконец, в 1944 году принцессы выбрали для постановки совершенно неизвестную мне и русскоязычному интернету историю «Старая матушка в красных сапогах для верховой езды» (более корректного перевода я не придумала).
Принцесса Елизавета выступала в роли леди Кристины Шервуд, а принцесса Маргарет - в роли достопочтенной Люсинды Фэйрфакс.
Судя по костюмам, время действия этой истории – конец XIX - начало XX века.
Костюмы с этой пантомимы тоже были представлены на выставке в Виндзоре.
Вот костюмы леди Кристины Шервуд.
А вот платье достопочтенной Люсинды Фэйрфакс.
***
Вот так юные принцессы Елизавета и Маргарет при содействии большой группы единомышленников с пользой и весельем проводили время в трудные военные годы. Потому что терапевтическую силу искусства нельзя переоценить.
Так же, как и терапевтическую силу красоты. В связи с чем я очень рекомендую вам прочитать статью про изумительный кукольный домик королевы Марии, который живет в том же Виндзорском замке и в этом году впервые украшен к Рождеству.
Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем новеньком телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!
А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.
Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"